Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21 октября 2010 г.
(Извлечение)
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи: Киселевой Е.Ю.
при секретаре: Степановой А. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернятина Михаила Сергеевича об отмене решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица (СПК "Гелиос-4") из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Чернятин М. С. обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя тем, что с 1991 года он является членом СПК "Гелиос-4". Указанный СПК был создан 19 марта 1996 года, зарегистрирован администрацией Октябрьского района г. Красноярска 01 июля 1996 года. По требованию N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года" 23 июня 2003 года СПК "Гелиос-4" был перерегистрирован. 17 марта 2006 года ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска было принято решение N 268 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Причиной послужило то, что СПК "Гелиос-4" более 12 месяцев не предоставляло документы отчётности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковскому счёту. 13 июля 2006 года была внесена запись о прекращении правоспособности СПК "Гелиос-4", в связи с исключении его из ЕГРЮЛ. С данным решением он (заявитель) не согласен, поскольку исключение из ЕГРЮЛ означает ликвидацию кооператива, однако ликвидация в соответствии с N 129-ФЗ не была проведена, таким образом сложилась юридически неопределённая ситуация. В связи с изложенным просит суд: отменить решение N 268 о предстоящем исключении недействующего юридического липа (СПК "Гелиос-4") из ЕГРЮЛ, признать запись в ЕГРЮЛ от 13 июля 2006 года о прекращении правоспособности СПК "Гелиос-4" в связи с исключении его из ЕГРЮЛ недействительной, а также восстановить срок исковой давности на подачу данного заявления в суд, поскольку о ликвидации СПК "Гелиос-4" ему стало известно только в сентябре 2009 года.
В ходе судебного разбирательства заявитель Чернятин М. С. требования уточнил, просит суд: признать незаконными действия инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска по внесению регистрационной записи N от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица, в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ; обязать межрайонную ИФНС N 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
В судебном заседании заявитель Чернятин М. С. требования, с учетом их уточнений поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным выше.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска Лукъянова Т. Н. (по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что СПК "Гелиос-4" поставлено на налоговой учет в ИНФС России по Октябрьскому району г. Красноярска 23 июня 2003 года. За весь период деятельности, начиная с момента открытия кооператива СПК "Гелиос-4" не представляло бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговую инспекцию. С точки зрения налогового органа, финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась. Открытых расчетных счетов, за весь период деятельности, в банках не было. 17 марта 2006 года ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска была оформлена справка N о наличии признаков недействующего юридического лица, в которой отражено, что у СПК "Гелиос-04" отчетность не представлялась и сведения об открытых банковских счетах отсутствуют, а также вынесено решение N о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Одновременно с решением N о предстоящем исключении были опубликованы сведения в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22 марта 2006 года N 11(62) о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом кредиторами или иными лицами , чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестр; юридических лиц. 13 июля 2006 года ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска, СПК "Гелиос-4" был исключен из ЕГРЮЛ. Вынесенное решение N было принято в соответствии с действующим законодательством РФ. Кроме того, полагает, что Чернятин М. С. пропустил срок исковой давности на подачу данного заявления, поскольку сведения в журнале "Вестник государственной регистрации" были опубликованы 22 марта 2006 года, с данного момента прошло более трех лет.
Представитель заинтересованного лица МИФНС N 23 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, был извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, выслушав мнения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает требования Чернятина М. С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 319 от 17 мая 2002 года функцией уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего, начиная с 01 июля 2002 года, государственную регистрацию юридических лиц наделено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с Приказом Управления ФПС России по Красноярскому краю от 17 мая 2007 года N ТЧ-01-01/81 "О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю" с изменениями, внесенными Приказом от 09.07. 2007 года N ДБ-01-01/105, функции по государственной регистрации юридических лиц переданы межрайонной ИФНС России N 23 по Красноярскому краю.
Соответственно, принятие решения о предстоящем исключении кооператива из государственного реестра и внесение записи об исключении его из ЕГРЮЛ входило в 2006 году и полномочия инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска.
На момент рассмотрения настоящего заявления функции по государственной регистрации юридических лиц переданы межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
В силу пунктов 1, 2 ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктами 3, 4 ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из правового смысла и буквального толкования норм, содержащихся в ст. 4 и 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", следует, что основанием внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. принятое в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения па основании документов, предусмотренных Правилами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, фактически СПК "Гелиос-4" отвечал признакам недействующего юридического лица, в связи с чем налоговым органом было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованное в журнале "Вестник государственной регистрации" ДД.ММ.ГГГГ. Решение же об исключении недействующего юридического лица - СПК "Гелиос-4" из Единого государственного реестра юридических лиц не принималось. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
На основании изложенного суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом
порядка исключения СПК "Гелиос-4" из Единого государственного реестра
юридических лиц, предусмотренного статьей 21.1 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем
действия регистрирующего органа по исключению потребительского кооператива из
Единого государственного реестра юридических лиц являются незаконными.
Кроме того, предусмотренный ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ основан на вероятностном, а не действительном знании регистрирующего органа о прекращении деятельности юридического лица. Целью принятия федерального закона, предусматривающего упрошенный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, являлось прекращение в административном порядке правоспособности фактически самоликвидировавшихся юридических лиц. Воля законодателя не была направлена па прекращение деятельности действующих юридических лиц.
Представленными заявителем в материалы дела доказательствами подтверждается, что фактически кооператив продолжает осуществлять свою деятельность, в связи с чем действия налогового органа по исключению действующего юридического лица в порядке, предусмотренном для исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, не соответствуют Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая фактическую передачу полномочий по регистрации юридических лиц иному органу - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю, действия по устранению нарушений, допущенных инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска вправе осуществить межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю.
Довод налогового органа о пропуске заявителем срока на обжалование действий об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ признан судом не обоснованным в связи со следующим.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для зашиты права по иску лица, право которого нарушено.
С учетом ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи нрава и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как следует из пояснений заявителя, об исключении СПК "Гелиос-4" из ЕГРЮЛ заявитель узнал в сентябре 2009 года, выписку из ЕГРЮЛ получил 11 июня 2010 года. Доказательств того, что заявитель узнал или должен был узнать об исключении СПК "Гелиос-4" из ЕГРЮЛ ранее указанной даты не представлено.
Довод налогового органа о том, что заявитель должен был узнать об исключении в день публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в журнале "Вестник государственной регистрации" 22 марта 2006 года не обоснован, поскольку решение о предстоящем исключении не является окончательным актом при исключении недействующего юридического лица из Единого государственною реестра юридических, доказательств, подтверждающих направление в адрес СПК "Гелиос-4" сведений об исключении его из ЕГРЮЛ, не представлено. Иных действий, кроме публикации сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации", по доведению до СПК "Гелиос-4" сведений об исключении кооператива из ЕГРЮЛ, налоговым органом не принималось.
С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении с заявлением в суд Чернятиным М. С. была оплачена госпошлина в размере 200 рублей, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией на указанную сумму. В этой связи с ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная госпошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска по внесению регистрационной записи N от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица, в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Обязать межрайонную ИФНС N 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения, путем внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Взыскать с инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска и пользу Чернятина М. С. 200 (двести) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья: Е. Ю. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.