Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Улановой Е.С., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - Поваровой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 августа 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сон Л.Н. удовлетворить.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ членами семьи Сон Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., возражения на жалобу представителя Сон Л.Н. - Кривошеенко И.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сон Л.Н. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании членами его семьи ФИО1, ФИО2, ФИО3, мотивируя свои требования тем, что он со своей семьей: дочерью ФИО4 внуками - ФИО1 ФИО2 ФИО3., зятем - ФИО5 постоянно поживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес". Собственниками жилого помещение являются дочерь и зять. ФИО1 ФИО2 ФИО3 являются его внуками. Он со своей семьей ведет общее хозяйство, они имеют общий бюджет, несут общие расходы на питание, на транспортные расходы, на одежду, лекарства, внуки являются членами его семьи. Он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и участником программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153. Их семья стоит на очереди по месту жительства на получение жилья как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Он в настоящее время занимается оформлением документов для получения жилищного сертификата. Ссылаясь на указанные обстоятельства, и на то, что признание внуков членами его семьи необходимо для включения их в программу на получение субсидии по обеспечению жильем, Сон Л.Н. просил суд признать членами его семьи внуков - ФИО1 ФИО2 ФИО3
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в иске. Полагает, что право на получение государственного жилищного сертификата у самого Сон Л.Н. не возникло, поскольку он не состоит в списках, а следовательно неправомерно признание его внуков членами семьи при расчете социальных выплат.
Представитель Сон Л.Н. - Кривошеенко И.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что решение законное и обоснованное, оснований к его отмене нет. Просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сон Л.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". Собственниками указанного жилого помещения являются ФИО4 ФИО5 Помимо истца в квартире зарегистрированы дочь истца - ФИО4., внук - ФИО1., внучка - ФИО2 внук- ФИО3
Согласно Распоряжению первого заместителя Главы г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 с составом семьи пять человек, в том числе: отец - Сон Л.Н., сын - ФИО1, дочь - ФИО2, сын - ФИО3, проживающие по адресу - "адрес" была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда по договорам социального найма.
Родственные отношения между указанными лицами подтверждаются свидетельством о рождении Сон И.Л., свидетельством о заключении брака между Сон И.Л. и ФИО5, свидетельствами о рождении ФИО1 ФИО2 ФИО3
Согласно удостоверению Сон Л.Н. имеет право на компенсации и льготы, установленные законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как лицо перенесшее лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиоактивным воздействием, ставшее инвалидом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал в решении, что Сон Л.Н. зарегистрирован и проживает вместе со своей дочерью, зятем и внуками по адресу: "адрес", какого-либо другого жилища не имеет, в соответствии с действующим законодательством к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником дети и родители собственника, материалами дела и показаниями свидетелей подтвержден факт ведения совместного хозяйства с собственниками квартиры, признание внуков членами семьи Сон Л.Н. необходимо для произведения расчета размера субсидии на улучшение жилищных условий, иного жилого помещения у детей и внуков истца не имеется, данная квартира является их единственным местом жительства, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований и удовлетворении их в полном объеме.
Вместе с тем с выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 2 статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
С 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации продпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила).
Согласно пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2011 N 561).
В силу пункта 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Судом было установлено и представителем истца не оспаривалось в заседании судебной коллегии, что на момент рассмотрения дела в суде Сон Л.Н. не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как имеющий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истец только занимается оформлением документов для получения жилищного сертификата.
Судебная коллегия полагает, что при решении спора об отнесении родственников к членам семьи гражданина - участника вышеуказанной подпрограммы необходимо руководствоваться жилищным законодательством Российской Федерации во взаимосвязи с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и иными нормативными актами, регулирующие эти правоотношения.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, руководствуясь только ЖК РФ, не применив Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. N 153 и Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации продпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Каждая сторона в силу ст. 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено суду доказательств, что он имеет право на получение социальной выплаты, встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как имеющий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, что ранее этим правом не пользовался. Истцом не представлено тех же доказательств и в отношении лиц, которых он просит признать членами его семьи для включения их в программу на получение субсидии по обеспечению жильем.
Учитывая, что истец ранее не обращался к ответчику с заявлением об участии в подпрограмме с приложением документов согласно статьи 19 Правил, судебная коллегия приходит к выводу, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не нарушал прав Сон Л.Н., за защитой которых истец обратился в суд.
Учитывая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда и принять новое решение об отказе Сон Л.Н. в удовлетворении заявленных требований, поскольку законных оснований к их удовлетворению не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 августа 2012 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сон Л.Н. - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.