Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 30 августа 2012 г.
(Извлечение)
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего судьи Якименко Л.А.,
с участием:
представителя прокуратуры ЦВО г. Краснодара Эркаевой Н.А.,
истца Бахщиян С.В.,
представителя истца Резникова В.Е.,
представителя ответчика Хот Т.Р.,
при секретаре Новиковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бахшияна С. В. к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа г. Краснодара о взыскании задолженности по выплате компенсации в счет возмещения вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
УСТАНОВИЛ:
Бахшиян С.В. обратился в суд с иском к УСЗН ЦВО г. Краснодара о взыскании задолженности по выплате компенсации в счет возмещения вреда, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в размере 1037772,90 рубля и обязании ответчика выплачивать сумму ежемесячной компенсации с 01.01.2012г. в размере 23 175,81 рублей с последующей индексацией.
В последующем истец уточнил свои исковые требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность по выплате компенсации в счет возмещения вреда, полученного при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, за период с 22.07.2004г. по 31.12.2011г. в размере 847 600, 27 рублей и обязать ответчика выплачивать сумму ежемесячной компенсации с 01.01.2012г. в размере 15 331,51 рубль с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ, обосновывая свои требования тем, что он является инвалидом второй группы, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Управлением социальной защиты населения ЦВО г. Краснодара при назначении первоначальной суммы ежемесячной компенсации было нарушено законодательство РФ о порядке индексации таких сумм, что в последствии повлекло образование задолженности за счет недоплаченных ежемесячных сумм.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, дополнительно пояснив, что в момент обращения истца за назначением первоначальной выплаты в счет возмещения вреда - 27 июля 2004 года, новый порядок индексации сумм компенсации окончательно сформирован не был, что следует из даты принятия Постановления Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г. "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако, в силу требований ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику) назначенная истцу сумма ежемесячной компенсации должна была быть проиндексирована в момент ее назначения в целях защиты от инфляционных воздействий. Учитывая, незавершенность нового порядка индексации и отсутствие коэффициентов индексации как таковых, ответчик должен был руководствоваться действовавшим до принятия изменений в Базовый закон порядком, рекомендованным к применению Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и разъясненным Постановления Пленума ВС РФ в N 35 от 14.12.2000г. (в ред. постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г.).
Представитель Управления социальной защиты населения Центрального административного округа г. Краснодара возражал против заявленных исковых требований, считая их не подлежащими удовлетворению, поскольку в пункте 4 Постановления Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г. указано, что индексация с применением коэффициента 1,38 осуществляется с 01 июня 2004 года, то есть охватывает период обращения истца за назначением ему суммы ежемесячной компенсации.
Прокурор Центрального округа г. Краснодара против удовлетворения требований истца также возражал, считал, что истец обратился за назначением компенсации в период действия Постановления Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г. и ответчиком произведена установленная законодательством РФ индексация ежемесячной суммы компенсации.
Выслушав пояснения сторон и учитывая заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Бахшиян С.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением лица, перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серии Б N от 22.07.2004 г.
В результате участия в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС здоровью истца был причинен вред в виде стойкой утраты профессиональной трудоспособности, присвоена 2-ая группа инвалидности, что подтверждается справками сер. МСЭ-2001 N от 12.07.2004г. и серии МСЭ-2007 N от 30.0.2009г. о подтверждении диагноза и установлении второй группы инвалидности бессрочно.
В возмещение вреда, причиненного здоровью истца, ответчиком на основании положений Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истцу выплачивается компенсация в возмещение ущерба, причиненного здоровью.
Согласно Справки ответчика N от 12.03.2012г. в период с 22.07.2004г. по 31.07.2004г. ответчик выплачивал истцу 1 112,90 руб. ежемесячно; с 01.08.2004г. по 31.12.2004г. - 3 450 руб. ежемесячно; с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. - 3 829,50 руб. ежемесячно; с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. - 4 174,16 руб. ежемесячно; с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. - 4 508,08 руб. ежемесячно; с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. - 4 981,44 руб. ежемесячно; с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. - 5 629,03 руб. ежемесячно; с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. - 6 191,93 руб. ежемесячно; с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. - 6 594,41 руб. ежемесячно; с 01.01.2012г. по 31.07.2012г. - 6 990,07 руб. ежемесячно.
В соответствии с абз. 3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции, действовавшей до 26.04.2004г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - "Базовый закон") государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная выше норма права Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П была признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривает при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носит неопределенный характер.
