Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Ивановой Л.В.
при секретаре Емельяновой Д.А.
с участием помощника прокурора Спирина А.А.
заявителя Виноградова В.А.
представителя заявителя Муромцевой Л.Г.
представителя Емельяновского поселкового Совета депутатов Столярчука А.А.
представителя МУС "Заказчик" Ларченко В.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Виноградова Виктора Александровича об оспаривании в части нормативного акта, принятого Емельяновским поселковым Советом Депутатов,
УСТАНОВИЛ:
Виноградов В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании в части решения Емельяновского поселкового Совета Депутатов Красноярского края от 28.12.2007 года N 19-3Р, которым были установлены тарифы для оплаты гражданами коммунальных услуг (централизованное отопление, водоснабжение, водоотведение) в 2008 году. Заявитель считает, что указанным нормативным актом нарушено его право на оплату коммунального ресурса по законно установленному тарифу, соответствующему нормативно правовому акту, которым предписаны правила установления тарифов для населения по оплате коммунальных услуг, и просит признать со дня принятия недействующим в части установления для населения ул. Аэропорт норматива потребления и платы за горячее водоснабжение (приложение N 1, приложение N 2. приложение N3) Решение Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 27.12.2007 г. N 19-ЗР {опубликовано в средстве массовой информации "Емельяновские веси" N 2 за 09.01. 2008 г.).
Свои требования мотивирует тем, что тарифы для оплаты гражданами коммунальных услуг в 2008 году централизованного отопления, водоснабжения, водоотведения были установлены Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2007 г. N 19-ЗР (опубликовано 09.01.2008 г., "Емельяновские Веси" N 2). В решении установлено: приложение N 1 норматив потребления Гкал для отопления 1 кв.м общей площади жилья: 0,021; приложение N 1 норматив потребления куб.м по горячему водоснабжению на 1 человека 5,98, в Гкал-0,359; приложение N 3 стоимость 1 Гкал для отопления - 604.27 руб. (без НДС), стоимость 1 Гкал горячей воды - 604.27 руб. (без НДС) - этот тариф не может применяться как не соответствующий Постановлениям Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года NN 306,307. Указанным нормативным актом нарушено право на оплату коммунального ресурса по законно установленному тарифу, соответствующему нормативному правовому акту, которым предписаны правила установления тарифов для населения по оплате коммунальных услуг. Кроме того, устанавливая тарифы по коммунальным услугам по нормативам потребления, представительный орган местного самоуправления заведомо лишил жителей 4-х многоквартирных домов ул. Аэропорт оплачивать коммунальные ресурсы по данным общедомовых приборов учёта (т.е. исходя из фактического потребления). Таким образом, жители должны были оплачивать по фактическому потреблению - холодную питьевую воду, отопление (горячая вода преобразуется на внутридомовом оборудовании и не поставляется централизовано, в летний период горячей воды не было вообще из-за полной остановки котельной), водоотведение. Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306. Как следует из пунктов 1, 3, 22, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам норматив потребления коммунальных услуг используется при определении платы при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета. В п. 21 Правил установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. В силу п. 25. Правил при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. Многоквартирные жилые дома, которыми управляет ТСЖ "Аэропорт", оборудованы обще домовым коллективным прибором учета тепловой энергии. Прибор учета тепловой энергии принимался в эксплуатацию согласно акту от 23.07.2005 г. (заводской номер 031942). Для населения должны применяться установленные тарифы только в том случае, если они рассчитаны в тех единицах измерения, в которых для определенного вида коммунального ресурса орган местного самоуправления должен их утверждать в виде тарифа для населения. Единица измерения Гкал не может быть переведена в единицу измерения кубические метры. Для коммунального ресурса горячее водоснабжение представительный орган местного самоуправления утвердил тариф по горячей воде в Гкал, что не соответствует Постановлению Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года, имеющему высшую юридическую силу против решения Поселкового Совета депутатов. В частности, приложение N 2 оспариваемого решения - стоимость горячего водоснабжения установлена в экономически обоснованных тарифах для ОАО "Аэропорт "Красноярск" - 255.98 руб. за 1 человека при потреблении 0,359 Гкал. Для населения - 150.84 руб. за 0, 359 Гкал. При этом, снабжающая организация не производит горячую воду. Единица измерения Гкал в единицы измерения - кубические метры - не переводится. Для населения в приложении N 3 в оспариваемом решении установлен тариф - 604.27 за 1 Гкал горячей воды. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, установлено: п. 7 - при выборе единицы измерения в отношении горячего водоснабжения используется показатель - куб.метр на 1 человека (+ Приложение с формулой расчета норматива потребления горячей воды), для отопления - Гкал на 1 кв.м общей площади жилых помещений; п. 16 - срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3-х лет. Таким образом, установленная для населения стоимость горячей воды Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2007 г. N 19-ЗР незаконна.
