Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 08 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Спирина М.Н. при секретаре Диордица Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Лесосибирска в интересах коллектива родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" о признании незаконными действий по установлению системы оплаты труда работникам родильного отделения ниже установленного минимального размере оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с включением в него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы работникам родильного отделения с 01.06.2011 года, исходя из минимального размера оплаты труда в размере 8229 рублей 80 копеек в месяц, возложении обязанности разработать и утвердить систему оплаты труда работников родильного отделения не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной, к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату
УСТАНОВИЛ:
Прокурор свое обращение в суд мотивирует тем, что при проведении проверки соблюдении трудового законодательства установлено, что заработная плата работников МБУЗ "ЛЦГБ" должна быть с 01.06.2011 не ниже 8299, 8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Данные требования трудового законодательства в учреждении не соблюдены. Так, начисления по заработной плате при полном отработанном месяце на полную ставку санитарке родильного отделения ФИО3 за сентябрь 2011 года составили 5152 руб., ФИО4 - 5331,62 руб., ФИО12 - 6896, 10 руб. (с учетом совместительства). Таким образом, заработная плата работников МБУЗ "ЛЦГБ" установлена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. По выявленным нарушения прокуратурой города 13.10.2011 года в адрес главного врача МБУЗ "ЛЦГБ" Плиговка Н.И. внесено представление об устранении нарушений Трудового кодекса РФ за номером 578ж-2011. Согласно ответа МБУЗ "ЛЦГБ" N от 07.11.2011 года в удовлетворении требований прокурора отказано на основании того, что в соответствии с п. 1.3 Регионального соглашения о заработной плате в Красноярском крае N84 от 30.11.2010 в размер минимальной заработной платы включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Учитывая, что понятие минимальная заработная плата дано в определениях Верховного суда, где в него включены компенсационные и стимулирующие выплаты, и данные определения распространяются на всю территорию РФ, соответственно не может применяться Региональное соглашение субъекта, в части противоречащей определениям Верховного суда. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, прокурор г. Лесосибирска вправе обратиться в суд исковым заявлением в интересах трудового коллектива родильного отделения МБУЗ "ЛЦГБ" о приведении системы оплаты труда в соответствии с действующим законодательством, поскольку основанием для проведения проверки и обращения в суд послужило коллективное заявление граждан о нарушенных трудовых правах. Уточнив исковые требования, просит признать незаконными действия МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" по установлению системы оплаты труда работникам родильного отделения ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с включением в него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, возложить обязанность произвести перерасчет заработной платы работникам родильного отделения с 01 июня 2011 года исходя из минимального размера оплаты труда в размере 8229 рублей 80 копеек в месяц, обязать разработать и утвердить систему оплаты труда работников родильного отделения не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Лесосибирска Богданова М.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представители МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" Слаута О.Н., Яценко Е.В., Астафьева О.А., Кулакова Н.В. с иском не согласились, пояснив, что заявление подано ненадлежащим лицом, у прокурора отсутствовали полномочия на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку работники родильного отделения обратились к прокурору г. Лесосибирска с просьбой разъяснить, каким должен быть минимальный размер оплаты труда, при условии полной выработки рабочего времени за месяц, обращение граждан имело целью получение разъяснения по заданному вопросу, из текста письма не следует, что граждане по каким-либо причинам не могут обратиться в суд самостоятельно. Требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, соответствующее требование характерно для производств по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Между тем, МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" не является ни одним из перечисленных субъектов, действия (бездействия) которых могут быть обжалованы в указанном порядке. Полагают, что бездействие ответчика нельзя признать незаконным, поскольку ответчик, являясь муниципальным учреждением, правомерно руководствовался в своей деятельности действующими правовыми актами федерального, регионального и местного уровня. В 2011 году в Красноярском крае был установлен размер минимальной заработной платы Региональным соглашением N 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае (зарегистрировано в министерстве экономики и регионального развития Красноярского края 30.11.2010 N 4). В соответствии с пунктом 1.3 которого размер минимальной заработной платы - это минимальный уровень заработной платы работника, дифференцированный по группам территорий края, в которую включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей). Недействующим и не подлежащим применению вышеуказанный правовой акт признан не был. Решение вопроса о соответствии либо несоответствии правовых актов краевого (местного) уровня вышестоящим правовым актам не входит в компетенцию муниципального учреждения. Руководствуясь действующими правовыми актами, ответчик правомерно включал в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку). Полномочия по определению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений предоставлено органам местного самоуправления согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализовано Лесосибирским городским Советом депутатов Красноярского края путем принятия Решения от 28.10.2010 N 80 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Лесосибирска".
Таким образом, уточненные требования прокурора фактически свидетельствуют об оспаривании прокурором вышеуказанного правового акта органа местного самоуправления. Подобное требование, в соответствии со ст. 245 ГПК РФ, должно быть рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, то есть заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.
Считают, что пропущен трехмесячный срок обращения в суд, в соответствии со ст.392 Трудового кодекса РФ, когда работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Дополнительно пояснили, что в случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно. Это означает, что при отсутствии стимулирующих и иных компенсационных выплат, например, уборщик, тарифицируемый по 1 разряду, и медицинская сестра 1 и 2 категории будут получать одинаковую заработную плату. Полагают, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов других лиц государственным органом, которому не предоставлено такое право.