Вместе с тем, в абз 3 п. 2 резолютивной части указанного выше постановления, Конституционный суд РФ разъяснил, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Указанное выше разъяснение было развернуто и рекомендовано к применению в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ в N 35 от 14.12.2000г. (в ред. постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г.) с указанием порядка такой индексации, согласно которого индекс роста величины прожиточного минимума за год определялся как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.04.2004г. в часть третью статьи 5 Базового закона внесены изменения, указанная норма изложена в следующей редакции: "Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Первое Постановление Правительства РФ N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было принято 27 декабря 2004г.
В указанной связи, можно констатировать, что внесение соответствующих изменений в действующее законодательство РФ по указанию Конституционного Суда РФ происходило в два этапа: внесение изменений в Базовый закон Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.04.2004г., заключавшиеся в выборе нового критерия индексации ежемесячных компенсаций исходя из уровня инфляции, без установления конкретных индексов и принятие Постановления Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г., устанавливающего коэффициенты инфляции и порядок такой индексации.
Таким образом, в юридическом смысле внесение изменений в законодательство РФ было завершено лишь 27 декабря 2004 года. До этого момента времени говорить о возможности индексации сумм ежемесячной компенсации исходя из нового порядка не представляется возможным в связи с отсутствием самих коэффициентов такой индексации.
Согласно п. 25 ст. 14 Базового закона (в ред. действовавшей на момент обращения истца за первоначальной выплатой) сумма возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам II группы составляла 2 500 рублей.
Однако, данная сумма была определена Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.02.2001г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в соответствии с абз. 3 ст. 5 Базового закона, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и Постановления Пленума ВС РФ в N 35 от 14.12.2000г. (в ред. постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г.) подлежала ежегодной индексации в целях защиты от неблагоприятных инфляционных воздействий, без привязки к личности гражданина, пострадавшего от последствий радиационного воздействия.
Как указано в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ в N 35 от 14.12.2000г. (в ред. постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г.) в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Следовательно, очередная индексация сумм компенсации должна была быть произведена по состоянию на 01.01.2004г. - до внесения изменений в Базовый закон Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.04.2004 г. об изменении принципа такой индексации, в связи с чем, суд полагает, что поскольку на момент обращения истца в органы УСЗН ЦВО по г. Краснодару (22.07.2004г.) новый порядок индексации сформирован не был в связи с отсутствием Постановления Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г. и коэффициентов индексации как таковых, а сумма ежемесячной компенсации уже должна была быть определена в соответствии с положениями закона о защите ее от инфляционных воздействий, то органы УСЗН должны были назначить истцу сумму ежемесячной компенсации, проиндексированную на 01 января 2004 года в соответствии со старым порядком индексации таких сумм, определенным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и Постановлении Пленума ВС РФ в N 35 от 14.12.2000г. (в ред. постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г.).
Доводы же ответчика и представителя прокуратуры Центрального округа г.Краснодара не могут быть признаны судом обоснованными по следующим основаниям.
В момент обращения истца за назначением ежемесячной компенсации 22 июля 2004 года Постановление Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г. "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" принято не было и, соответственно, ответчик не мог руководствоваться коэффициентами, установленными данным постановлением.
Более того, взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона N 31-ФЗ от 26.04.2004г. по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ N 364-О от 04.10.2005г. в соответствии с правовой позицией, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.
Согласно п. 3 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Правила индексации), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 847 от 27.12.2004г. ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложению N 3.
То есть, из указанного пункта Правил следует, что коэффициент 1,38, на применении которого настаивает ответчик, является сводным, состоящим из коэффициентов индексации за 2002, 2003 и 2004 годы, и его применение к суммам компенсации, установленным в п. 25 ст. 14 Базового закона (в частности для истца в размере 2 500 руб.) прямо противоречит разъяснениям Конституционного Суда РФ о невозможности придания новому порядку индексации обратной силы, сделанным в п. 1 резолютивной части Определения N 364-О от 04.10.2005г.
При этом суд исходит из абзацев 2 и 3 пункта 3.2 Определения N 364-О от 04.10.2005г. где Конституционный Суд РФ прямо указывает, что исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы? В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
В указанной связи, коэффициент 1,38 не мог быть применен к установленной Базовым законом сумме для инвалидов 2-ой группы, поскольку является сводным коэффициентом индексации за 2002, 2003 и 2004 годы. Иной коэффициент индексации для сумм ежемесячных денежных компенсаций, установленных пунктом 25 части первой статьи 14 Базового закона, в указанном Порядке индексации отсутствует и ответчиком не предложен.