В судебном заседании заявитель Виноградов В.А. и его представитель Муромцева Л.Г. (по доверенности) заявленные требования поддержали в полном объеме, в обоснование заявленных требований привели доводы, аналогичные вышеизложенному. Суду пояснили, что Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2007 г. N 19-ЗР было установлено не что иное как стоимость коммунальных услуг, рассчитанных по нормативам потребления, а не индексы. В Основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 89 от 17.02.2004 г., указано: "цены и тарифы" - стоимость единицы работ по содержанию и ремонту жилья, а также коммунальных услуг. Понятием "индекс." данный нормативный акт не апеллирует (соответственно и не определяет его значение). Постановлением Правительства РФ N 520 от 14.07.2008 г. были утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Согласно п.2 Основ тарифы на товары и услуги устанавливаются организациям коммунального комплекса. Согласно п.6 Основ к регулируем тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на холодную и горячую воду, водоотведение и очистку сточных вод, тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится на основании Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. В статье 2 Закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организациям коммунального комплекса" определен круг лиц, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов (а соответственно и контроль): организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Исходя из данных в законе определений ни МУС "Заказчика" в 2008 г., ни ТСЖ "Аэропорт" с 2009 г., не относятся к организациям коммунального комплекса. В силу подпункта "а" пункта 17 статьи 2 указанного Федерального закона ТСЖ являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса. Помимо Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса Постановлением Правительства РФ N 520 от 14.07.2008 г. были утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов. Указанные Правила определяют порядок установления не только тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, но предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на эти товары и услуги. Таким образом, предельные индексы - это не что иное, как верхний и нижний предел стоимости услуг организаций коммунального комплекса, в пределах которых по группам потребителей устанавливается стоимость в отношении каждого коммунального ресурса. Как указано в пунктах 9, 10, 11 Правил орган регулирования муниципального образования осуществляет предварительные расчёты предельных индексов по муниципальному образованию и направляет указанные расчёты с производственными и (или) инвестиционными программами в орган регулирования субъекта Российской Федерации не позднее 25 апреля года, предшествующему очередному финансовому году. Далее представленные документы являются основанием для расчётов предельных индексов по субъекту Российской Федерации. Федеральная служба по тарифам на основании расчётов предельных индексов, представленных субъектами Российской Федерации устанавливает средние показатели предельных индексов в отношении каждого субъекта Российской Федерации, если установление таких индексов предусмотрено законодательством. Согласно пункту 13 Правил органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Таким образом для населения ул. Аэропорт п. Емельяново Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2007 г. N 19-ЗР была установлена стоимость горячего водоснабжения для ОАО "Аэропорт "Красноярск", который в свою очередь горячую воду не вырабатывает. При наличии общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии население должно было бы оплачивать только тепловую энергию по усредненному количеству (т.е. исходя из данных фактического потребления по предыдущему году, с корректировкой по итогам года на основе данных фактического годового потребления.
