Постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 18 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Октябрьского района г. Самары Устинова О.В.,
с участием представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С* по доверенности N... от "дата", представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Товарищества собственников жилья "Эдельвейс" - Морозова А.В. и Ефремовой Е.А. по доверенности б/н от "дата",
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении N... в отношении Товарищества собственников жилья "Эдельвейс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола N... об административном правонарушении от "дата" следует, что государственным инспектором отдела котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С* следует, что в период с "дата" по "дата" на основании распоряжения и.о. руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору М* "О проведении плановой проверки юридического лица" была проведена плановая выездная проверка Товарищества собственников жилья "Эдельвейс" (далее ТСЖ "Эдельвейс"), эксплуатирующего опасный производственный объект "Жилищный фонд" с находящимися в нем лифтами рег. N... N... по адресу: "адрес".
При проведении плановой выездной проверки выявлены следующие нарушения требований норм и правил промышленной безопасности:
1. Опасный производственный объект, эксплуатируемый ТСЖ "Эдельвейс", не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. Нарушение ч.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п.5, п.6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1371.
2. Не застрахована ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Нарушение ст. 15 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. Решением руководства ТСЖ "Эдельвейс" в товариществе не назначен работник, ответственный за осуществление производственного контроля. Нарушение п.7, п.8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от10.03.1999 г. N 263.
4. Не организован и не осуществляется производственный контроль за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов: не разработано Положение об организации и осуществлении производственного контроля, не проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и инцидентов и ликвидации их последствий. Нарушение ст. 11 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст.3, ст.4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства от 10.03.1999 г. N 263.
5. Не проведена аттестация руководителя товарищества по общим вопросам промышленной безопасности и специалиста(ов) учреждения (ответственного за производственный контроль и организацию эксплуатации лифтов в товариществе) по промышленной безопасности в порядке, установленном Ростехнадзором. Нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.11, п.12, п.20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. РД 03-19-2007.
За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Самары от "дата" ТСЖ Эдельвейс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ТСЖ "Эдельвейс" по эксплуатации лифтов рег. N... N..., расположенных в жилом доме по адресу: "адрес", сроком до 90 (Девяносто) суток.
Решением Самарского областного суда г. Самары от "дата" постановление Октябрьского районного суда г. Самары от "дата" в отношении ТСЖ "Эдельвейс" отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение.
В судебном заседании представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С*, действующий на основании доверенности N... от "дата", пояснил, что Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.11.2001 г. N 641 внесены изменения в Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с которыми в составе опасных производственных объектов, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы в настоящее время учитываются все площадки лифтов, расположенные в зданиях, не относящиеся к жилищному фонду. В связи с чем, полагал, что в настоящее время нарушение, выявленное в ходе проведенной проверки в отношении ТСЖ "Эдельвейс", и указанные в п. 1 протокола об административном правонарушении от "дата", а именно: отсутствие регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатируемых ТСЖ "Эдельвейс" опасных производственных объектов - лифтов, расположенных по адресу: "адрес", ТСЖ "Эдельвейс", устранить не представляется возможным. Однако, на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Эдельвейс" вышеуказанные Требования действовали в старой редакции. Просил признать ТСЖ "Эдельвейс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ТСЖ "Эдельвейс" по эксплуатации лифтов рег. N... N..., расположенных в жилом доме по адресу: "адрес".
Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТСЖ "Эдельвейс" - Морозов А.В. и Ефремова Е.А., действующие на основании доверенности б/н от "дата", в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признали, при этом пояснили, что опасный производственный объект - лифты дома "адрес", эксплуатируемый ТСЖ "Эдельвейс", зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с существующими правилами и ФЗ N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", что подтверждается паспортами лифтов, имеются штампы на каждом паспорте с надписью "Зарегистрировано за N... Самарским округом Госгортехнадзора России "дата"", актами приемки лифтов в эксплуатацию. Ответственность за причинение вреда жизни и здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте застрахована, что подтверждается договором страхования N... от "дата", заключенным с ЗАО " ***". На основании данного договора был выдан страховой полис N... от "дата" Также приказом N... от "дата" заместитель председателя правления ТСЖ "Эдельвейс" О* назначен ответственным за осуществление производственного контроля, в связи с чем, "дата" был заключен договор N... с НОУ " ***" с целью аттестации по требованиям промышленной безопасности. "дата" Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора на мя О* было выдано удостоверение о допуске к работе в электроустановках напряжением до 1000 В в качестве административного технического персонала. Ранее О* также был ответственным лицом и имелось удостоверение N..., выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, то есть аттестация ответственного за производственный контроль и организацию эксплуатации лифтов в товариществе в порядке, установленном Ростехнадзором была проведена, однако срок действия удостоверения истек. С "дата" по "дата" заместитель председателя правления ТСЖ "Эдельвейс" по техническим вопросам О* проходит курс предаттестационной подготовки и проверки знаний по промышленной безопасности с дальнейшим получением удостоверения. Кроме того, полагали, что наличие договора N... от "дата", заключенного между ТСЖ "Эдельвейс" и ЗАО " ***", п. 3 которого определяет права и обязанности сторон в части организации и осуществления контроля, а также проведения разъяснительных работ с лицами, пользующимися лифтами по их эксплуатации, свидетельствует о том, что в ТСЖ "Эдельвейс" организован и осуществляется производственный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов. Вместе с тем, пояснили, что ТСЖ обязуется устранить оставшиеся нарушения за 5 суток. Просили освободить ТСЖ "Эдельвейс" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, представленные суду материалы, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Распоряжением и.о. руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору М* N... от "дата" О проведении плановой выездной проверки юридического лица государственному инспектору отдела котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями С* было поручено в период с "дата" по "дата" провести проверку в отношении ТСЖ "Эдельвейс" по адресу: "адрес", задачами которой является государственный контроль и надзор за исполнением требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (л.д. 6-7).