На основании изложенного, суд не согласившись с доводами ответчика и представителя прокуратуры Центрального округа г. Краснодара, считает возможным применить более благоприятный критерий индексации для истца, поскольку истец хоть и не являлся получателем сумм до 29 мая 2004 года, однако в период его обращения к ответчику за назначением выплаты иной порядок индексации не мог быть применен к назначенным ему суммам в силу отсутствия соответствующих коэффициентов индексации, а в последующем назначенная первоначально сумма не могла быть снижена, поскольку сам факт снижения таких сумм противоречит позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Как указанно в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 35 от 14.12.2000г. (ред. от 05.04.2005г.), в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Такая индексация должна осуществляться исходя из самостоятельного определения индекса роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Распоряжениями Главы администрации Краснодарского края от 07.05.2001г. N 462-Р, от 16.07.2001г. N 825-Р, от 30.10.2001г. N 1275-Р, от 05.02.2002г. N 134-Р были установлены величины прожиточных минимумов для пенсионеров за 2001 год поквартально - в 1-ом квартале - 909 руб., во 2-ом квартале - 1 036 руб., в 3-ем квартале - 1 012 руб., в 4-ом квартале - 1 084 руб. Соответственно, среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров в Краснодарском крае в 2001 году составила 1 010,25 руб.
1 010,25 руб. = (909 руб. + 1 036 руб. + 1 012 руб. + 1 084 руб.) / 4.
Согласно информации исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - Администрации Краснодарского края в лице Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (письмо N 12-05/23 от 01.06.2004г.) - среднегодовая величина прожиточного минимума в Краснодарском крае для пенсионеров в 2000 году составила 484,40 руб.
Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с 01.01.2002г. составляет 2,085.
2,085 = 1 010,25 руб. / 484,40 руб.
Распоряжениями Главы администрации Краснодарского края от 17.04.2002г. N 490-Р, от 16.07.2002г. N 930-Р, от 23.10.2002г. N 1385-Р, от 17.01.2003г. N 41-Р были установлены величины прожиточных минимумов для пенсионеров за 2002 год поквартально - в 1-ом квартале - 1 179 руб., во 2-ом квартале - 1 259 руб., в 3-ем квартале - 1 216 руб., в 4-ом квартале - 1 287 руб. Соответственно, среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров в Краснодарском крае в 2002 году составила 1 235,25 руб.
1 235,25 руб. = (1 179 руб. + 1 259 руб. + 1 216 руб. + 1 287 руб.) / 4.
Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с 01.01.2003г. составляет 1,223.
1,223 = 1 235,25 руб. / 1 010,25 руб.
Распоряжениями Главы администрации Краснодарского края N 480-р от 18.04.2003г., N 961-р от 17.07.2003г., N 1413-р от 21.10.2003г., N 69-р от 21.01.2004г. были установлены величины прожиточных минимумов для пенсионеров за 2003 год поквартально - в 1-ом квартале - 1 401 руб., во 2-ом квартале - 1 504 руб., в 3-ем квартале - 1 484 руб., в 4-ом квартале - 1 475 руб. Соответственно, среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров в Краснодарском крае в 2003 году составила 1 466 руб.
1 466 руб. = (1 401 руб. + 1 504 руб. + 1 484 руб. + 1 475 руб.) / 4.
Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с 01.01.2004г. составляет 1,187.
1,187 = 1 466 руб. / 1 235,25 руб.
Следовательно, сумма ежемесячной компенсации для инвалидов-чернобыльцев 2-ой группы по состоянию на 01.01.2004г. составляла 7 566,99 руб. (2 500 руб. х 2,085 х 1,223 х 1,187). В последующем указанная сумма должна была индексироваться в соответствии порядком, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии п. 1 постановления Правительства РФ N 496 от 09.08.2005г. "Об индексации в 2005г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2005г. с применением коэффициента 1,11.
На основании п. 1 постановления Правительства РФ N 246 от 25.04.2006г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2006г. с применением коэффициента 1,09.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ N 171 от 21.03.2007г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2007г. с применением коэффициента 1,08.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ N 992 от 24.12.2008г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2008г. с применением коэффициента 1,105.
Как следует из п. 1 постановления Правительства РФ N 914 от 21.12.2007г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2009г. с применением коэффициента 1,13.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ N 1024 от 16.12.2009г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2010г. с применением коэффициента 1,1.