Представитель органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, Емельяновского поселкового Совета Депутатов - Столярчук А.А., выступающий на основании доверенности от 02.08.2010 года, в судебном заседании требования, заявленные Виноградовым В.А. не признал. Суду пояснил, что в соответствии с п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N306 приложением N1 к решению Емельяновского поселкового Совета депутатов от 28.12.2007 года N19-3Р "Об оплате коммунальных услуг оказываемых ОАО "Аэропорт "Красноярск" Емельяновским
поселковым советом были утверждены нормативы потребления коммунальных
услуг: отопление 0,021 Гкал на 1 кв.м общей площади жилья; горячее водоснабжение 0,359 Гкал для нагрева 5,98 куб.м холодной воды на одного проживающего человека при существующей системе теплоснабжения; холодное водоснабжение 9,12 куб.м на одного проживающего человека. Доводы заявителя об установлении тарифов на горячее водоснабжение в размере 604,27 руб. (без НДС) не состоятельны, поскольку указанный тариф был установлен Постановлением Региональной энергетической комиссией Красноярского края от 25 сентября 2007 года N69 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Аэропорт "Красноярск". Доводы заявителя о невозможности перевода Гкал затрачиваемых на
генерацию куб.м горячей воды несостоятельны, так как согласно положений
утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года N105 "Об утверждении
методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных
системах коммунального теплоснабжения" указанный перевод допустим. Доводы заявителя об установлении приложением N2 к оспариваемому решению стоимости тарифов горячего водоснабжения и отопления необоснованны. Приложением N2 к оспариваемому решению поселковый Совет привел плату населения в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, установленные Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края от 31.10.2007 года N10-Т "Об установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом набавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год" размер платы граждан за коммунальные услуги, в том числе и за горячее водоснабжение.
В судебном заседании представитель муниципального учреждения службы "Заказчика", привлеченный судом к участию в процессе в качестве заинтересованного лица - Ларченко В.Д., выступающий на основании доверенности, требования Виноградова В.А. не признал. Суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года N41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 года N670-п "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" ОАО "Аэропорт "Красноярск" приемник ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" были установлены следующие тарифы: 604,27 руб. без НДС за 1 Гкал (тариф на тепловую энергию -горячая вода) Постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 25 сентября 2007 года N69 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" (Емельяновский район); 3,39 руб/м/3 без НДС (холодное водоснабжение) Приказ комитета цен администрации Красноярского края от 29.06.2004 года N53-нп "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Красноярские авиалинии". Указанные тарифы на коммунальные услуги увеличили платеж населения, в том числе с переходом на оплату жилья и коммунальных услуг на 100% плату населением, что привело к необходимости приведения платы в соответствие с предельными индексами роста тарифа по отношению к тарифам, действующим в 2007 году.
Таким образом, Приказом департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края N10-Т от 31.10.2007 года были установлены предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год" в размере 115%. В соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14 сентября 2007 года N380-п "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" в редакции действующей в спорный период времени, Емельяновским поселковым Советом депутатов было принято решение от 28.12.2007 года за N19-ЗР "Об оплате коммунальных услуг оказываемых ОАО "Аэропорт "Красноярск". Приложением N1 к указанному решению были прописаны нормативы на отопление, горячее и холодное водоснабжение, поскольку приложением N2 к указанному решению были приведены в соответствие тарифы, применяемые к населению мкр. Аэропорт. Таким образом, приложением N1 оспариваемого решения Емельяновским поселковым Советом были повторно утверждены нормативы на коммунальные услуги, которые ранее были установлены Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов от 16.02. 2007 года N13-14Р. "Об оплате жилья и коммунальных услуг потребителями ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии". Приложением N2 к оспариваемому решению Советом депутатов были утверждены экономически обоснованные размеры платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, проживающему в р.п. Емельяново мкр.
Аэропорт. С учетом норм предусмотренных постановлением Совета администрации Красноярского края от 14 сентября 2007 года N380-п "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги". Таким образом, доводы заявителя об утверждении оспариваемым решением нормативов и тарифов на коммунальные услуги необоснованны. Нормативы потребления коммунальных услуг в месяц для населения, проживающего в жилом фонде, находящемся в р.п. Емельяново мкр. Аэропорт были установлены приложением N1 утвержденного Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов "Об оплате жилья и коммунальных услуг потребителями ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" от 16.02.2007 года N13-14Р., а тарифы - Постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 25 сентября 2007 года N69 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" (Емельяновский район). В соответствии с Постановление Госатомнадзора РФ N4, Госгортехнадзора РФ N98 от 19.06.2003 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии" (вместе с "Правилами НП-046-03") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.07.2003 N 4884) Бойлером признается - подогреватель сетевой воды, паровой или водоводяной теплообменник, использующий тепло пара или котловой воды для получения горячей воды других параметров. Бойлер может быть встроенным в котел или отдельно стоящим. Применительно к отношениям сложившимся в 2008 году в подвальном помещении многоквартирных домов п. Емельянове ул.