Согласно Акту N... проверки соблюдения требований промышленной безопасности от "дата", в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении (л.д. 8-9).
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С* "дата" вынесено предписание N... об устранении нарушений требований норм и правил промышленной безопасности, указанных в акте проверки N... проверки соблюдения требований промышленной безопасности от "дата", в срок до "дата" (л.д. 10).
"дата" государственным инспектором отдела котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С* в отношении ТСЖ "Эдельвейс" составлен протокол N... об административном правонарушении, за нарушение ст.ст. 2 ч.2, 11, 12 ч.1, 15 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п.п. 5, 6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1371, п.п. 3, 4, 7, 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от10.03.1999 г. N 263. п.п. 11, 12, 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. РД 03-19-2007 (л.д. 4-5).
Протокол об административном правонарушении N... от "дата" составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.
В соответствии с п.3 приложения N 1 к Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
В силу с ч.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ) Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок регистрации действующих на территории Российской Федерации объектов, указанных в приложении N 1 к Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения этого государственного реестра установлен "Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371. Данные Правила регулируют отношения, возникающие при регистрации объектов в государственном реестре и при ведении этого реестра.
Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. N 49) регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.11.2011 г. N 641 "О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 г. N 168" внесены изменения в указанные Требования, в том числе: сноска 52 раздела 15 "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" изложена в следующей редакции: ""52" - в составе объекта учитываются все площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, расположенных в административных, больничных, гостиных и иных зданиях,не относящихся к жилищному фонду".
В соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
В связи с чем, из объема вменяемых ТСЖ "Эдельвейс" нарушений подлежит исключению нарушение ч.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п.5, п.6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1371, а именно: отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Доводы представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ТСЖ "Эдельвейс" о том, что Договор N... от "дата" заключенный между ТСЖ "Эдельвейс" и ЗАО " ***", который определяет права и обязанности сторон в части организации и осуществления контроля, а также проведение разъяснительных работ с лицами, пользующимися лифтами в связи с эксплуатацией последних, свидетельствует об отсутствии нарушения ст. 11 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст.3, ст.4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства от 10.03.1999 г. N 263, а именно: отсутствие организации и осуществления производственного контроля за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона и опровергаются пояснениями представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С* в судебном заседании.
Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о малозначительности суд не может принять во внимание, поскольку они предполагают субъективную оценку.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья
может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п.21 Постановления от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", такие обстоятельств, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания, о чем указывается в постановлении.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд, оценив в совокупности, изложенные выше обстоятельства совершения административного правонарушения, исследовав материалы дела, представленные материалы, находит, что в действиях ТСЖ "Эдельвейс" имеется состав административного правонарушения, а именно: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что у ТСЖ "Эдельвейс" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, но Товариществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении вида наказания суд принимает во внимание отсутствие по делу обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, вместе с тем, учитывая характер совершенного правонарушения, сложившуюся неблагоприятную обстановку, связанную с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, суд считает необходимым приостановить деятельность ТСЖ "Эдельвейс" по эксплуатации опасных производственных объектов - лифтов рег. N... N..., расположенных в жилом доме по адресу: "адрес". При определении размера наказания суд учитывает, что в настоящее время ТСЖ "Эдельвейс" нарушения, указанные в п.п. 2, 3, протокола N... от "дата" об административном правонарушении устранены, что объективно подтверждается представленным суду Договором страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта N... от "дата", Страховым полисом N... от "дата", Приказом N... от "дата" о назначении лиц, ответственных за организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также намерение ТСЖ "Эдельвейс" устранить нарушения, указанные в п. 5 протокола N... от "дата" об административном правонарушении, что подтверждается Справкой НОУ " ***" о прохождении заместителем председателя правления ТСЖ "Эдельвейс" по техническим вопросам О* курса предаттестационной подготовки и проверке знаний по промышленной безопасности от "дата" N.... Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым приостановить деятельность ТСЖ "Эдельвейс" по эксплуатации опасных производственных объектов - лифтов рег. N..., N..., расположенных в жилом доме по адресу: "адрес", на срок 5 суток.
Руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Товарищество собственников жилья "Эдельвейс", место нахождения: "адрес", ОГРН N..., ИНН N..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности Товарищества собственников жилья "Эдельвейс" по эксплуатации лифтов рег. N..., N..., расположенных в жилом доме по адресу: "адрес", на срок 5 (Пять) суток, в части приостановления деятельности Товарищества собственников жилья "Эдельвейс" по эксплуатации лифтов рег. N..., N..., расположенных в жилом доме по указанному адресу, постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Судья /подпись/ Устинова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.