На основании п. 1 постановления Правительства РФ N 1079 от 21.12.2010г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2011г. с применением коэффициента 1,065.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ N 1019 от 08.12.2011г. ежемесячная компенсация, подлежащая выплате истцу, подлежит индексации с 01.01.2012г. с применением коэффициента 1,06.
Руководствуясь определенными индексами роста величины прожиточного минимума и коэффициентами индексации, установленными вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, суд считает возможным произвести индексацию и расчет задолженности ответчика перед истцом.
Согласно произведенного выше расчета по состоянию на 22.07.2004г. истец должен был получать ежемесячную компенсацию в сумме 7 566,99 руб. Всего за период с 22.07.2004г. по 31.12.2004г. истец должен был получить сумму в размере 45 401,94 руб. (7 566,99 руб. х 6 мес.). В указанный период ответчиком сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда выплачивалась с 22.07.2004г. по 31.07.2004г. в размере 1 112,90 руб., а с 01.08.2004г. по 31.12.2004г. в размере 3 450 руб. Общая сумма денежной компенсации в счет возмещения вреда, полученная истцом за период с 22.07.2004г. по 31.12.2004г. составила 18 362,90 руб. (3 450 руб. х 5 мес. + 1 112,90). Задолженность ответчика перед истцом за период с 22.07.2004г. по 31.12.2004г. составила сумму в размере 27 039,04 руб. (45 401,94 руб. - 18 362,90 руб.).
С 01.01.2005г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 8 399,36 руб. (7 566,99 руб. х 1,11). Всего за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. истец должен был получить сумму в размере 100 792,32 руб. (8 399,36 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 3 829,50 руб. Фактически, за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. истец получил сумму в размере 45 954,00 руб. (3 829,50 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. составила сумму в размере 54 838,32 руб. (100 792,32 руб. - 45 954,00 руб.).
С 01.01.2006г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 9 155,30 руб. (8 399,36 руб. х 1,09). Всего за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. истец должен был получить сумму в размере 109 863,60 руб. (9 155,30 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 4 174,16 руб. Фактически, за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. истец получил сумму в размере 50 089,92 руб. (4 174,16 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. составила сумму в размере 59 773,68 руб. (109 863,60 руб. - 50 089,92 руб.).
С 01.01.2007г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 9 887,72 руб. (9 155,30 руб. х 1,08). Всего за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. истец должен был получить сумму в размере 118 652,64 руб. (9 887,72 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 4 508,08 руб. Фактически, за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. истец получил сумму в размере 54 096,96 руб. (4 508,08 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. составила сумму в размере 64 555,68 руб. (118 652,64 руб. - 54 096,96 руб.).
С 01.01.2008г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 10 925,93 руб. (9 887,72 руб. х 1,105). Всего за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. истец должен был получить сумму в размере 131 111,16 руб. (10 925,93 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 4 981,44 руб. Фактически, за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. истец получил сумму в размере 59 777,28 руб. (4 981,44 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. составила сумму в размере 71 333,88 руб. (131 111,16 руб. - 59 777,28 руб.).
С 01.01.2009г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 12 346,30 руб. (10 925,93 руб. х 1,13). Всего за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. истец должен был получить сумму в размере 148 155,60 руб. (12 346,30 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 5 629,03 руб. Фактически, за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. истец получил сумму в размере 67 548,36 руб. (5 629,03 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. составила сумму в размере 80 607,24 руб. (148 155,60 руб. - 67 548,36 руб.).
С 01.01.2010г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 13 580,93 руб. (12 346,30 руб. х 1,1). Всего за период с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. истец должен был получить сумму в размере 162 971,16 руб. (13 580,93 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 6 191,93 руб. Фактически, за период с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. истец получил сумму в размере 74 303,16 руб. (6 191,93 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. составила сумму в размере 88 668 руб. (162 971,16 руб. - 74 303,16 руб.).
С 01.01.2011г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 14 463,69 руб. (13 580,93 руб. х 1,065). Всего за период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. истец должен был получить сумму в размере 173 564,28 руб. (14 463,69 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 6 594,41 руб. Фактически, за период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. истец получил сумму в размере 79 132,92 руб. (6 594,41 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. составила сумму в размере 94 431,36 руб. (173 564,28 руб. - 79 132,92 руб.).
