Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Переверзиной Е.Б., Шадриной Е.В.
при секретаре Мельниковой О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Петрова А.Н. на решение Кингисепского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2012 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к Правительству Ленинградской области, Администрации МО " "данные изъяты"" о признании незаконными отказа в предоставлении бюджетных средств, отмене постановление в части снятия с учета; обязании признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., Петрова А.Н., представителя Правительства ЛО Яковлеву Н.Н.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кингисеппский городской прокурор обратился в суд с иском, в защиту интересов Петрова А.Н., к Правительству Ленинградской области и Администрации МО " "данные изъяты"" о признании незаконным отказа Правительства Ленинградской области в предоставлении Петрову А.Н. бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить безвозмездную субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения, обязании Администрации МО " "данные изъяты"" признать Петрова А.Н. нуждающимся в предоставлении жилого помещения (л.д.2-4).
В процессе судебного разбирательства процессуальный истец отказался от иска, указанный отказ принят судом, и производство по иску прокурора производством прекращено (л.д.140, 162-163).
Петрова А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал, указал, что принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС бессрочно. Полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года он имеет право на обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также на обеспечение дополнительной жилой площадью 15,9 кв.м.
Представители Администрации МО " "данные изъяты"", Правительства Ленинградской области исковые требования не признали, указали, что истец не относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Петров А.Н., претендуя на жилищный сертификат, не оформил обязательство о сдаче жилья, что исключает возможность предоставления денежных средств на приобретение (строительство) жилого помещения.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области в удовлетворении исковых требований Петрова А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе он ссылается на те же обстоятельства, которые положил в основу заявленных требований, а также указывает, что приобретение комнаты за свой счет являлось вынужденной мерой и понесенные расходы на ее приобретение должны быть компенсированы ему государством.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках аналогичной подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной этим Постановлением, осуществляется в порядке, установленном указанными Правилами.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Статьей 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших па учет до 1 января 2005 года, жилой площадью осуществляется в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 16, 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
В случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Из материалов гражданского дела следует, что Петров А.Н. является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС бессрочно (л.д.34, 36, 42).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы "данные изъяты" Ленинградской области истец был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как проживающий в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" женой и двумя сыновьями (л.д.37, 54, 55).
С января 2005 года после вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ обеспечение жильем стало происходить за счет выдачи государственного сертификата. Однако Петров А.Н. сертификат на получение жилого помещения, как инвалид ЧАЭС, не получал.
На заседании рабочей группы при Правительстве Ленинградской области, на основании пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" было принято решение, оформленное протоколом N N от ДД.ММ.ГГГГ, не предоставлять государственный жилищный сертификат Петрову А.Н.
При этом было принято во внимание, что состав семьи Петрова А.Н. 3 человека, норматив общей площади жилого помещения согласно пункту 16 Правил составляет 54 кв.м., общая площадь жилого помещения неотчуждаемого собственником - "данные изъяты" - дополнительная площадь, при этом разница составляет "данные изъяты" кв.м. (л.д.6-7, 61-73).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО " "данные изъяты"" за N Петров А.Н. был снят с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещения (л.д.5, 80-81).
В процессе разбирательства исковых требований Петрова А.Н. судом было установлено, что к моменту рассмотрения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области вопроса о праве Петрова А.Н. на получение государственного жилищного сертификата состав его семьи составил 3 человека, так как один из сыновей снялся с регистрационного учета в этой квартире (л.д.23, 55).
ДД.ММ.ГГГГ сын Петрова А.Н. - Петров Н.А. приобрел в собственность однокомнатную квартиру "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. (л.д.57-58)
ДД.ММ.ГГГГ по договору передачи жилого помещения в собственность граждан, двухкомнатная "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., перешла в собственность жены истца Петрова Т.Г.
Петров А.Н. и его сын Петров А.А. от приватизации жилого помещения отказались, оставив за собой право пользования жилой площадью (статья 31 часть 4 ЖК РФ).
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Петров А.Н. после смерти матери Петровой A.M. приобрел в собственность однокомнатную "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., в "адрес" (л.д.97, 118).
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Петров А.Н. приобрел 1/4 долю в праве собственности на трехкомнатную "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., в "адрес" (л.д.97, 119-120).
Исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений ( "данные изъяты" и количества членов семьи, заявленных на получение субсидии (3 человека) Петров А.Н. и его супруга и сын обеспечены жилой площадью в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством и не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Доводам истца, о том, что к членам его семьи относится второй сын и двое внуков, суд дал надлежащую правовую оценку, признав их несостоятельными.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Петров А.Н. не относится к гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и его исковые требования не могут быть удовлетворены.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 324-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Судья Заплохова И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.