Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1641/12 по иску Прокурора Комсомольского района г.Тольятти в интересах Стешенко А.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольского района г.Тольятти обратился с иском в интересах Стешенко А.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено, что Стешенко А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать ФИО3 умерла в 2003г., сведения об отце в записи акта о рождении записаны со слов матери. Распоряжением главы Администрации Бузулукского района Оренбургской области N от 08.06.2004г. над несовершеннолетней Стешенко А.Н. установлена опека, опекуном назначена ФИО7 Впоследствии Стешенко А.Н. была передана в приемную семью ФИО7 Однако, 21.09.2007г. договор от 16.08.2006г. N "О передаче ребенка на воспитание в приемную семью" был расторгнут, по причине ухудшения состояния здоровья ФИО7 и Стешенко А.Н. была переведена в МУ СРЦ "Гармония" г.Тольятти. Приказом N-в от 25.10.2007г. Стешенко А.Н. была зачислена в школу-интернат N с 25.10.2007г. с содержанием на полном государственном обеспечении. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.10.2009г. N-р/4 Стешенко А.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05.10.2009г. 19.09.2009г. Стешенко А.Н. окончила обучение в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школу "Единство" г.о.Тольятти (школа-интернат N) и поступила в "данные изъяты", где обучается в настоящее время. По месту учебы Стешенко А.Н. предоставлено общежитие, по адресу: "адрес", где она и зарегистрирована.
Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Стешенко А.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи 1 человек.
Истец Стешенко А.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Стешенко А.Н. поставлена на учет и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке установленном Правительством Самарской области. В муниципальном жилищном фонде мэрии г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. N 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Мэрия г.о.Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, полагает, что поскольку Стешенко А.Н. в настоящее время обучается в "данные изъяты" на очной форме обучения, срок обучения с 01.09.2009г. по 30.06.2012г., право на предоставление жилья возникнет после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со
ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно
ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со
п. 2 ч. 2
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно
п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно
ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
В соответствии со
ст. 10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.10.2009г. N-р/4 "О постановке на учет на предоставление жилой площади" Стешенко А.Н. принята на учет на получение жилой площади на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, с 05.10.2009г.
Из свидетельства о рождении следует, что Стешенко "данные изъяты" родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец: ФИО2, мать ФИО3, что также подтверждается справкой о рождении.
Мать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
Из пояснений истца следует, что отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери, что также подтверждается справкой о рождении N.
Распоряжением главы Администрации Бузулукского района Оренбургской области N от 08.06.2004г. над несовершеннолетней Стешенко А.Н. установлена опека, опекуном назначена ФИО7 Впоследствии Стешенко А.Н. была передана в приемную семью ФИО7 Однако, 21.09.2007г. договор от 16.08.2006г. N "О передаче ребенка на воспитание в приемную семью" был расторгнут, по причине ухудшения состояния здоровья ФИО7, Стешенко А.Н. была переведена в МУ СРЦ "Гармония" г.Тольятти.
Приказом N-в от 25.10.2007г. Стешенко А.Н. была зачислена в Детский дом-школу "Единство" (школа-интернат N) с 25.10.2007г. с содержанием на полном государственном обеспечении, что также подтверждается справкой от 24.09.2009г.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.10.2009г. N-р/4 Стешенко А.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05.10.2009г.
19.09.2009г. Стешенко А.Н. окончила обучение в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом-школу "Единство" г.о.Тольятти (школа-интернат N) и поступила в "данные изъяты", где обучается в настоящее время.
По месту учебы Стешенко А.Н. предоставлено общежитие, по адресу: "адрес", где она и зарегистрирована с 20.10.2009г. по 30.06.2012г., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 21.12.2011г., выпиской из поквартирной карточки от 25.01.2011г.
Согласно справки МП "Инвентаризатор" от 22.09.2009г. Стешенко А.Н. ДД.ММ.ГГГГ.р. право на приватизацию использовала по адресу: "адрес". Договор о передаче квартир в собственность от 08.11.1994г. Отчуждена 16.12.1994г. В реестре собственников не значится.
Из выписки из поквартирной карточки от 18.04.2007г. следует, что Стешенко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., в период с 27.06.1990г. по 18.04.1995г., была зарегистрирована по адресу: "адрес", снята с регистрации в "адрес". Стешенко А.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., была зарегистрирована по указанному адресу в период с 19.09.1991г. по 18.04.1995г., снята с регистрации в "адрес".
Из ответа Управления Росреестра по Самарской области, МП "Инвентаризатор", следует, что сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Стешенко А.Н. отсутствуют.
Согласно справки Шигонского филиала ГУП СО "ЦТИ" от 12.07.2007г., право на бесплатную приватизацию Стешенко А.Н. в "адрес" не было использовано. В наличии жилья не числится.
Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение Стешенко А.Н. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.
Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право Стешенко А.Н. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку его право не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей").
В соответствии
со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
В связи с этим не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, жилое помещение истцу должно быть предоставлено Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Стешенко А.Н. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку Стешенко А.Н. в настоящее время обучается, то ее право на предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей" возникает только после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования, суд не принимает во внимание, так как согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В соответствии со ст.14 Закона Самарской области "О жилище" жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются заявителям и членам их семей, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить истцу жилое помещение на состав семьи один человек
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Стешенко "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2012г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.