Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Юровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева "данные изъяты" к Администрации г.Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Андреев А.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что на основании договора социального найма жилого помещения от 08.11.2010 года истец был вселен в комнату N общежития по "адрес" в "адрес", где он постоянно проживает. В настоящее время истец желает воспользоваться своим правом приватизировать данную комнату в порядке, предусмотренном законом "О приватизации жилищного фонда РФ", однако ответчик отказал ему в этом по тем основаниям, что здание по "адрес" имеет статус общежития, а комнаты в общежитиях приватизации не подлежат. Между тем, в 2009 году здание общежития было передано из ОАО "РЖД" в муниципальную собственность г. Красноярска, в связи с чем, и на основании ст.7 закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", оно утратило статус общежития, а к занимаемому им жилому помещению должны применяться нормы договора социального найма. Таким образом, спорная комната находится в муниципальной собственности, ранее истец в приватизации жилых помещений не участвовал, другими жилыми помещениями не владеет, следовательно, имеет право ее приватизировать. В связи с вышеизложенным, истец Андреев А.С. просит признать за ним право собственности на комнату N по "адрес" в "адрес" в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Андреев А.С. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности N 01-4613 от 29.09.2011г., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие указанных не явившихся лиц в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам. Заслушав доводы истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" N1541-1 от 04.07.1991г., граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
При этом, как следует из требований ст.4 вышеуказанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.
Между тем, согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, указанной нормой закона установлено, что общежития, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом, вышеуказанная ст.7 Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Следовательно, граждане, которые занимают такие жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда РФ". При этом, суд учитывает, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку в соответствии с ч.2 ст.62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Из материалов дела следует, что здание по "адрес" в "адрес" было возведено в 1950 году на государственные средства, относилось к государственному жилищному специализированному фонду, имело статус общежития и находилось в ведении федерального государственного предприятия "Красноярская железная дорога", образованного в 1979 году, переименованного в 2001 году в ФГУП "Красноярская железная дорога".
В дальнейшем, в соответствии с Федеральными законами от 27 февраля 2003 года N29-ФЗ "ОБ особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2003 года N111-р, Постановления Правительства РФ N585 от 18 сентября 2003 года "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии, Министерства путей сообщения РФ на основании Сводного передаточного акта от 30 сентября 2003 года N4557-р/6-р/884р передала в собственность ОАО "Российские железные дороги" в порядке приватизации государственного имущества Российской Федерации имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включая находящееся на территории "адрес" общежитие по "адрес", принадлежавшего ФГУП "Красноярская железная дорога Министерства путей сообщения" (приложение N1672 (часть 72) Сводного передаточного акта).Право собственности ОАО "Российские железные дороги" на здание общежития по "адрес" в "адрес" в целом зарегистрировано 23 апреля 2007 года.
В соответствии с утвержденной ОАО "Российские железные дороги" "Программой по вовлечению в гражданский оборот объектов жилищного коммунального хозяйства ОАО "Российские железные дороги", было принято решение о безвозмездной передаче общежития по "адрес" в "адрес" в целом в муниципальную собственность города Красноярска. Договором пожертвования имущества, находящегося в собственности ОАО "Российские железные дороги", NД-547 от 01 июня 2009 года муниципальному образованию "адрес" было передано безвозмездно в собственность здание общежития по "адрес" в "адрес" в целом; передача в собственность муниципального образования оформлена актом приема-передачи.
В настоящее время, указанное здание по "адрес" включено в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из такого реестра. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной Управлением Федеральной регистрационной службы Красноярского края, произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "адрес" на здание общежития по "адрес" в "адрес" в целом.
Таким образом, здание общежития по "адрес" в "адрес" ранее относилось к объектам государственного жилищного фонда, было возведено на государственные средства до введения в действие Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N1541-1 от 04 июля 1991 года, поступило в собственность муниципального образования г. Красноярск безвозмездно, в силу чего на указанное здание распространяются вышеприведенные нормы ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Факт того, что здание общежития находилось в собственности ОАО "Российские железные дороги" в период времени с 2007 по июнь 2009 года, не имеет значения для существа спора, поскольку судом установлено, что спорный объект недвижимости не был возведен за счет средств указанного Общества. К тому же, уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с вышеприведенными нормативными актами, был сформирован за счет государственного имущества Российской Федерации, к которому относилось и здание общежития по "адрес" в "адрес".
Тот факт, что здание общежития включено Администрацией г. Красноярска в состав специализированного жилищного фонда, не является препятствием в осуществлении гражданами, занимающими в нем жилые помещения на законных основаниях, права на приватизацию, поскольку жилое здание в целом утратило статус общежития в силу прямого указания закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что с истцом на основании распоряжения администрации г.Красноярска от 26.02.2007 года был заключен договор социального найма жилого помещения от 08.11.2010 года. 22.12.2010 года истец вселился в спорное помещение расположенное по адресу: "адрес", на законных основаниях.
На момент вступления в силу федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N1541-1 от 04 июля 1991 года, истец Андреев А.С. проживал в "адрес" 21.06.2002 года. После чего с 22.12.2010 года постоянно зарегистрирован в спорном жилом помещении.
В соответствии со ст.11 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" N1541-1 от 04.07.1991г. несовершеннолетние граждане, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия
Согласно справке МБУ г.Красноярска "Центр недвижимости" истец ранее в приватизации жилых помещений не участвовал. Из представленных сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", а также ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" видно, что права собственности, иные вещные права Андреева А.С. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
Представленной выпиской из технического паспорта комнаты N "адрес" в "адрес" подтверждается, что спорное жилое помещение, общей площадью 19,7 кв.м., в том числе жилой - 19,7 кв.м, является изолированным, имеет отдельный вход, перепланировок в нем не производилось.
Как следует из сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на спорное жилое помещение N по "адрес" зарегистрировано право собственности муниципального образования город Красноярск.
Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд пришел к выводу о том, что с 22.12.2010 года истец Андреев А.С. вселился и был зарегистрирован в спорном изолированном жилом помещении на законном основании, истец постоянно в нем проживает, несет обязанности, предусмотренные договором социального найма в соответствии со ст.69 ЖК РФ: использует занимаемое жилое помещение по назначению; обеспечивает его сохранность; поддерживает надлежащее состояние комнаты; проводит текущий ремонт; своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При таких обстоятельствах, суд признает, что Андреев А.С. приобрел право пользования комнатой на условиях договора социального найма. В приватизации жилого помещения в совершеннолетнем возрасте истец не участвовал. Спорное жилое помещение расположено в жилом доме, который был передан в муниципальную собственность.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать за Андреевым А.С. право собственности на комнату N по "адрес" в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Андреева "данные изъяты" удовлетворить в полном объеме.
Признать в порядке приватизации право собственности Андреева "данные изъяты" на жилое помещение в виде комнаты N в "адрес", общей площадью 19,7 (девятнадцать целых семь десятых) квадратных метра, в том числе жилой площадью 19,7 (девятнадцать целых семь десятых) квадратных метра.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2012 года.
Судья И.Г. Медведев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.