Мытищинский городской суд Московской области в составе:
судьи Верховской Е.Н.,
при секретаре Никитиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3422/12 по иску Овчинникова А. А. к ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области о зачете периодов работы в трудовой стаж, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении, о зачете периода работы в трудовой стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном исчислении и об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Овчинников А.А. обратился в суд с иском к ГУ - Главное управление ПФР N 6 по г. Москве и Московской области о зачете в специальный трудовой стаж в календарном исчислении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в Некоммерческом партнерстве "Клиника Московского института кибернетической медицины"; о зачете в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача-интерна при прохождении интернатуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации и командировка на семинары.
В обоснование своих требований указал, что ему было отказано в назначении льготной пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа - 30 лет. В специализированный стаж не были включены вышеуказанные периоды работы. Отсутствие необходимого стажа исключает назначение ему льготной пенсии, в связи с чем вынужден обратиться в суд за разрешением возникшего спора.
Истец Овчинников А.А. и его представитель - по доверенности и ордеру Яшин Н.Д. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили данные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - по доверенности Харитонова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск (л.д. 48-49).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция РФ гарантирует каждому равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций, в том числе, независимо от рода и места деятельности (ст.19 Конституции). Поэтому следует признать, что должны быть равными и пенсионные права работников медицинских учреждений.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.02.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Овчинников А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии. При рассмотрении его заявления к зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не были приняты следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в Некоммерческом партнерстве "Клиника Московского института кибернетической медицины", со ссылкой на то, что в Списке учреждений данная организация не поименована и не заявляла о наличии льготных рабочих должностей;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра, поскольку не подтверждена врачебная деятельность руководителя;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации и командировка на семинары, со ссылкой на то, что данные периоды являются отпусками без сохранения заработной платы и не предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года;
период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в МБУЗ "Городская больница N "адрес" засчитан в календарном исчислении.
Специальный стаж составил 28 лет 02 месяца 15 дней (л.д. 14-16).
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Об этом же говорится и в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках" и в п.6 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий", утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 года N 555.
Из копии трудовой книжки Овчинникова А.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят в МБУЗ "Городская больница N "адрес" врачом-анестезиологом с прохождением одногодичной интернатуры, уволен ДД.ММ.ГГГГ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в терапевтическом отделении в Некоммерческом партнерстве "Клиника Московского института кибернетической медицины" (л.д. 23-37).
Работа истца в должности врача-терапевта в терапевтическом отделении в Некоммерческом партнерстве "Клиника Московского института кибернетической медицины" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также приказами о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ и о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ, лицевым счетом за указанный период работы, выписками из табеля рабочего времени (л.д. 108, 121, 125, 151-161).
Согласно Списка должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.02.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 предусмотрен перечень структурных подразделений, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В данном Списке в разделе "Наименование должностей" предусмотрены врачи-специалисты всех наименований, в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (в том числе диагностический, лечебной физкультуры и спортивной медицины).
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт1статьи27 и подпункты7-13пункта1статьи28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из Устава НП "Клиника Московского института кибернетической медицины" усматривается, что основной деятельностью Партнерства является осуществление деятельности по охране здоровья граждан. Для осуществления своих целей Партнерство в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности: осуществление лечебной деятельности по широкому спектру заболеваний; оказание медицинских услуг населению и организациям г. Москвы, субъектам РФ и иностранным гражданам; проведение комплекса диагностических мероприятий гражданам и организациям (л.д. 139-149).
Клиника осуществляет свою деятельность на основании лицензий Департамента здравоохранения г. Москвы. В соответствии с данными лицензиями Клиника оказывает следующие услуги: лабораторную диагностику, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь (лечебная физкультура и спортивная медицина, клиническая лабораторная диагностика, функциональная диагностика и т.д.) (л.д. 126, 127, 128-129, 130, 131-132, 133, 134, 135-136, 137-138).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.3 Постановления от 03 июня 2004 г. N 11-П по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.
Данная правовая позиция также нашла свое отражение и в Определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 г. N 520-О-О, N 906-О-О от 23.06.2009 г., N 1183-О-О от 23.09.2010 г., где отмечено, что устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от организационно-правовой формы учреждения, осуществляющего услуги по оказанию медицинской помощи, осуществлению иной лечебной деятельности, формы собственности юридического лица, поскольку назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поскольку материалами дела подтверждено осуществление истцом лечебной деятельности в медицинском учреждении, в том числе осуществление им амбулаторно-поликлинической помощи населению, то с учетом сущности и социального смысла пенсионного законодательства, конституционно-правового смысла ст. ст. 19, 39 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 07 месяцев 10 дней) в должности врача-терапевта в терапевтическом отделении в Некоммерческом партнерстве "Клиника Московского института кибернетической медицины" подлежит зачету в специальный стаж.
Из объяснений участвующих лиц и материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец направлялся на курсы повышения квалификации и в командировку на семинары (л.д. 15, 57, 96).
В период направления на курсах повышения квалификации и в командировку истец работал в должности врача-анестезиолога в операционном отделении в "адрес" офтальмологической больнице и в должности заведующего операционным блоком в Республиканском кардиохирургическом центре, работа в которых была включена истцу в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) (л.д. 15, 23-37).
Согласно статей 165, 168 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации одной из гарантий при направлении работника на курсы и в служебную командировку является сохранение средней заработанной платы, перечисление взносов в пенсионный фонд.
