Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Маркина А.В.,
при секретаре Викторовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-795/2012 по иску Мишакина И.Ю. к ГУ МВД России по Самарской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛ
Мишакин И.Ю. обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что проходил службу в органах внутренних дел, приказом УТ УВД России по ПФО от дата был уволен, выслуга его лет с учетом решения Самарского районного суда г.Самары составила *** лет *** месяцев *** дня, в льготном исчислении *** лет *** месяцев *** дня, однако Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области отказывает ему в назначении пенсии.
дата. его заявление со всеми необходимыми документами на оформление пенсии кадровой службой Средневолжского ЛУ МВД России было направлено в адрес ответчика.
дата было получено письмо N... Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте, из содержания которого следует, что отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД по Самарской области отказано в назначении пенсии по выслуге лет по основаниям, якобы, имеющихся противоречий нормам действующего законодательства в решении Самарского районного суда г.Самары от 25.07.2011 года, вступившего в законную силу, на основании которого исчислена в льготном исчислении его выслуга лет для назначения пенсии.
дата письмом ответчик подтвердил свой отказ в назначении пенсии по выслуге лет в связи с отсутствием у него обязанности исполнять решение Самарского районного суда г.Самары от 25.07.2011 года.
Считает данный отказ незаконным и не соответствующим нормам права.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 25.07.2011г., вступившим в законную силу определением Самарского областного суда от 05.09.2011г., решено восстановить его в должности оперуполномоченного уголовного розыска и включить в выслугу лет для назначения пенсии срок военной службы (по призыву) по охране государственной границы на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца на заставах, несущих службу по охране государственной границы. Считать выслугу лет по состоянию на дата в исчислении *** лет *** месяцев *** дней.
В судебном заседании истец Мишакин И.Ю. иск поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что его представитель Иванова Н.Н. занята в другом процессе, в связи с чем, просил дело слушанием отложить.
Представитель ответчика по доверенности Федорова Г.А., Куркина С.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражали, настаивали на рассмотрении дела по существу, поскольку истец и его представитель были извещены о рассмотрении дела, присутствовали при назначении дела к слушанию и не возражали против назначения дела на указанную дату.
Выслушав стороны, изучив материалы дела суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела, поскольку истец извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, учитывая, что у истца имеется два представителя, что подтверждается нотариальной доверенностью от 01.04.2011 года, представленной в материалы дела, причин неявки второго представителя Жупиковой М.С. суду не сообщено, от нее не имеется заявлений о невозможности участия в деле, подготовка по делу проведена, дело сложности не представляет, права истца не нарушены, суд считает возможным рассмотрение дела с участием самого истца, в отсутствии его представителей.
Судом установлено, что решение по гражданскому делу по иску Мишакина И.Ю. к УТ МВД России по ПФО, о восстановлении на службе, обязании произвести Мишакину И.Ю. перерасчет выслуги лет принималось с участием УТ МВД России по ПФО и Средневолжского ЛУВДТ в качестве ответчиков. ГУ МВД России по Самарской области (далее - ГУ МВД) для участия в деле не привлекалось.
Из пунктов 6, 8 раздела 2 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 N418 (далее - Инструкция об организации пенсионного обеспечения) следует, что "Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующим пенсионным органом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы".
Необходимые для этого документы оформляются кадровым подразделением по последнему месту службы и представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы для согласования.
При этом каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативно-правового акта. В свою очередь документом, подтверждающим право Мишакина И.Ю. на включение периода службы в армии в выслугу лет в льготном исчислении, что дает ему право на назначение пенсии, по его мнению, является решение Самарского районного суда. Однако данное решение не может быть принято в качестве обоснования расчета, поскольку оно вынесено без участия ГУ МВД. Таким образом, оснований для составления заключения о назначении пенсии Мишакину И.В. у ГУ МВД не имеется.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ, "Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица".
Решение Самарского районного суда не является преюдициальным, поскольку при рассмотрении гражданского дела по иску Мишакина И.Ю. к УТ МВД России по ПФО и Средневолжского ЛУВДТ о перерасчете выслуги лет, ГУ МВД России по Самарской области не привлекалось, в деле не участвовало, в связи с чем, указанные обстоятельства подлежат исследованию заново при рассмотрении данного дела.
Начисление и выплата пенсии сотрудникам органов внутренних дел производится по нормам и в порядке, закрепленном Законом РФ от 12.02.1993г N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон N4468-1). Названным нормативным актом установлены виды пенсий, условия, определяющие право на их получение? Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт "а").
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы. Это положение также нашло свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N6-П.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Законом N 4468-1. При этом в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона N4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона, такой порядок определен Постановлением Совета Министров РФ N941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N941), которое, как указано в Решениях Верховного Суда РФ от 30.10.2007 N ВКПИ07-107 и от 07.07.2003 N ВКПИ03-50 не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 18 Закона N4468-1 установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Что касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Во исполнение требований Закона N4468-1 Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление N941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.
Мишакин И.Ю. проходил службу по призыву, следовательно, льготный порядок исчисления выслуги лет на него не распространяется.
Исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две категории: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту).
Установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, законодатель, определяя объем пенсионных прав военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в выслугу лет, дающую право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, не усмотрев в этом ограничения конституционных прав и свобод таких лиц, и нарушения конституционного принципа равенства.
Разрешение же вопроса об исчислении периода прохождения военной службы по призыву не в календарном, а в льготном порядке (из расчета один месяц службы за два месяца), на чем настаивает заявитель, по своей сути относится к компетенции законодателя и суду неподведомственно.
Кроме того, поскольку МВД является одним из главных распорядителей бюджетных средств, в том числе, выделяемых на выплату пенсий, пособий и компенсаций сотрудникам и пенсионерам органов внутренних дел, на него возложена обязанность по предотвращению случаев неправомерных выплат.
Таким образом, Мишакин И.Ю. фактически требует изменить порядок исчисления выслуги лет, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941.
При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.
Доводы Мишакина И.Ю. о наличии у него права на пенсию, на основании выслуги установленную в решении Самарского районного суда г.Самары не принимается судом на основании изложенного выше.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Мишакина И.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 30 дней с момента изготовления решения в окончательной виде.
Мотивированное решение изготовлено 19.03.12 года.
Судья: Маркин А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.