Аэропорт дома N1,2,3,4 установлены отдельно стоящие теплопотребляющие установки - тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды. Теплоноситель, вырабатываемый ОАО "Аэропорт "Красноярск" через центральный тепловой пункт (тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух или более зданий согласно Приказа министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок) поступает в бойлер, где производится съем тепла на нужды нагрева холодной воды и преобразования последней в горячую воду на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме. (Схема подключения теплоносителя прилагается). При этом расчет платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, используемых при приготовлении горячей воды в соответствии с пунктами 18 и 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Таким образом, указанный в решении норматив потребления (норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N306)) 0,359 Гкал необходимо для приготовления 5,98 куб.м горячей воды на одного человека.
При таких обстоятельствах и существующей схемы приготовления горячей воды с использованием теплоносителя оспариваемое решение является законным и обоснованным. Доводы заявителя о применении к населению показаний прибора учета тепловой энергии установленного в центральном тепловом пункте по принципу коллективного (общедомового) прибора учета является недопустимым, поскольку пунктом 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что требования Виноградова В.А. удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг установлено, что при выборе единицы измерения в отношении холодного и горячего водоснабжения используются показатели: куб.метр на 1 человека; в отношении отопления - Гкал на 1 кв.метр общей площади жилых помещений.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат государственному регулированию. С 2007 года регулирование таких тарифов, используемых в том числе и в сфере водоотведения и очистки сточных вод, предоставлено органам местного самоуправления.
В Письме Федеральной службы по тарифам от 06.02.2006 N СН-503/12 даны разъяснения по вопросам применения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов, но рост совокупного платежа не может превышать установленных предельных индексов. В случае, если регулирование ранее не осуществлялось (например тарифы устанавливаются впервые), при установлении соответствующих тарифов (размеров платежей граждан) необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.
Судом установлено, что решением Емельяновского поселкового Совета Депутатов Красноярского края от 28.12.2007 года N 19-3Р "Об оплате коммунальных услуг оказываемых ОАО "Аэропорт- Красноярск", опубликованным в средстве массовой информации газете "Емельяновские веси" N 2 за 09.01. 2008г., утверждены представленные администрацией р.п.Емельяново: "Нормативы потребления коммунальных услуг в месяц для населения, проживающего в жилом фронде, находящемся в р.п. Емельяново мкр. Аэропорт"- Приложение N1, "Экономически обоснованные размеры платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, проживающему в р.п. Емельяново мкр.Аэропорт"- Приложение N2; и " Тарифы на коммунальные услуги для потребителей ОАО "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии" - Приложение N3.
В приложении N 1 установлен норматив потребления Гкал для отопления 1 кв.м общей площади жилья: -0,021, и норматив потребления горячего водоснабжения на 1 человека 5,98 куб.м., в Гкал-0,359.
Приложением N2 утверждены экономически обоснованные размеры платы для населения в рублях с НДС : центральное отопление - 14,97 на 1 кв.м.; горячее водоснабжение : 150,84 - на одного человека ( при этом в примечании указано- тарифы на отопление предусматривают оплату населения в течение года, оплата за горячее водоснабжение применяется при наличии услуги)
Приложением N 3 установлены : стоимость 1 Гкал для отопления - 604.27 руб. (без НДС), стоимость 1 Гкал горячей воды - 604.27 руб. (без НДС) (л.д. 10)
Заявитель Виноградов В.А. проживает по адресу р.п. Емельяново ул. Аэропорт 2 кв.36, является потребителем коммунальных услуг, оказываемых ему в 2008 году МУС "Заказчик", что следует из копий квитанций разных сборов ( л.д. 33,34).
Мотивируя свои требования о признании недействующим указанного решения в части установления платы за горячее водоснабжение, заявитель Виноградов В.А. ссылается на то, что в обжалуемом решении неверно установлены единицы измерения горячего водоснабжения, вместо единицы измерения - кубические метры, установлены единица измерения - Гкал.
