Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1357/2012 по иску прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах малолетнего Маркова С.В. к мэрии г.о.Тольятти, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании выделить денежные средства на период установления предварительной опеки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился в суд с заявлением в интересах малолетнего ребенка, в котором просит обязать мэрию г.о. Тольятти и Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить и выплатить денежные средства на период установления предварительной опеки в размере 3 310 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования просил обязать министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить малолетнему Маркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5266 рублей, обязать мэрию г.о. Тольятти выплатить малолетнему Маркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 266 рублей.
В судебном заседании представитель прокурора Автозаводского района г.Тольятти ФИО7, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти исполнения законодательства об устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было установлено, что мать малолетнего Маркова С.В. - ФИО2, приговором Автозаводского районного суда г.Тольятти от 29.06.2009г. осуждена, сведения об отце в актовой записи рождения указаны на основании заявления матери.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 21.07.2009 года N-р/3 над малолетним Марковым С.В. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена ФИО3
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 21.08.2009 года N-р/3 на основании заявления ФИО3 над малолетним Марковым С.В. установлена опека.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 25.08.2009 года N-р/3 опекуну ФИО3 назначены ежемесячные выплаты на содержание малолетнего Маркова С.В.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве", установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя. В связи, с этим считает, что с момента установления предварительной опеки ребенок имеет право на достойное существование и получение выплат за период предварительной опеки. Просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить малолетнему Маркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5266 рублей, обязать мэрию г.о. Тольятти выплатить малолетнему Маркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 266 рублей.
Представители ответчика мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, из которого видно, что представитель ответчика не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Автозаводского района.
Третье лицо - ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.1,4 ст. 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
Судом установлено, что Марков "данные изъяты" родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении. В свидетельстве о рождении в графе "мать" указана - ФИО2, в графе "отец" - прочерк.
Согласно справки о рождении Маркова С.В. сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Приговором Автозаводского райсуда г.Тольятти от 29.06.2009 года ФИО2 осуждена по ст.161 ч.2 УК РФ к 2 г. лишения свободы.
Из копии распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 21.07.2009 года N-р/3 следует, что над малолетним Марковым С.В. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена ФИО3
Из копии распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 21.08.2009 года N-р/3 следует, что на основании заявления ФИО3 над малолетним Марковым С.В. установлена опека.
Из копии распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 25.08.2009 года N-р/3 следует, что опекуну ФИО3 назначены ежемесячные выплаты на содержание малолетнего Маркова С.В.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ст. 31 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, подопечные имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с законом Самарской области от 07.07.2005 года N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (далее - ежемесячная выплата), в том случае, если их родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1120 (ред. от 17.10.2011) "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю" субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 года N 374 "О порядке и сроках индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях" размер ежемесячной выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) в 2009 году составлял 4 665 рублей в месяц. Ежемесячная выплата подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.
Предварительная опека над малолетним Марковым С.В. была установлена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер выплат на его содержание в этот период составил 5 266 рублей, что подтверждается расчетом истца. Указанный расчет ответчиками не оспорен. У суда также не имеется оснований не доверять представленному расчету.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ, установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области N 77-ГД от 05.03.2005 г. "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения", органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, за исключением назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), выплата ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) граждан и в приемных семьях, вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее - социальные выплаты), за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью", приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области" и "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области", ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию, осуществление выборочной проверки правильности представленных заявителем документов о доходах семьи, иных документов, дающих основание для назначения социальных выплат.
Согласно ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 2 и ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Конституцией РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, гарантировано право на получение квалифицированной медицинской помощи, а в случаях, предусмотренных законом, на оказание юридической помощи бесплатно.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Самостоятельно обращение в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие сложных жизненных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования законными и обоснованными, поскольку Федеральный закон РФ имеет наивысшую юридическую силу по отношению к Законам субъектов РФ, кроме того Постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 года N 48 об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) ухудшает положение детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые имеют право достойно существовать и получать ежемесячные выплаты. В связи этим суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить, а мэрию г.о. Тольятти выплатить малолетнему Маркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 266 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 31 ГК РФ, ст. 12, 31 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве", ст.ст. 2, 45 Конституции РФ, ст. 45,192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Автозаводского района г.Тольятти удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить малолетнему Маркову "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 266 рублей.
Обязать мэрию г.о.Тольятти выплатить малолетнему Маркову "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 266 рублей.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление, в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение одного месяца.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.