судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.
судей Жуковой Н.Н. и Москалевой Е.В.
при секретаре Лагуте К.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе заявителя Гончарова Г.А. на решение Советского районного суда г.Липецка от 06 августа 2012 года, которым постановлено:
Гончарову Г.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области во внесении сведений в реестр адвокатов Липецкой области от 12 июля 2012 года и бездействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в принятии удостоверения адвоката Гончарова Г.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончаров Г.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области во внесении сведений в реестр адвокатов Липецкой области.
Свои требования заявитель обосновывал тем, что решением Совета адвокатской палаты Липецкой области от 29 июня 2012 года в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 ФЗ РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" у него был приостановлен статус адвоката. Основанием для приостановления статуса адвоката послужило заявление Гончарова Г.А. от 25 июня 2012 года о неспособности более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности в связи с предложением вступить в трудовые отношения с ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк". 03 июля 2012 года в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области Советом адвокатской палаты Липецкой области было направлено уведомление для внесения соответствующих сведений в региональный реестр. 12 июля 2012 года Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области было принято решение об отказе во внесении соответствующей записи в реестр адвокатов Липецкой области об адвокате в связи с приостановлением статуса адвоката. Заявитель с учетом уточненных требований просит признать незаконным отказ Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области во внесении сведений в реестр адвокатов, выраженный в письме от 12.07.2012 года N 2095 и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Липецкой области внести в реестр адвокатов Липецкой области сведения об адвокате Гончарове Г.А. в связи с приостановлением статуса адвоката и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Липецкой области принять удостоверение адвоката Гончарова Г.А.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области Ситникова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения об отказе во внесении сведений в реестр адвокатов Липецкой области.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица адвокатской палаты Липецкой области Клычев М.Т. поддержал доводы Гончарова Г.А. и указал, что у Управления Министерства юстиции по Липецкой области отсутствуют полномочия, связанные с отказом во внесении сведений в реестр адвокатов.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Гончаров Г.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения Гончарова Г.А. и представителя адвокатской палаты Липецкой области Клычева М.Т., поддержавших доводы жалобы, возражения против жалобы представителя Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области Пискун В.А., обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п.28).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ адвокат обязан соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции.
На основании п. 3 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг; вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги; принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя - юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего. Возложение указанных функций на работников адвокатских образований также не допускается.
В соответствии п.п.2 п. 1 ст. 16 ФЗ N 63-ФЗ статус адвоката приостанавливается в случае неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.
Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате (п.4 ст.16 данного Закона).
Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность(п.6 ст.16 Закона).
Согласно ст.16 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации. Порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции.
В соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также с учетом Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг приказом Минюста РФ от 05.02.2008 N 20 утвержден Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений"
В силу п.127 Административного регламента исполнение государственной функции по внесению сведений о приостановлении статуса адвоката в региональный реестр включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация представленных в территориальный орган уведомления совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката и прилагаемых к нему документов; изучение документов, необходимых для внесения сведений в региональный реестр, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым Законом и Административным регламентом; издание распоряжения территориального органа о внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката; внесение в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката; отказ во внесении в региональный реестр сведении.
В п.128 Административного регламента перечислены документы, необходимые для внесения в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката.
Как следует из п. 152 Административного регламента во внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 51 Административного регламента.
В соответствии с п. 153 Административного регламента, отказ оформляется в виде уведомления в адрес совета адвокатской палаты и уведомления адвокату.
В п.51 Административного регламента перечислены основания, по которым может быть отказано во внесении сведений о приостановлении статуса адвокатов в реестр.
Как установлено судом, Гончаров Г.А. имеет статус адвоката, что подтверждается удостоверением N 46 от 05 ноября 2002 года. Регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов 48/46.
25 июня 2012 года Гончаровым Г.А. в Совет адвокатской палаты Липецкой области было подано заявление о приостановлении его статуса адвоката в связи с неспособностью более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.
В подтверждение своей неспособности более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности Гончаров Г.А. представил документ, согласно которому, ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк" предложило ему вступить в трудовые отношения в должности советника Генерального директора ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк" по правовым вопросам, что подтверждается письмом генерального директора ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк" Кошелева И.Н., адресованного в Совет адвокатской палаты по Липецкой области от 25.06.2012 года.
Решением Совета адвокатской палаты Липецкой области от 29 июня 2012 года на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 16 ФЗ РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" статус адвоката Гончарова Г.А. был приостановлен.
03 июля 2012 года в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области Советом адвокатской палаты Липецкой области было направлено уведомление для внесения соответствующих сведений в региональный реестр.
