Решение Промышленного районного суда г. Самары от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Левиной М.В.
при секретаре Ведениной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению Катышева ФИО10 об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Катышев А.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ МИО Самарской области было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка. Утверждение схемы было необходимо для последующего предоставления земельного участка по заявлению Катышева А.Н.
В ответ на данное обращение было получено Заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Заявитель полагает, что данное Заключение незаконно, нарушает его право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен нормами ЗК РФ и принятым в их развитие постановлением Правительства РФ, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке.
Несоблюдение указанного выше порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе отсутствие в данных ЕГРП информации об ограничении прав на соответствующий участок, не является резервированием участка для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, любое планируемое использование участка для государственных или муниципальных нужд, не оформленное как резервирование соответствующего участка в установленном порядке, не может являться законным и обоснованным основанием для отказа в утверждении схемы расположение земельного участка.
Кроме того, Катышев А.Н. первый обратился с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Никто другой с заявлением о представлении испрашиваемого земельного участка, до настоящего времени не обращался.
Оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара создало непреодолимые препятствия гражданину Катышеву А.Н. для дальнейшего оформления испрашиваемого земельного участка в собственность.
На основании изложенного, Катышев А.Н. просил суд признать незаконным Заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ( кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ N N Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель Катышева А.Н. по доверенности Третьяков К.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности Гусева Ю.С., возражала против заявления и просила отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что Катышев А.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ МИО Самарской области было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
В ответ на данное обращение было получено Заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Катышев А.Н. считает вышеуказанное заключение незаконным, однако суд не может согласиться с доводами заявителя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ)
В соответствии с п. 2.4. ст. 9 Закона Самарской области "О земле" от 11.03.2005 г. N 94-ГД земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частями 2, 2.1 настоящей статьи и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется при условии, что указанные граждане не лишены родительских прав и постоянно проживают на территории Самарской области не менее пяти лет, а их дети являются им родными и (или) усыновленными и не достигли возраста 18 лет.
До утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случае, предусмотренном абзацем первым настоящей части, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством. (п. 2.4 введен Законом Самарской области от 08.07.2011 N 72-ГД)
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2011 года N 857 "Об утверждении порядка подготовки и предоставления информации, содержащей сведения о сформированных земельных участках из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, документов об их формировании для последующего предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и размещения указанной информации в СМИ и сети интернет", в соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в целях эффективного обеспечения реализации прав граждан, имеющих троих и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Самарской области постановило:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и представления информации, содержащей сведения о сформированных (образованных) земельных участках из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, документов об их формировании для последующего предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих троих и более детей, и размещения указанной информации в средствах массовой информации и сети Интернет (далее - Порядок).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Самарской области обеспечить в соответствии с Порядком подготовку и представление в уполномоченные органы государственной власти Самарской области (министерство строительства Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области) информации, содержащей сведения о сформированных (образованных) земельных участках из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, документов об их формировании для последующего предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих троих и более детей.
Судом установлено, что во исполнение требований вышеуказанного нормативно правового акта, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара началось исполнение работ по формированию земельных участков для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
В материалах дела имеется реестр земельных участков для формирования указанной категории граждан, утвержденный Руководителем Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара С.В. Рубаковым ДД.ММ.ГГГГ. В указанном реестре перечислено 19 земельных участков на территории Самарской области для соответствующих целей, в число которых входит пять земельных участков по 950 кв.м. каждый по адресу: "адрес" испрашиваемые Катышевым А.Н. как единый земельный участок площадью 4950 кв.м.
Установлено, что в соответствии с Приложением N 4 к Реестру земельных участков для формирования гражданам, имеющим трех и более детей, проекты границ земельных участков NN 12-3 А,Б,В,Г,Д составлены и согласованы Руководителем Управления оформления земельных участков ДСА г.о. Самара Рогачевой Т.Г., начальником отдела формирования земельных участков Управления оформления земельных участков ДСА г.о. Самара Дрезюля Е.Д.
Так же, во исполнение требований Постановления Правительства Самарской области от 26.12.2011 г. N 857, в отношении испрашиваемого земельного участка (по реестру ДСА г.о. Самара- пяти земельных участков) по вышеуказанному адресу, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара направлены запросы о предоставлении информации адресатам: Министру имущественных отношений Самарской области, Министру строительства Самарской области, Министру культуры Самарской области, Руководителю Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Суд принимает во внимание, что вышеуказанный нормативный правовой акт не содержит четкого порядка формирования органами местного самоуправления земельных участков, планируемых к бесплатному предоставлению в собственность названным гражданам, а так же не предусматривает сроков формирования земельных участков.
При таких обстоятельствах, Катышевым А.Н. сделано преждевременное заявление о несоблюдении ДСА г.о. Самара обязательной процедуры резервирования земельного участка для государственных и муниципальных нужд, поскольку, как установлено судом, в настоящее время ведется работа по формированию земельного участка, срок на выполнение которой законом не предусмотрен.
Кроме того, в материалах дела имеется сообщение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.05.2011 года, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования, однако данное сообщение опровергается Выкопировкой с топографического материала и проектом границ земельного участка, в соответствии с которыми земельный участок находится в границах красных линий местного проезда.
Так же, суд уделяет особое внимание, что в соответствии со ст. 14 Закона Самарской области "О земле" максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет: для огородничества- 0,2 гектара.
Судом установлено, что испрашиваемый Катышевым А.Н. земельный участок площадью 4950,00 кв.м. значительно превышает максимальный размер земельного участка, который может быть предоставлен под огородничество в собственность бесплатно.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств дают суду основания полагать, что оспариваемое заявителем заключение ДСА г.о. Самара от 25.01.2012 г. не является незаконным и нарушающим права Катышева А.Н., в связи с чем в удовлетворении заявления Катышева А.Н. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,254, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Катышева ФИО11 об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 15.06.2012 г.
Председательствующий: (подпись) М.В. Левина
Решение вступило в законную силу: _______________________________
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.