Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 23 марта 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Щукиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению Казаковой И.Ю. о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,
УСТАНОВИЛ:
Казакова И.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе предоставлении в собственность безвозмездно земельного участка, расположенного в "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м. для ведения садоводства.
В обоснование заявленных требований Казакова И.Ю. указала, что 01.12.2011 года она обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеназванного земельного участка на основании ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
Решением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия проекта планировки и межевания территории "адрес" и наличия списка граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков.
Заявитель полагает данный отказ незаконным.
Статьей 9 Закона Самарской области "О земле" предусмотрено право граждан на получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности бесплатно.
Отсутствие проекта межевания и планировки территории как обязательного условия для предоставления земельного участка в собственность по заявлению граждан не может являться, в силу действующего законодательства, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Заявитель не имеет в собственности (на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков в таким же видом разрешенного использования.
Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц и находится в территориальной зоне Р-5 в которой предусмотрено использование земельных участков под садоводство и огородничество.
В связи с вышеизложенным полагает отказ мэрии г.о. Тольятти в предоставлении земельного участка незаконным.
Просит заявление удовлетворить, признать решение об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей испрашиваемый земельный участок.
В судебное заседание заявитель и представитель мэрии г.о. Тольятти не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания не является препятствием к рассмотрению дела.
Суд изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле" предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
Земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством:
1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи;
3) для садоводства;
4) для огородничества;
5) для животноводства;
6) для индивидуального жилищного строительства:
Предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах норм, установленных законом Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что Казакова И.Ю. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для ведения садоводства земельного участка, расположенного в "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., что подтверждается копией заявления (л.д. 7).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Казаковой И.Ю. в собственность указанного земельного участка мэрией г.о. Тольятти было отказано, ввиду того, что предоставление земельных участков осуществляется на основании проектов планировки и межевания территорий, которые разрабатываются с целью обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления застроенных или подлежащих застройке территорий, а на момент рассмотрения заявления проект планировки и межевания по вышеуказанной территории не разработан. Также в решении указано, что в целях обеспечения процедуры предоставления земельных участков гражданам на принципах справедливости, открытости, публичности мэрией г.о. Тольятти формируются списки категорий граждан, имеющих право на бесплатной получение земли. Указанные списки актуализируются и утверждаются постановлением мэрии г.о. Тольятти ежегодно, и публикуются в средствах массовой информации а именно в газете "Городские ведомости". При наличии вакантных земельных участков предоставление их будет осуществляться в соответствии со сформированным списком на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Суд полагает, что данное решение мэрии г.о. Тольятти является законным и обоснованным.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей нормы заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Проанализировав данную норму права, суд приходит к выводу о том, что Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии, с учетом мнения органа местного самоуправления.
На основании ст. 6 Закона Самарской области "О земле" N 94-ГД от 11.03.2005 г., полномочиями по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, возложены на органы местного самоуправления. Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона Самарской области "О земле" N 94-ГД от 11.03.2005г., уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение либо о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Заявителем не оспаривался тот факт, что проект планировки и межевания территории, на которой расположен испрашиваемый им земельный участок, не разработаны.
В связи с тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах населенного пункта, с учетом требований ст. 9 Закона Самарской области "О земле", предусматривающей предоставление гражданам земельных участков для садоводства бесплатно, приходит к выводу о том, что принятие решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка при изложенных обстоятельствах является правом, а не обязанностью органа муниципальной власти, т.е мэрии г.о. Тольятти, которая обоснованно отказала Казаковой И.Ю. в предоставлении участка, в связи с отсутствием необходимых условий для предоставления земельного участка бесплатно, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, указывая при этом на то, что проект планировки и межевания микрорайона, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, не принимался, на государственный кадастровый учет земельный участок не поставлен.
При этом необходимо учесть, что действующим законодательством не предусматривается безусловное право граждан на однократное предоставление земельного участка бесплатно в месте, выбранном гражданином. Как указывалось выше, Земельный кодекс РФ предусматривает возможность выделения участков из числа сформированных для конкретных нужд, имеющихся в наличии и с учетом мнения органа местного самоуправления.
Также следует признать правомерными доводы мэрии г.о. Тольятти о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, при наличии вакантных земельных участков в соответствии со сформированным списком граждан, претендующих на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, что соответствует принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что оспариваемое распоряжение принято в пределах компетенции мэрии г.о. Тольятти, с соблюдением процедуры принятия такого решения, является законным и обоснованным, ввиду чего требования заявителя о признании оспариваемого распоряжения незаконным, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Казаковой И.Ю. о признании незаконным решения мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 27.03.2012 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.