Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе; председательствующего судьи Лихачева В.А., при секретаре судебного заседания Фокиной О.Я., с участие прокурора Горшковой Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павлово-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области, ООО "Ойл+" о признании недействительным разрешения от ДД.ММ.ГГГГ г. N на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, возложении обязанности по отмене разрешения на строительство; о признании недействительным разрешения ДД.ММ.ГГГГ года N на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности по отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд
УСТАНОВИЛ:
Павлово-Посадский городской прокурор Московской области просит признать разрешение от "данные изъяты" года N на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, расположенной по адресу: "адрес", выданное заместителем Главы Администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области ООО "Ойл+" недействительным. Обязать главу города Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг.
В обоснование иска прокурор указывает, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N выданное ООО "Ойл+" на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг не соответствует требованиям ст. 48.1, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ. На момент получения указанного разрешения у ООО "Ойл+" отсутствовало положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Павлово-Посадский городской прокурор Московской области также обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц жителей г. Павловского Посада в которых просит разрешение, выданное Администрацией муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года N ООО "Ойл+" на ввод объекта в эксплуатацию - автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, расположенной по адресу: "адрес" признать недействительным и возложить обязанность по отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В обоснование иска прокурор указывает, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N выданное ООО "Ойл+" на ввод объекта в эксплуатацию - автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг не соответствует требованиям ст. 49, 54, 55 Градостроительного кодекса РФ. На момент получения указанного разрешения у ООО " "данные изъяты" отсутствовало заключение органа государственного строительного надзора и документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии.
В судебном заседании представитель прокурора Горшкова ***. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители Администрации муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области Рыжов *** Сурина *** полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ г. заключение органа государственного строительного надзора не требуется. Согласно письма N от ДД.ММ.ГГГГ г. Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу размещение АЗС не нарушает законодательных актов РФ и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Представитель ООО "Ойл+" Селин "данные изъяты". иск не признал и пояснил, что АЗС расположена на принадлежащем обществу земельном участке, все необходимые документы имеются, договор обязательного страхования гражданской ответственности заключен, ООО получено свидетельство о государственной регистрации права на АЗС. Требование прокурора о получении экспертизы проектной документации объекта, заключения органа государственного строительного надзора не основаны на законе.
Представитель "Главгосстройнадзора" Московской области Кожевников *** пояснил, что АЗС относятся к объектам социально-бытового назначения. АЗС не относится к опасным объектам. Проектная документация на строительство, реконструкцию АЗС, а также капитальный ремонт АЗС, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности АЗС, подлежат государственной экспертизе, если санитарно-защитная зона выходит за пределы границ земельного участка, на котором расположена АЗС. В данной ситуации заключение органа государственного строительного надзора не требуется.
ДД.ММ.ГГГГ. был составлен протокол об административном правонарушении за строительство АЗС без полученного в установленном порядке разрешения органа местного самоуправления. В настоящее время такое разрешение имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ также регламентирует право прокурора на обращение в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, "действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда по делу N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. Павлово-Посадскому городскому прокурору Московской области отказано в удовлетворении исковых требований к ООО "Ойл+" об освобождении самовольно занятого земельного участка.
Постановлением Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ г. ООО "Ойл+" предоставлен в аренду земельный участок площадью 4500 кв.м. по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - "размещение АЗС с комплексом придорожных услуг".
В акте комиссии по выбору земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. указано "использование участка в прошлом и настоящее время - пустырь, согласие граждан не требуется".
Павлово-Посадский городской прокурор Московской области просит признать разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, расположенной по адресу: "адрес" выданное заместителем Главы Администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области ООО "Ойл+" недействительным. Обязать главу города Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг.
В обоснование иска прокурор указывает, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N выданное ООО "Ойл+" на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг не соответствует требованиям ст. 48.1, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ. На момент получения указанного разрешения у ООО "Ойл+" отсутствовало положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Павлово-Посадский городской прокурор Московской области также просит разрешение, выданное Администрацией муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года N "Ойл+" на ввод объекта в эксплуатацию - автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, расположенной по адресу: "адрес" признать недействительным.