Судом также установлено, что Гончаров Г.А. с 02.07.2012 года был принят на работу в группу советников и помощников генерального директора на должность советника генерального директора, без срока испытания, на основании трудового договора от 02.07.2012 года N 17, что подтверждается приказом о приеме работника на работу от 02.07.2012 года N 33к.
12 июля 2012 года Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области было принято решение об отказе во внесении соответствующей записи в реестр адвокатов Липецкой области об адвокате в связи с приостановлением статуса адвоката.
Основанием для отказа во внесении сведений о приостановлении статуса адвоката в отношении Гончарова Г.А. в реестр адвокатов Липецкой области явилось основание, предусмотренное п.п.3 п.51 Административного регламента, согласно которому, во внесении в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката отказывается, если из копии документа, представленного адвокатом в совет адвокатской палаты, служащего основанием для приостановления статуса адвоката, не усматривается неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.
Проанализировав нормы Федерального закона от 31 мая 2022 года N 63 -ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" суд пришел к правильному выводу о том, что решение вопроса о приостановлении статуса адвоката отнесено к компетенции совета адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, а исполнение государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта РФ и выдаче адвокатам удостоверений возложено на территориальные органы юстиции. Также федеральному органу юстиции предоставлено право определять процедуру исполнения государственной функции по ведению реестров адвокатов субъекта РФ.
Как следует из правовой позиции, выраженной в определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 N 1685-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Костюнина Владимира Константиновича на нарушение его конституционных прав статьями 9, 16 и 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", приостановление статуса адвоката и прекращение данного статуса различаются по своим правовым последствиям: если в случае приостановления статуса адвоката возможно его возобновление и повторная проверка соответствия лица необходимым квалификационным требованиям не требуется, то в случае прекращения статуса адвоката может иметь место лишь его повторное приобретение в общем порядке, который в настоящее время предусматривает сдачу квалификационного экзамена и принесение присяги.
При этом прекращение статуса адвоката по заявлению гражданина предполагает, что данное заявление подается в добровольном порядке - как результат волеизъявления гражданина, решившего прекратить осуществление адвокатской деятельности на неопределенный срок.
Как установлено судом, вопрос о приостановлении деятельности адвоката был связан с добровольным волеизъявлением Гончарова Г.А., а именно, с его желанием вступить в трудовые отношения с юридическим лицом. С учетом же имеющегося в статье 2 ФЗ от 31 мая 2022 года N 63 -ФЗ прямого запрета адвокату вступать в трудовые отношения в качестве работника, Управление Министерства юстиции РФ по Липецкой области, исполняя государственную функцию по ведению реестров адвокатов, которая в том числе включает и проверку соответствия представляемых документов требованиям, предъявляемым Законом, обоснованно отказало во внесении в реестр сведений о приостановлении статуса адвоката Гончарова Г.А. При этом Управление Министерства юстиции РФ по Липецкой области верно сослалось на то, что из представленных документов не усматривается неспособность Гончарова Г.А. исполнять свои профессиональные обязанности.
В соответствии со ст.4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), который устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), п. 26 которого содержит перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) либо для отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги). Таким образом, вывод суда о том, что Управление Министерство юстиции РФ по Липецкой области, отказывая в исполнении возложенной на него государственной функции, действовало в пределах своих полномочий, является верным.
При этом суд правильно указал, что данным решением Управление Минюста РФ по Липецкой области не отменяло решение Совета адвокатов о приостановлении статуса адвоката Гончарова Г.А., а отказало лишь в исполнении государственной функции по внесению в региональный реестр сведений о приостановлении статуса адвоката Гончарова Г.А., предложив представить документ, подтверждающий основания приостановления.
Поскольку ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" предусмотрена обязанность лица, статус адвоката которого приостановлен в соответствии со ст. 16 Закона, сдать свое удостоверение в территориальный орган юстиции после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты, то учитывая, что доказательств, свидетельствующих об отказе Управления Минюста РФ по Липецкой области принять удостоверение адвоката Гончарова Г.А. заявителем не представлено, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным отказа Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области в приеме удостоверения.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для удовлетворения заявления Гончарова Г.А. о приостановлении производства по рассмотрению апелляционной жалобы на решение Советского районного суда г.Липецка от 06.08.2012 г. до рассмотрения Верховным Судом РФ его заявления об оспаривании конкретных пунктов Административного регламента, не имеется, поскольку вывод суда о законности действий Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области основан в первую очередь на нормах ФЗ от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ " Об адвокатах и адвокатской деятельности".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 06 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
заявителя Гончарова Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.