С 01.01.2012г. истцу должна была производится выплата ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 15 331,51 руб. (14 463,69 руб. х 1,06). Всего за период с 01.01.2012г. по 31.07.2012г. истец должен был получить сумму в размере 107 320,57 руб. (15 331,51 руб. х 12 мес.). В указанный период ответчиком была проиндексирована выплачиваемая истцу сумма ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда и выплачивалась в размере 6 990,07 руб. Фактически, за период с 01.01.2012г. по 31.07.2012г. истец получил сумму в размере 48 930,49 руб. (6 990,07 руб. х 12 мес.). Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2012г. по 31.07.2012г. составила сумму в размере 58 390,08 руб. (107 320,57 руб. - 48 930,49 руб.).
Также, истец просит проиндексировать суммы задолженности по выплате ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью с учетом индексов роста потребительских цен согласно п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 35 от 14.12.2000г., так как задержка выплаты сумм компенсации причиняет ему имущественный вред.
Согласно позиции Пленума ВС РФ, изложенной в п. 16 Постановления от 14.12.2000г. N 35 (ред. от 05.04.2005г.), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, и суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Ответчик, в спорный период неверно определил первоначальную сумму ежемесячной компенсации истцу, что повлекло за собой выплату ежемесячной компенсации в пониженном размере, несмотря на то что периодическая индексация осуществлялась ответчиком согласно действующего законодательства РФ. В связи с этим, истцу был причинен имущественный вред в результате инфляции и снижения покупательной способности рассчитанных сумм задолженности по соотношению цен, действовавших в период образования задолженности, к ценам существующим в настоящее время, в момент вынесения решения суда и погашения данной задолженности.
Согласно справки Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Краснодарскому краю N 28/2527от 01.08.2012г. среднегодовые индексы роста потребительских цен за период с 01.01.2004г. по 31.07.2012г. были следующие: в 2004 году - 1,122; в 2005 году - 1,123; в 2006 году - 1,095; в 2007 года - 1,113., в 2008 году - 1,131, в 2009 году - 1,098, в 2010 году - 1,085, в 2011 году - 1,066, в 2012 году - 1,007.
Соответственно, задолженность ответчика перед истцом по выплате сумм ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью с учетом роста индекса потребительских цен составляет:
За 2004 год: 27 039,04 руб. х 1,122 х 1,123 х 1,095х 1,113х 1,131 х 1,098 х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 60 055,74 руб.
За 2005 год6 54 838,32 руб. х 1,123 х 1,095 х 1,113 х 1,131 х 1,098 х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 108 556,18 руб.
За 2006 год: 59 773,68 руб. х 1,095 х 1,113 х 1,131 х 1,098 х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 105 366,03 руб.
За 2007 год: 64 555,68 руб. х 1,113 х 1,131 х 1,098 х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 103 922,83 руб.
За 2008 год: 71 333,88 руб. х 1,13 х 1,098 х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 103 175,65 руб.
За 2009 год: 80 607,24 руб. х 1,098 х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 103 084,37 руб.
За 2010 год: 88 668,00 руб. х 1,085 х 1,066 х 1,007 = 103 272,18 руб.
За 2011 год: 94 431,36 руб. х 1,066 х 1,007 х 101 368,48 руб.
За 2012 год: 58 390,08 руб. х 1,007 = 58 798,81 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, по выплате сумм ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью за периодс 22.07.2004г. по 31.07.2012г., с учетом индекса роста потребительских цен, составляет 847 600 руб. 27 коп.(60 055,74 руб. + 108 556,18 руб. + 105 366,03 руб. + 103 922,83 руб. + 103 175,65 руб. + 103 084,37 руб. + 103 272,18 руб. + 101 368,48 руб. + 58 798,81 руб.)
В соответствии с приведенным выше расчетом задолженности по выплате единовременной компенсации сумма ежемесячной компенсации, подлежащая выплате ответчику с 01.08.2012г. должна составлять 15 331 руб. 51 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бахшияна С. В. удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Центрального административного округа г. Краснодара в пользу Бахшияна С. В. единовременно задолженность по выплате сумм ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС за период с 22.07.2004 г. по 31.07.2012 г. в размере 847 600 (восемьсот сорок семь тысяч шестьсот) рублей 27 копеек.
Обязать Управление социальной защиты населения Центрального административного округа г. Краснодара с 01.08.2012г. выплачивать Бахшияну С. В. денежную компенсацию за вред, причиненный при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 15 331 (пятнадцать тысяч триста тридцать один) рубль 51 копейка и индексировать указанную сумму в соответствии с действующим законодательством РФ.
Взыскание произвести за счет средств федерального бюджета, выделяемых Управлению социальной защиты ЦО г. Краснодара для выплаты сумм ежемесячной компенсации гражданам, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено окончательной форме 04 сентября 2012
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.