Решение Краснодарского краевого суда от 13 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.Геленджике Рутковского В.В. на постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 03 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением судьи Геленджикского городского суда от 03 июля 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Калоева А.В. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.Геленджике просит постановление Геленджикского городского суда от 03 июля 2012 года отменить. В обоснование доводов указано, что постановление суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований административного законодательства, без полного исследования всех материалов дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Одновременно просил восстановить срок для обжалования указанного судебного постановления.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отмене постановления судьи по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно материалам дела, копия постановления судьи Геленджикского городского суда от 03 июля 2012 года была получена территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.Геленджике, согласно штампу входящей корреспонденции, 06 августа 2012 года (л.д.46). Жалоба административного органа на постановление судьи поступила в Геленджикский городской суд 15 августа 2012 года (л.д.41), то есть в срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 17 мая 2012 года ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.Геленджике в отношении ИП Калоева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, 16 мая 2012 года при проведении плановой проверки автомойки, принадлежащей ИП Калоеву А.В., по адресу: " адрес обезличен ", установлено, что при эксплуатации автомойки образуются следующие отходы: нефтепродукты, сточные воды, эмульсия, шлам от отстойника нефтепродуктов, твердые бытовые отходы, гравий, бетонная крошка, пластмассовые емкости из под моющих средств, ртутные лампы, ветошь, загрязненная маслами, при этом выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. А именно: на территории автомойки отсутствует специально выделенное место (площадка) для временного хранения отходов; условия сбора и накопления отходов не определены классом опасности отходов, способом упаковки и не отражены в техническом регламенте (инструкции), не обеспечены условия хранения твердых промотходов I класса (люминесцентные лампы); не соблюдаются условия для хранения отходов автомойки, не представлена площадка с водопроницаемым покрытием с обваловкой и обособленной сетью ливнестоков; договор со специализированной организацией, имеющей лицензию в области обращения с опасными отходами на образующиеся отходы в процессе деятельности предприятия, на вывоз промышленных отходов не представлен; класс опасности отходов предприятия не согласован со службой Роспотребнадзора, что является нарушением Санитарных Правил и норм.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ИП Калоева А.В. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судьей первой инстанции указано, что ИП Калоев А.В. не занимается сбором, складированием, использованием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой, захоронением и ином обращении с отходами.
Данный вывод суда первой инстанции является преждевременным и опровергается материалами дела.
В соответствии с правовой позицией по проблеме применения статьи 8.2 КоАП РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 12 июля 2011 N 709/11, разъяснено, что статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производств, потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, захоронения отходов.
Законом "Об отходах производств, потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Таким образом, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования вышеуказанного Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Как следует из административного материала, актом проверки Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.Геленджике от 16 мая 2012 года установлено, что Калоев А.В. на территории принадлежащей ему автомойки складировал и хранил отходы, образованные в результате его производственной деятельности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2).
Согласно требованиям пунктов 3.2 и 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15 июня 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их хранение: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II класса - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III класса - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV класса - навалом, насыпью, в виде гряд (пункт 3.6).
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной тape поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями (пункт 3.7).
В соответствии с пунктом 3.19 транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Калоев А.В. допустил несоблюдение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Кроме того, в нарушении пунктов 2.9, 2.10 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 года N 144, и устанавливающих гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека, при эксплуатации автомойки ИП Калоевым А.В. не согласован со службой Роспотребнадзора класс опасности отходов предприятия.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Между тем, прекращая производство по делу в отношении ИП Калоева А.В., судьей первой инстанции не исследовались и не оценивались доказательства, которыми может быть подтвержден факт несоблюдения ИП Калоевым А.В. вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей не были соблюдены требования п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Геленджикского городского суда от 03 июля 2012 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
РЕШИЛ:
Жалобу начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.Геленджике Рутковского В.В. удовлетворить.
Постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 03 июля 2012 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.