Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 10 мая 2012 г.
(Извлечение)
Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:
истца - прокурора Туруханского района Зоткина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску прокурора Туруханского района в интересах Р. к МКОУ " "..."" о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Туруханского района в интересах работника муниципального казенного образовательного учреждения "..." Р. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к её работодателю, ссылаясь на то, что ответчиком неправильно начислялась истцу заработная плата в январе-марте 2012 года. В соответствии с ч.3 ст.133 Трудового Кодекса РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статьей 146 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. В силу ст.316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В силу приведенных положений закона, по мнению прокурора, районный коэффициент и процентная надбавка для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавок не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. Поскольку с 01.06.2011 г. минимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей, то с учетом 60% районного коэффициента и 80% процентной надбавки ежемесячный размер заработной платы в Туруханском районе должен составлять, по мнению истца, 11066,40 рублей из расчета 4611 (МРОТ)+2766,6 (районный коэффициент 60%)+3688,8 (максимальная процентная надбавка 80%). Учитывая, что Р., работающая у ответчика секретарем, в январе, феврале и марте 2012 года получала заработную плату менее гарантированной законом, прокурор просит взыскать с ответчика в её пользу недоначисленную заработную плату за этот период в размере 1898,47 рублей. Также просит обязать ответчика установить Р. заработную плату не менее установленной федеральным законодательством.
В судебном заседании прокурор района Зоткин Д.А. требования иска поддержал по вышеизложенным основаниям.
Материальный истец Р. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о дате и месте его проведения была извещена своевременно надлежащим образом.
Представитель ответчика - "..." и представитель третьего лица на стороне ответчика - Управления образования "..." в судебное заседание не явились, от последнего поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на иск ответчик и представитель "..." указали, что в соответствии с заключенным между "..." и "..." договором о ведении бухгалтерского учета Управление начисляет заработную плату работникам "...", руководствуясь при этом действующими правовыми актами федерального, регионального и местного уровня. Так, в 2011 году в Красноярском крае согласно ст.133.1 ТК РФ региональным соглашением N84 был установлен размер минимальной заработной платы, и согласно этого соглашения в этот размер включаются компенсационные выплаты, в том числе за работу в особых климатических условиях. На основании постановления администрации Туруханского района от 14.10.2011 г. N1444-п с 01.10.2011 года на территории Туруханского района минимальный размер заработной платы установлен севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 8140 рублей, южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 7122 рубля. Недействующими и не подлежащими применению указанные правовые акты признаны не были. В этой связи при начислении заработной платы работникам "..." Управление образование правомерно включало в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе и компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие материального истца, ответчика и 3-го лица на стороне ответчика, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч.3 ст.133 Трудового Кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового Кодекса РФ заработная плата работника - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 146 Трудового Кодекса РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В силу ст.316 Трудового Кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Исходя из положений ст.1 Федерального Закона РФ от 19.06.2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011 г.) минимальный размер оплаты труда с 01.06.2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц.
Как установлено в судебном заседании - Р. работает в "..." с 11.11.2010 года в должности секретаря руководителя. По условиям трудового договора районный коэффициент к заработной плате Р. составляет 60%, процентная надбавка - 80%. В январе, феврале, марте 2012 года с учетом отработанной нормы рабочего времени ей была начислена заработная плата в размере 10673,08 руб., 10193,6 руб., 10434,05 руб. соответственно (л.д.9-11,13-16).
Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы в Туруханском районе с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки в размере 80% должен составлять сумму 11066 рублей 40 копеек исходя из расчета 4611 (МРОТ)+2766,6 (районный коэффициент 60%)+3688,8 (максимальная процентная надбавка 80%), суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районе Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 4611 рублей, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Изложенная позиция неоднократно находила отражение в определениях Верховного Суда РФ при рассмотрении аналогичных дел, связанных со взысканием работниками, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, недоначисленной заработной платы (определения Верховного Суда РФ от 07.10.2011 г., 29.07.2011 г., 01.07.2011 г., 24.06.2011 г.).
Учитывая, что истица Р. в январе, феврале и марте 2012 года получала заработную плату в размере менее гарантированного законом, то есть в данном случае менее 11066,4 рублей, суд находит обоснованными исковые требования о взыскании с ответчика в её пользу 1898 руб. 47 коп., исходя из расчета:
11066,4-10673,08 (фактически начисленная з/плата за январь 2012 г.)=393,32 руб. (недоначисленная з/плата за январь 2012 г.)+11066,40-10193,06 (фактически начисленная з/плата за февраль 2012 г.)=873,34 руб.(недоначисленная з/плата за февраль 2012 г.) +11066,40-10434,06 (фактически начисленная з/плата за март 2012 г.)=632,35 руб. (недоначисленная з/плата за март 2012 г.).
Суд считает несостоятельными доводы ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика о необходимости исчисления и удержания НДФЛ из сумм недоначисленной заработной платы, определенной судом ко взысканию. Как установлено п.4 ст.226 Налогового Кодекса РФ - налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Поскольку фактическая выплата истцам заработной платы в размере, определенном в иске, места не имела, то оснований для возложения на ответчика обязанности по удержанию подоходного налога со взысканной суммы не имеется.
Разрешая требования иска в части возложения на ответчика обязанности установить Р. заработную плату не менее установленной федеральным законодательством, суд учитывает, что "..." является муниципальным казенным учреждением.
В соответствии со ст.144 Трудового Кодекса РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу приведенных положений закона муниципальное казенное учреждение при определении размера оплаты труда своих работников обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального, регионального и федерального уровня, следовательно, не обладает собственными полномочиями по изменению действующей в таком учреждении системы оплаты труда. Это означает, по мнению суда, что на такое учреждение не может быть возложена обязанность изменить систему оплаты труда, установленную муниципальными (региональными) правовыми актами, следовательно, такое учреждение не является надлежащим ответчиком по таким требованиям.
Суду не представлено доказательств того, что ответчиком самостоятельно, без учета действующего на территории Красноярского края регионального соглашения N84 о минимальной заработной плате, и постановлений администрации Туруханского района, регулирующих вопросы минимальной заработной платы работников муниципальных учреждений, установлен размер заработной платы истцу
Изложенные обстоятельства являются основанием для отклонения исковых требований прокурора в этой части.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения " "..."" в пользу Р. недоначисленную за январь, февраль, март 2012 года заработную плату в размере 1898 рублей 47 копеек.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Ю.В.Вениченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.