В соответствии с Основами Законодательства "Об охране здоровья населения", утвержденными 22 июля 1993 года, и Положением "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и Медицинской промышленности Российской Федерации от 19 декабря 1994 года N 286, прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие занимаемых ими должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Согласно приказу N-к от ДД.ММ.ГГГГ по Республиканскому кардиологического диспансеру, Овчинников А.А. - зав. операционным блоком был командирован в "адрес" в НЦХ РАМН для изучения методов операции на открытом сердце сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57).
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Разрешая спор в данной части, суд с учетом установленных обстоятельств, приведенных выше норм права, приходит к выводу что указанные периоды подлежат зачету в льготный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку командировка и курсы повышения квалификации, предоставляемые с сохранением средней заработной платы и места работы и предусмотренные ст. ст. 173 - 176 ТК РФ, являются разновидностью дополнительных отпусков, поскольку за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, поскольку в периоды нахождения в командировке и курсах повышения квалификации, истец работал в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, то исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы Закона и обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования Овчинникова А.А. о зачете в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 12 дней).
Как было указано выше, в трудовой книжке имеется запись о работе истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Медсанчасти N в должности врача-анестезиолога с прохождением одногодичной интернатуры (л.д. 25). При этом, период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в специальный стаж в календарном исчислении, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготном исчислении.
Истец просит зачесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, ссылаясь на то, что интернатура в данный период проходилась им в связи со специализацией по медицинской должности, предусмотренной Списками, и на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В соответствии с п. 2 вышеуказанного Постановления врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев. Согласно указанному Перечню право на зачет стажа в льготном исчислении (один год работы как один год и 6 месяцев) имеют врачи анестезиологи.
В силу п. 3 того же Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 Постановления.
Ныне действующим Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно указанному Перечню право на зачет стажа в льготном исчислении (один год работы как один год и 6 месяцев) имеют врачи анестезиологи, в том числе, в клиниках и Медсанчастях.
Вместе с тем, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Управлением пенсионного фонда в присутствии начальника отдела кадров МБУЗ "Городская больница N, в лицевых счетах начисления заработной платы на Овчинникова А.А. имеется запись: принят врачом-терапевтом с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); в лицевых счетах за 1985 год Овчинников А.А. - врач анестезиолог (л.д. 95).
Врачи-терапевты, работающие в Медсанчастях и больницах, согласно вышеуказанным Спискам и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, пользуются правом на пенсию за выслугу лет и их работа засчитывается в стаж работы в календарном порядке.
Кроме того, федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского (фармацевтического) образования, условием для занятия соответствующих должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" послевузовское профессиональное образование может быть получено в интернатуре образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Порядок прохождения одногодичной специализации (интернатуры) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов урегулирован Приказом Министерства здравоохранения СССР N 44 от 20 января 1982 г. и утвержденным этим Приказом Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов согласованным с Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г., действующим до настоящего времени.
Указанным Положением закреплено, что интернатура является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста (пункт 1).
Таким образом, врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку, как указано выше, период прохождения интернатуры - это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Пунктом 20 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, являющегося приложением N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, установлено, что после окончания интернатуры и сдачи выпускного экзамена по специальности врачам-интернам выдается удостоверение с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста. Таким образом, квалификацию врача-специалиста интерн приобретает только после окончания интернатуры и сдачи экзамена.
С учетом изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении.
Разрешая требования истца о зачете в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра, суд учитывает следующее.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39(часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.
Как было указано выше, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.
В соответствии с п. 1 Списка занимаемая истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность главного врача - генерального директора не указана в перечне должностей. Правом на пенсию за выслугу лет в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), согласно Списку пользуются, в том числе, оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие в отделения хирургического профиля. Правом на пенсию за выслугу лет в календарном исчислении пользуются врачи специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность.
Ранее действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 предусматривалось аналогичное право на пенсию за выслугу лет.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из объяснений истца в исковом заявлении и в судебном заседании усматривается, что, работая в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра, он выполнял хирургические операции в условиях стационара, т.е. фактически выполнял работу врача-хирурга.
Однако, из представленных истцом документов и представленных БУ ЧР "Республиканский кардиологический диспансер" по запросу суда личной карточки Т-2, приказов N л/с от ДД.ММ.ГГГГ, N-к от ДД.ММ.ГГГГ, лицевых счетов, штатного расписания за 1996-1997 гг. не усматривается, что в оспариваемый период истец выполнял обязанности врача-хирурга в течение полного рабочего дня (л.д. 59, 60-67, 68-71, 86-87. 91-92). Операционные журналы, должностные инструкции и иные документы, подтверждающие работу истца в должности, которая бы засчитывалась в трудовой стаж в льготном исчислении, представлены не были.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в части зачета в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра, не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Управление Пенсионного фонда засчитало истцу в льготный стаж 28 лет 02 месяца 15 дней, с учетом зачтенных судом периодов (06 лет 07 месяцев 10 дней + 05 месяцев 12 дней), суд находит установленным у Овчинникова А.А. специального 30-летнего стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 19 федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По изложенным основаниям, суд удовлетворяет требования истца о назначении пенсии с момента обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинникова А. А. удовлетворить частично.
Зачесть Овчинникову А. А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в календарном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в Некоммерческом партнерстве "Клиника Московского института кибернетической медицины".
Зачесть Овчинникову А. А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области назначить Овчинникову А. А. досрочную трудовую пенсию по старости, с учетом подлежащих в специальный трудовой стаж периодов работы, с момента обращения в ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Овчинникову А. А. в удовлетворении исковых требований к ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области о зачете в специальный трудовой стаж периодов работы в льготном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного врача - генерального директора Республиканского кардиохирургического центра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Медсанчасти N - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.