Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 06 марта 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
с участием прокурора Фаниной О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. к мэрии городского округа Тольятти, министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о выплате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
"адрес" обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней, в котором просит обязать мэрию г.о. Тольятти и министерство здравоохранения и социального развития "адрес" выделить денежные средства на период установления предварительной опеки.
В судебном заседании помощник прокурора Фанина О.М. исковые требования поддержала, пояснив, что в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Тольятти проверки исполнения законодательства об устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было установлено, что мать несовершеннолетней Журавлевой "данные изъяты" года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец "данные изъяты". Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 30 декабря 2010 года над несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. было установлено предварительное попечительство, временным попечителем сроком на один месяц назначена бабушка Климова Э.И.. В дальнейшем срок предварительного попечительства был продлен на два месяца. Распоряжением заместителя мэра от 01 марта 2011 года над несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. установлено попечительство, попечителю Климовой Э.И. назначены ежемесячные выплаты на содержание несовершеннолетней. Вместе с тем, частью 5 ст. 12 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве", установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя. В связи, с изложенным, считает, что с момента установления предварительной опеки ребенок имеет право на достойное существование и получение выплат за период предварительной опеки. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти и министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выплатить несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. денежные средства на период установления предварительного попечительства с 30 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере "данные изъяты" руб..
Представители ответчика мэрии г.о. Тольятти Киченко Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что институт, что институт предварительной опеки введен ФЗ "Об опеке и попечительстве" в целях экстренного назначения опекуна в случаях, когда этого требуют интересы подопечного. Указанным законом предусмотрено и право подопечных на установленные для них законодательством РФ и законодательством субъекта РФ виды государственной поддержки. В Самарской области выделение денежных средств и начисление ежемесячных выплат опекунам на содержание ребенка происходит в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 48 "Об утверждении порядка осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей)". Пунктом 2.1 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что для назначения ежемесячных выплат опекун (попечитель), предоставляет, помимо прочих документов, копию решения уполномоченного органа об установлении опеки (попечительства). Вместе с тем, ни Законом Самарской области от 07 июля 2005 года N 152 "Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни вышеуказанным Постановлением Правительства Самарской области механизм назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей, при назначении временной опеки, не определен. Считает, что оснований для денежных выплат предварительным опекунам не имеется, просит в иске отказать.
Представитель отдела реализации опеки и попечительства на территории Центрального района г. Тольятти Парамонова Н.С., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы представителя мэрии.
Представитель ответчика министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил суду письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что с учетом позиции, изложенной в письме Министерства образования и науки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области полагает возможным согласиться с заявленными требованиями в полном объеме.
Третье лицо Климова Э.И. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело без ее участия.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п.1, 4 ст. 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
Судом установлено, что мать несовершеннолетней Журавлевой "данные изъяты" года рождения - "данные изъяты", отец - "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством об установлении отцовства, свидетельством о смерти и приговором суда.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 30 декабря 2010 года над несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. установлено предварительное попечительство. Временным опекуном сроком на один месяц назначена бабушка Климова Э.И..
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 26 января 2011 года на основании заявления опекуна срок предварительного попечительства продлен на два месяца.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 01 марта 2011 года над несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. установлено попечительство.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 01 марта 2011 года попечителю Климовой Э.И. назначены ежемесячные выплаты на содержание несовершеннолетней Журавлевой Е.Э..
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ст. 31 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, подопечные имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с законом Самарской области от 07 июля 2005 года N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства которые предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (далее - ежемесячная выплата), в том случае, если их родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений. Размер ежемесячной выплаты составляет "данные изъяты" рублей. Ежемесячная выплата подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области о 27 октября 2010 года с 01 января 2011 года размер ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) с учетом индексации установлен в сумме "данные изъяты" руб..
Частью 5 ст. 12 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителемлицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области N 77-ГД от 05 марта 2005 года "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения", органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, за исключением назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), выплата ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) граждан и в приемных семьях, вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее - социальные выплаты), за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью", приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области" и "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области", ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию, осуществление выборочной проверки правильности представленных заявителем документов о доходах семьи, иных документов, дающих основание для назначения социальных выплат.
Статьей 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 2 и ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Конституцией РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, гарантировано право на получение квалифицированной медицинской помощи, а в случаях, предусмотренных законом, на оказание юридической помощи бесплатно.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Самостоятельно обращение в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие сложных жизненных обстоятельств.
Учитывая изложенное, суд считает, исковые требования законными и обоснованными, поскольку Федеральный закон РФ имеет наивысшую юридическую силу по отношению к Законам субъектов РФ, кроме того, Постановление Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 48 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей)", не предусматривающее денежного содержание в случае установления предварительной опеки, тем самым, ухудшает положение детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые имеют право достойно существовать и получать ежемесячные выплаты.
В материалах дела имеется расчет предварительной опеки, согласно которому размер выплаты за период предварительного попечительства с 30 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года составляет "данные изъяты" руб..
Указанный расчет лицами, участвующими в деле не оспорен. У суда также не имеется оснований не доверять представленному расчету.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти и министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обязать выплатить несовершеннолетней Журавлевой Е.Э. денежные средства на период установления предварительной опеки с 30 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере "данные изъяты" руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить несовершеннолетней Журавлевой "данные изъяты" года рождения, денежные средства на период предварительного попечительства с 30 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере "данные изъяты" руб..
Обязать мэрию городского округа Тольятти выплатить несовершеннолетней Журавлевой "данные изъяты" года рождения, денежные средства на период предварительного попечительства с 30 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере "данные изъяты" руб..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.