Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ильиных Е.А., Украинцевой С.Н.
при секретаре Ким И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Владивостока в интересах Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации города Владивостока в предоставлении сведений по апелляционному представлению прокурора на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 4 июня 2012 года, которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., пояснения прокурора Судницыной С.П., поддержавшей апелляционное представление об отмене решения суда, возражения представителя администрации города Владивостока Бондарь Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Владивостока обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока предоставить прокурору персональные данные членов семьи муниципальных служащих, выраженного в письме заместителя главы администрации Химич Е.А. N от 30 марта 2012 года. В обоснование требований указано, что 21 марта 2012 года в целях проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части выполнения муниципальными служащими администрации города Владивостока обязанности по предоставлению работодателю сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, заместитель прокурора города Владивостока Соколова Н.С. на имя главы города Владивостока направила требование о предоставлении персональных данных муниципальных служащих администрации, а также персональных данных в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей указанных служащих. Письмом от 30 марта 2012 года в адрес прокуратуры поступили персональные данные только в отношении муниципальных служащих администрации города Владивостока, в предоставлении сведений в отношении членов семей муниципальных служащих отказано по причине отсутствия согласия субъектов персональных данных на их передачу со ссылкой на Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". По мнению прокурора, неисполнением законных требований прокурора нарушаются интересы Российской Федерации на верховенство закона. Просит признать незаконным отказ администрации города Владивостока в предоставлении прокурору города Владивостока персональных данных в отношении членов семей муниципальных служащих, обязать исполнить законное требование прокурора о предоставлении испрашиваемых сведений.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель администрации города Владивостока возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что истребуемые сведения являются конфиденциальными и не могут быть предоставлены без согласия их носителя. Федеральное законодательство о муниципальной службе предусматривает ограничение только прав муниципальных служащих в виде обязанности предоставлять персональные сведения, члены семей муниципальных служащих имеет право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Представитель заинтересованного лица полагает, что запрос информации в отношении членов семьи сотрудников администрации не согласуется с предметом прокурорского надзора, выходит за рамки компетенции прокурора и не соответствует закону. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился прокурор, в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения как незаконного, поскольку представление прокурора направлено в администрацию города Владивостока в рамках полномочий, предоставленных ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", обусловлено плановым проверочным мероприятием и основано на законодательстве о коррупции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что во исполнение требования прокурора от 21 марта 2012 года о предоставлении сведений и документов письмом администрации города Владивостока от 30 марта 2012 года N в его адрес направлены персональные данные муниципальных служащих администрации города Владивостока, находящихся на муниципальной службе.
В направлении сведений в отношении членов семей муниципальных служащих прокурору отказано в связи с отсутствием согласия субъектов персональных данных на их передачу по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О персональных данных".
Оставляя заявление прокурора без удовлетворения и признавая неисполнение представления прокурора в части предоставления персональных данных членов их семей обоснованным, суд исходил из положений пункта 10 статьи 3, статьи 7 ФЗ "О персональных данных" и сделал вывод о том, что персональные данные членов семьи муниципальных служащих являются конфиденциальными и не могут быть распространены без согласия носителей персональных данных, требования прокурора выходят за рамки его полномочий, а работодатель не мел возможности предоставить перечисленные в представлении прокурора сведения о членах семьи муниципальных служащих в связи с их отсутствием.
Такие выводы суда основаны на неверном определении обстоятельств имеющих значение для дела, обусловлены неверным толковании норм материального права и повлекли вынесение незаконного решения, которое подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 8.2 Приказа Генпрокуратуры России от 07 декабря 2007 года N195 (в редакции от 10 февраля 2012 года) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" определено особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
В соответствии с пунктом 16 плана работы прокуратуры Приморского края и пунктом 17 плана работы прокуратуры города Владивостока предусмотрено проведение проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере муниципальной службы в администрации города Владивостока.
Толкование в совокупности перечисленных нормативных правовых и ненормативных актов свидетельствует о наличии у прокурора полномочий истребовать в администрации города Владивостока сведения о членах семьи муниципальных служащих с целью реализации задач, установленных законодательством о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы.
Правовой статус муниципальных служащих определяется Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и предусматривает соблюдение определенной процедуры поступления на муниципальную службу, а также установление ограничений, связанных с пребыванием на муниципальной службе.
Так, в статье 16 названного закона содержится перечень документов, предоставляемых претендентом на муниципальную должность, в который входит заполнение анкеты по форме, утвержденной Распоряжением Правительства от 26 мая 2005 года N
Графы установленной формы содержат сведения о персональных данных членов семьи муниципального служащего: ФИО, дата и место рождения, место регистрации и место фактического проживания членов семьи.
Ограничение прав муниципальных служащих и членов их семей предусмотрено статьей 8 ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой они предоставляют работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Форма справки утверждена Муниципальным правовым актом города Владивостока от 09 марта 2011 года N294-МПА "Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению".
Предоставление достоверных и полных сведений о членах своей семьи, предусмотренных законодательством, является обязательным условием поступления на муниципальную службу, закон предусматривает проверку конфиденциальных сведений, при этом, получение согласия от членов семьи муниципального служащего не требуется.
Из изложенного следует, что истребование прокурором у работодателя имеющейся у него информации о членах семьи муниципальных служащих не противоречит требованиям закона и не нарушает прав носителей персональных данных, поскольку Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Направленное в рамках полномочий государственного органа требование, соответствующее закону, подлежит обязательному исполнению, а отказ администрации города Владивостока предоставить прокурору сведения о членах семьи муниципальных служащих является незаконным.
Вместе с тем, из смысла части 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" следует, что при осуществлении своих полномочий прокурор вправе требовать от должностных лиц органов местного самоуправления только ту информацию, которая должна быть у них в наличии.
Формирование личных дел муниципальных служащих осуществляется из документов, представляемых кандидатами при поступлении и прохождении муниципальной службы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" (статьи 13, 14.1, 15,16), однако законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает обязанность муниципального служащего предоставлять работодателю сведения о паспортных данных и индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН), что исключает возможность администрации города Владивостока предоставить запрашиваемые сведения.
В связи с изложенным прокурор не вправе требовать у работодателя отсутствующие у него сведения: паспортные данные, ИНН членов семьи муниципальных служащих, вследствие чего, отменяя решение суда, судебная коллегия в этой части отказывает в удовлетворении заявления прокурора, в остальной части заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 4 июня 2012 года отменить.
Заявление прокурора города Владивостока старшего советника юстиции Романченко Д.Д. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации города Владивостока в предоставлении персональных данных членов семей муниципальных служащих: фамилия, имя, отчество членов семьи, дата и место рождения, место регистрации и жительства.
Обязать администрацию города Владивостока исполнить законные требования прокурора путем предоставления перечисленных данных.
В части требований прокурора к администрации города Владивостока предоставить сведения о паспортных данных, ИНН супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.