Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С..
судей - Сударьковой Е.В., Беляковой Н.В.,
с участием прокурора - Щелкуновой О.М..
при секретаре - Коцаревой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску прокурора г. Игарки в интересах Федирко "данные изъяты" к МКДОУ комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарки" о взыскании не доначисленной заработной платы и установлении минимального размера на будущее время,
по апелляционной жалобе ответчика МКДОУ комбинированного вида детский сад "Сказка" города Игарки" на решение Игарского городского суда Красноярского края от 01 августа 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад "Сказка" в пользу Федирко "данные изъяты" недополученную заработную плату в размере 7664 рубля 68 копеек.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад "Сказка" города Игарки начислять Федирко "данные изъяты" за отработанную норму рабочего времени в месяц заработную плату в размере МРОТ, установленного ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01.06.2011 года N 106 - ФЗ), что в суммарном выражении составляет 11066 рублей 40 копеек, с последующей индексацией изменений ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Игарки предъявил в суде иск в интересах Федирко "данные изъяты" к МКДОУ комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарки" о взыскании не доначисленной заработной платы и установлении минимального размера на будущее время. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Федирко "данные изъяты" работает у ответчика в должности подсобной рабочей по 2 разряду ЕТС. По смыслу статей 133,315-317 ТК РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны устанавливать заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер заработной платы не может быть меньше минимального размера оплаты труда установленного в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона N 82-ФЗ от 19.06.2000 года с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей ежемесячно. В нарушение требований Трудового Кодекса РФ заработная плата истца за март 2012 года составила 8 140 рублей, в апреле 2012 года - 8 223 рубля 43 копейки, в мае 2012 года - 5 482 рубля 29 копеек, что менее размера заработной платы с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Просит взыскать с ответчика не доначисленную заработную плату и обязать ответчика на будущее время производить выплату заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, установленного в РФ с начислением на нее районного коэффициента и северной надбавки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МКДОУ комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарка" просит об отмене принятого по делу решения, при этом ссылается на то, что работодатель является муниципальным казенным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не в праве самостоятельно устанавливать систему оплаты труда. Соответственно решение суда в части возложения обязанности по выплате заработной платы не меньше установленного размера является незаконным. Заработная плата истцу начислялась и выплачивалась правильно. Кроме того, вывод суда о размере заработной платы не основан на нормах действующего законодательства.
В судебное заседание истец Федирко "данные изъяты" представитель ответчика, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участвующими в деле лицами, процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет судебной коллегии сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Щелкуновой О.М., полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено исследованными по делу доказательствами Федирко "данные изъяты" работает в МКДОУ комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарка" подсобной рабочей по 2 разряду ЕТС. В соответствии с разделом 5 трудового договора ее заработная плата состоит из должностного оклада на основании штатного расписания, надбавки за работу в районах Крайнего Севера (80%) и районного коэффициента (1,6, то есть 60%). Как следует из расчетных листков, общее начисление за полностью отработанный месяц в марте 2012 года составило 8 140 рублей, куда включаются оклад по должности, доплата за вредность, надбавка, районный коэффициент и северная надбавка, ДО МРОТ; в апреле 2012 года - 8 223 рубля 43 копейки, куда включаются оклад по должности, доплата за вредность и по приказу, надбавка, районный коэффициент и северная надбавка; в мае 2012 года - 5 336 рублей 43 копейки, куда включаются оклад по должности, доплата за вредность и по приказу, надбавка, районный коэффициент и северная надбавка.
Удовлетворяя требования истца о взыскании недополученной заработной платы суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч.3 ст. 133 ГПК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ " О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей. Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истца не может быть менее 11066 рублей 40 копеек из расчета: 4 611 рублей - заработная плата, 60% районный коэффициент - 2766 рублей 60 копеек, северная надбавка - 80% - 3688 рублей 80 копеек.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что указанный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции РФ).
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что он обязан применять нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, который определил размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, судебная коллегия считает не состоятельными.
В соответствии с ч.10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно - правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно- правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно- правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статьей 315,316,317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа.
Довод апелляционной жалобы о том, что на работодателя не может быть возложена обязанность по выплате заработной платы в определенном размере, судебная коллегия считает обоснованным.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на работодателя производить начисления за отработанную норму времени в месяц заработную плату в размере МРОТ не менее 11 066 рублей 40 копеек, суд исходил из того, что данное требование не противоречит нормам права.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны на основании неправильного применения норм материального права.
В силу ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Трудовой спор индивидуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работник, чьи права и интересы нарушены и каждый работник может защищать свое нарушенное право, используя процедуру индивидуального трудового спора. Учитывая, что трудовым законодательством не предусмотрен такой способ защиты трудового права как возложение на работодателя обязанности начислять заработную плату на будущее время, требование о возложении обязанности производить начисление Федирко "данные изъяты" заработной платы в размере 11 066 рублей 40 копеек, является необоснованным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Судом при принятии решения вопрос о взыскании государственной пошлины от уплаты которой истец освобожден в силу закона, не был разрешен. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на взыскание с ответчика государственной пошлины, размер которой в соответствии со ст. 333.19 НК РФ по предъявленным требованиям составит 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Игарского городского суда Красноярского края от 01 августа 2012 года в части возложения на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарки" начислять Федирко "данные изъяты" за отработанную норму рабочего времени в месяц заработную плату в размере МРОТ, установленного ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с изменениями от 01.06.2011 года N 106 - ФЗ, что в суммарном выражении составляет 11066 рублей 40 копеек, с последующей индексацией изменений ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", отменить.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении требований прокурора г. Игарки в интересах Федирко "данные изъяты" к МКДОУ комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарки" об установлении минимального размера на будущее время, - отказать.
Дополнить резолютивную часть решения. Взыскать с муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "детский сад "Сказка" города Игарки" госпошлину в доход местного бюджета - 400 рублей.
В остальной части решение Игарского городского суда Красноярского края от 01 августа 2012 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.