В обоснование иска прокурор указывает, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ года N выданное ООО "Ойл+" на ввод объекта в эксплуатацию - автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг не соответствует требованиям ст. 49, 54, 55 Градостроительного кодекса РФ. На момент получения указанного разрешения у ООО "Ойл+" отсутствовало заключение органа государственного строительного надзора и документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии.
ДД.ММ.ГГГГ года заместителем Главы Администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области Илюшиным О.В. ООО "Ойл+" было выдано разрешение на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, расположенной по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ года заместителем Главы Администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области Илюшиным *** ООО "Ойл+" было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, расположенной по адресу "адрес".
Указанное разрешение вынесено заместителем Главы Администрации городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области в связи с осуществлением ООО "Ойл+" предпринимательской деятельности на отведенном обществу земельном участке.
Представитель ООО "Ойл+" представил суду постановление Главы Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ г. "О предоставлении ООО "Ойл+" земельного участка в собственность" площадью 4500 кв.м. с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес".
ООО "Ойл+" получено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. на АЗС с комплексом придорожных услуг по указанному выше адресу, о чем сделана запись регистрации в ЕГРП N.
ДД.ММ.ГГГГ г. "Ойл+" со страховым ОАО "ВСК" заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте серии N
Согласно письма N от ДД.ММ.ГГГГ г. Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу размещение АЗС не нарушает законодательных актов РФ и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.
ООО "Ойл+" представил в суд санитарно-эпидемиологическое заключение и приложение к нему о том, что проектный материалы по выбору земельного участка под АЗС с комплексом придорожных услуг, проектные документы на на комплекс придорожных услуг соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Не доверять представленным документам у суда нет оснований.
В соответствии с п.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Согласно ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления с приложением указанных в ст.51 Градостроительного кодекса РФ документов, в том числе положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Подп.4 п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что
государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не
более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за
исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Согласно под п. "а" п.11 ч.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, само понятие производственной деятельности содержит статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая ее как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом
Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС
осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение,
выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС
реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и
другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и
пассажирам транспортных средств.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, розничная торговля моторным топливом, смазочными
материалами и охлаждающими жидкостями, отнесена к подразделу GA -
"оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования". Производство нефтепродуктов относится к иному подразделу (DF) классификатора, т.е. есть два указанных вида экономической деятельности носят самостоятельный характер.
Таким образом, автозаправочные станции не осуществляют производство или переработку сырья, их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию, т.е. производственной деятельностью, поэтому данная автозаправочная станция не может быть отнесена к производственным объектам.
Упомянутое строение не относится и к числу особо опасных, в том числе особо опасных производственных, объектов.
Автозаправочные станции прямо не поименованы в пункте 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора России от 15.04.2008 N 241 "О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности" установлено, что автозаправочные станции, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.06.2005г. N 11-12/1593 также определено, что отдельно стоящие автозаправочные станции как объекты розничной торговли нефтепродуктами не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Указанные обстоятельства также подтверждены письмом Министерства регионального развития Российской Федерации N24611-ск/08 от 04ю08ю2009 г.
Таким образом, данная одноэтажная автозаправочная станция не относится к опасным производственным объектам, для строительства которых необходимо проводить экспертизу проектной документации и получать заключение органа государственного строительного надзора.
Учитывая вышеизложенное суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора г. Павловского Посада Московской области.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Павлово-Посадскому городскому прокурору в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области ООО "Ойл+" о признании недействительным разрешения от ДД.ММ.ГГГГ г. N на строительство автозаправочной станции (АЗС) с комплексом придорожных услуг, возложении обязанности по отмене разрешения на строительство, о признании недействительным разрешения ДД.ММ.ГГГГ года N на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности по отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Павлово-Посадский городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательно форме, т.е. с 24.09.2012года.
Председательствующий: В.А.Лихачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.