Из схемы горячего водоснабжения, представленной МУС "Заказчик" ( л.д. 91) видно, что в многоквартирных домах ул. Аэропорт п. Емельяново не имеется централизованной системы приготовления горячей воды. В подвальном помещении указанных многоквартирных домов установлены отдельно стоящие теплопотребляющие установки - тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
Теплоноситель, вырабатываемый ОАО "Аэропорт "Красноярск" через центральный тепловой пункт поступает в бойлер, где производится съем тепла на нужды нагрева холодной воды и преобразования последней в горячую воду на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме.
Заявитель Виноградов В.А.. в судебном заседании не оспаривал факт того, что в многоквартирных домах ул. Аэропорт п. Емельяново не имеется централизованной системы приготовления горячей воды, при этом пояснили, что бойлеры, установленные в каждом из многоквартирном домов, являются собственностью ТСЖ "Аэропорт".
В судебном заседании Виноградов В.А. пояснил, что установленный в центральном тепловом пункте прибор учета тепловой энергии является коллективным (общедомовым) прибором учета.
Суд не может согласиться с данными доводами.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме?", в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно представленной в материалы дела схемы, выполненной МУС "Заказчик", прибор учета тепловой энергии, установленный в центральном тепловом пункте, расположен за пределами многоквартирных домов ул. Аэропорт п. Емельяново (л.д. 90).
При таких данных суд приходит к выводу о том, что к населению указанных многоквартирных домов не могут применяться показания прибора учета тепловой энергии, установленного в центральном тепловом пункте.
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 30 названного выше Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 установлено, что расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится, исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.
При таких обстоятельствах, учитывая что в многоквартирных домах ул. Аэропорт п. Емельяново приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений, или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, расчет платы за горячее водоснабжение должен быть произведен, исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, используемых при приготовлении горячей воды в соответствии с п.п. 18, 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Доводы заявителя о том, что стоимость за горячее водоснабжение должна быть рассчитана исходя из единиц измерения - куб.м, а не Гкал; суд находит несостоятельными, поскольку судом установлено, что централизованного горячего водоснабжения для населения ул.Аэропорт не имеется, указанные жители используют горячую воду только в отопительный сезон, при этом стоимость тепловой энергии для отопления правильно рассчитана по нормативу потребления в Гкал.
Таким образом, указанный в решении Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края N 19-3Р от 28.12.2007 года норматив потребления коммунальных ресурсов - горячей воды и отопления, потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета обоснованно определен в единицах измерения Гкал для приготовления 1 куб.метра горячей воды и для центрального отопления.
Утвержденные экономически обоснованные размеры платы для населения в рублях с НДС приложением N2 в настоящее время не действуют, поскольку они изменяются ежегодно и действовали в 2008 году до принятия Емельяновским поселковым советом депутатов Решения N 27-120-Р от 27.02.2009г., которым утверждено Приложение N1, где приняты новые размеры платы за коммунальные услуги для товарищества собственников жилья "Аэропорт" ( л.д.31).
Таким образом, заявитель обжалует нормативный акт в той его части, которая не действует с 2009 года, и поэтому никоим образом не нарушает права заявителя на момент обращения с заявлением в Емельяновский районный суд в 2010 году.
Обжалуемым Приложением N3 установлены " тарифы на коммунальные услуги для потребителей ОАО "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии".
Однако заявитель не предоставил суду документов, подтверждающих, что он являлся в 2008 году потребителем ОАО "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии" и оплачивал им коммунальные услуги.
Как следует из квитанций разных сборов коммунальные услуги оказывались заявителю в 2008 году организацией МУС "Заказчик", которая имела договорные отношения с ОАО " Красноярские авиалинии", и затем - с ОАО "Аэропорт "Красноярск" ( л.д. 32, 35-61).
Кроме того, указанные в Приложении N3 тарифы были утверждены Постановлением региональной энергетической комиссией Красноярского края N69 от 25 сентября 2007 года для потребителей ОАО "Аэропорт Красноярск" ( л.д. 14-15).
При таких данных, суд считает, что оснований для признания незаконным решения Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края N 19-3Р от 28.12.2007 года в части утверждения Приложений N1, N2 и N3 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Виноградова Виктора Александровича о признании незаконным решения Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края N 19-3Р от 28.12.2007 года в части утверждения Приложений N1, N2 и N3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня составления и получения сторонами мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Решение в законную силу не вступило.
Судья Емельяновского районного суда
Красноярского края Л.В.Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.