Представитель администрации г. Лесосибирска представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит рассмотреть исковые требования в рамках действующего законодательства РФ.
Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов представил письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, доводы искового заявления обоснованными, а требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 37 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. ФЗ от 01.06.2011 N 106-ФЗ) с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, заработная плата младшего медперсонала родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат составляет менее 8299,8 рублей (4611 руб. х 30% районный коэффициент х 50% северная процентная надбавка) при полном отработанном месяце на полную ставку, то есть районный коэффициент (30%) и северная процентная надбавка (50%), начисляются ответчиком не на МРОТ и, фактически, включаются в минимальный размер оплаты труда.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса РФ устанавливает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 315 Трудового кодекса РФ; оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как усматривается из расчета, представленного ответчиком, размер заработной платы работников родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" (младший медперсонал) с учетом надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера - 50% и районный коэффициент - 30%, а также иных стимулирующих и компенсационных выплат, составляет менее 8229 руб. 80 коп.
Доводы ответчика о том, что региональным соглашением N 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 30 ноября 2010 года установлен размер минимальной заработной платы, и в размер минимальной заработной платы включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, в связи с чем, действия МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" являются законными, несостоятельны.
В силу требований статьи 6 Трудового кодекса РФ в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
При том порядке начисления районного коэффициента и северной процентной надбавки, который применяет ответчик, смысл применения районного коэффициента и северной процентной надбавки устанавливаемого за работу в местностях с особыми климатическими условиями, теряется.
В определениях от 24 июня 2011 года N 52-В11-1 и 29 июля 2011 года N 56-В11-10 Верховный суд Российской Федерации указывает, что установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В связи с чем, суд считает, что работникам родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ", работающим в особых климатических условиях при выполнении ими в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, который с 1.06.2011 года составляет 4611 рублей, но и повышенный размер оплаты труда. Повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок компенсационного характера, в данном случае это районный коэффициент 30 % и северная процентная надбавка 50 %.
Суд соглашается с доводами ответчика в части пропуска срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, за период с 01 июня 2011 г. до 09 сентября 2011 г.
В судебном заседании с достоверностью установлено и не оспаривается сторонами, что ежемесячно работникам МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" выдаются расчетные листки, подтверждающие начисление и размер заработной платы, заработная плата выплачивается без задержек, ежемесячно, работники знали о размере начисляемой заработной платы.
В суд с иском прокурор в интересах работников родильного отделения обратился 09 декабря 2011 года.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
По правилам ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет заработной платы работникам родильного отделения, исходя из минимального размера оплаты труда в размере 8229 руб. 80 коп. в месяц, за период с 01 июня 2011 года до 09 сентября 2011 г. следует отказать.
Довод ответчика о том, что у прокурора отсутствовали полномочия на предъявления искового заявления в суд, не обоснован. По заявлению коллектива родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ", из которого усматривается нарушение его (коллектива) прав в сфере трудовых отношений, прокуратурой города Лесосибирска была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в учреждении, по выявленным нарушениям прокуратурой в адрес главного врача МБУЗ "ЛЦГБ" внесено представление об устранении нарушений трудового кодекса РФ, согласно ответа, в удовлетворении требований прокурора отказано.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В связи с чем прокурор г. Лесосибирска в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах трудового коллектива родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" о приведении системы оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, ходатайство ответчика о прекращении производства по делу не подлежит удовлетворению.
Ссылка ответчика о том, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку требование о признании незаконным бездействия ответчика характерно для производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" не является ни одним из перечисленных субъектов, указанных в ст. 245 ГПК РФ, действия которых могут быть обжалованы, не состоятельна.
Суд не рассматривает настоящий иск в порядке ст. 245, поскольку, как указал сам ответчик МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" не относится к субъектам, действия (бездействия), которых могут быть обжалованы в указанном порядке, прокурор не оспаривает решения органов местного самоуправления.
Прокурор, уточнив исковые требования, просит признать незаконными действия МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" по установлению системы оплаты труда работников родильного отделения ниже установленного МРОТ, тем самым идет спор о праве работников на установление заработной платы в размере, не ниже установленного законодательными нормами. В связи с чем, заявленные требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п. 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
Удовлетворено 3 неимущественные требования истца. В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере 600 руб. из расчета: 200 руб. х 3.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах работников родильного отделения МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" Красноярского края удовлетворить частично.
Признать незаконным действия МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" по установлению системы оплаты труда работникам родильного отделения ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с включением в него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Обязать МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" произвести перерасчет заработной платы работникам родильного отделения с 09 сентября 2011 года, исходя из минимального размера оплаты труда в размере 8229 рублей 80 копеек в месяц.
Обязать МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" разработать и утвердить систему оплаты труда работников родильного отделения не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной, к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Лесосибирска отказать.
Взыскать с МБУЗ "Лесосибирская ЦГБ" госпошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2012 года.
Судья М.Н.Спирина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.