Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе судьи- председательствующего Ковалева А.М.,
судей Мартышенко С.Н., Камышовой Т.В.,
при секретаре Мушкетовой И.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мартышенко С.Н. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата РО на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
[ФИО]6 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области, о взыскании денежной компенсации за наем жилья.
Исковые требования мотивировал тем, что с 23 октября 1980 года по 24 июня 2011 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. Приказом Командующего войсками южного военного округа от 25.03.2011 года был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. 12.12.2011 года обратился в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения. В выплате компенсации было отказано. Считая отказ незаконным, истец обратился в суд и просил взыскать с ответчика ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей за наем жилого помещения и судебные расходы.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель истца, действующий на основании доверенности исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Дело рассмотрено судом в отсутствии истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Решением Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исковые требования [ФИО]6 к Военному комиссариату АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН о взыскании денежной компенсации за наем жилья удовлетворены.
С Военного комиссариата Ростовской области в пользу Белогубова С.В. взыскана денежная компенсация за наем жилья за период с 25.06.2011 года по 20.06.2012 год в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей, судебные расходы по оплате госпошлины в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА копеек, расходы по оформлению доверенности в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рубля, расходы по оплате услуг представителя ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей, а всего ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей 60 копеек.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Ростовской области просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований [ФИО]6 отказать.
Апеллянт считает вышеуказанное решение незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, так как суд при вынесении решения не принял во внимание положения п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", в соответствии с которым военнослужащие подают рапорт с просьбой ходатайствовать перед органом местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Истец такой рапорт не подавал, не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005года, в связи с чем, по мнению апеллянта, исковые требования [ФИО]6 нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия, обсудив вопрос о возможности слушания дела в отсутствие не явившихся лиц, и признав возможным рассмотреть дело в их отсутствие, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что приказом командующего войсками Южного военного округа от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН [ФИО]6 уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой 30 лет 5 месяцев.
На момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением и оставался в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
С момента исключения из списков личного состава истцу прекратили выплату денежной компенсации за наем жилого помещения.
20 июня 2012 года истцу была предоставлена квартира от Министерства обороны РФ по договору социального найма НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
[ФИО]6 обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за наем жилья с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, на которое получил отказ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ N 909 от 31.12.2004г. и исходил из того, что представленные истцом доказательства, свидетельствуют о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Согласно положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Также указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью данного обеспечения в установленный законом срок.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что [ФИО]6 был признан нуждающимся в жилом помещении, на момент увольнения жилым помещением не обеспечен.
Доказательств, опровергающих установленные судом, а также приведенные выше обстоятельства дела апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о доказанности истцом наличия у него оснований, предусмотренных действующим законодательством на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилья обоснован материалами дела и постановлен в соответствии с вышеприведенными нормами права, регулирующими данный вид правоотношений.
Довод апелляционной жалобы Военного комиссариата Ростовской области о незаконности постановленного решения в связи с тем обстоятельством, что истец не является нуждающимся в жилом помещении, так как не состоит на учете в органе местного самоуправления, не может является основанием для отмены решения суда, поскольку истец включен в список очередников на получение жилых помещений на основании решения жилищной комиссии войсковой части еще до увольнения с военной службы и после увольнения пожелал остаться в этих же списках нуждающихся.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Согласно п. 13 указанного Постановления военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Довод апеллянта о том, что истец в установленном порядке указанный рапорт не подавал, не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку не основан на нормах права и не подтвержден материалами дела.
Мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений носит, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П, исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства.
Несмотря на то что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Напротив, и в этом случае федеральный законодатель должен осуществлять правовое регулирование с учетом вытекающего из статей 19 и 55(часть3) Конституции Российской Федерации общего требования, в силу которого различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П).
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения был определен судом на основании Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
При этом определенный судом размер денежной компенсации сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.