Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Морозовой А.И.,
с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Михалевой Л.В.,
при секретаре Рудник И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области на решение Ленинского районного суда Тульской области от 18 июля 2012 года по гражданскому делу по иску Тульского природоохранного прокурора, предъявленного в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области об обязании организовать сбор, вывоз бытовых и строительных отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тульский природоохранный прокуратур обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области об обязании организовать сбор, вывоз бытовых и строительных отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов, расположенного в ....
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проверки, проведенной дата природоохранной прокуратурой совместно с представителем Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области с выездом на место с участием начальника сектора ЖКХ администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района, установлено, что ... имеется свалка бытовых и строительных отходов размером около 300 х 10 м.
Считает, что администрация муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области не реализует установленные законом полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что повлекло образование несанкционированной свалки на территории муниципального образования.
В судебном заседании представитель истца - помощник Тульского природоохранного прокурора Шайдова Э.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представители ответчика администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области по доверенностям Москалева О.В., Анатулаева Т.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов экологии Тульской области по доверенности Петров Н.И. в судебном заседании просил исковые требования прокурора удовлетворить.
Решением Ленинского районного суда Тульской области от 18 июля 2012 года постановлено:
исковые требования Тульского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области организовать сбор и вывоз бытовых и строительных отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов, расположенного ....
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области по доверенности Анатулаевой Т.М., прокурора Тульской областной прокуратуры Михалевой Л.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Тульским природоохранным прокурором заявление предъявлено в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата Тульской природоохранной прокуратурой проведено обследование юго-западной части ... (земельный участок с кадастровым номером *), о чем составлен акт.
В результате обследования установлено, что на территории муниципального образования Федоровское Ленинского района, ... (кадастровый номер *), имеется несанкционированная свалка строительного мусора, твердых бытовых отходов, размером около 300 на 10 метров.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, проанализировав изложенные выше нормативные акты, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых и строительных отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов надлежит возложить на администрацию муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником земельного участка, где расположена несанкционированная свалка, является Тульская область, который в силу требований ст. 210 ГК РФ должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что свалка была образована, когда земельный участок находился в ведении Иншинского сельского поселения, проведенной проверкой и судом не установлено точное местонахождение свалки, так как имеется только привязка к местности, а, следовательно, возлагать на администрацию муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области обязанность по организации сбора и вывозу мусора необоснованны.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером * площадью 314800 кв.м, находится примерно в 1180 м по направлению на северо-запад ориентира - населенного пункта, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ....
На основании Распоряжения Правительства Тульской области от 17 ноября 2011 года N 206-р "О включении земельного участка в границы села Маслово Ленинского района и установлении вида его разрешенного использования" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером * площадью 314800 кв.м, находящийся примерно в 1180 м по направлению на северо-запад ориентира - населенного пункта, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ..., что территориально относится к муниципальному образованию Федоровское Ленинского района Тульской области.
Тем самым, судом первой инстанции достоверно установлено, что несанкционированная свалка располагается ....
С данным выводом соглашается и судебная коллегия.
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что бюджет муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области является дотационным и денежных средств на вывоз мусора не имеется, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности ответчика по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, отнесенной действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области обязанности по организации сбора и вывоза бытовых и строительных отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов, выявленного в ходе прокурорской проверки.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылки в апелляционной жалобе о необоснованности выводов суда и неверном применении норм права свидетельствуют об ошибочном толковании закона.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормах материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.