Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего- судьи Хакимова И.М.,
при секретаре Басимове Э.Ш.,
с участием : истца Нигматуллина М.К.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан - Ирмашевой Р.Я. (по доверенности N от 13 апреля 2012 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматуллина М.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в Миякинском районе РБ об отказе в назначении,
УСТАНОВИЛ:
Нигматуллин М.К. обратился в Миякинский районный суд РБ с вышеуказанным иском и просит признать незаконным решение ГУ-УПФ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы в рядах советской армии с 10 мая 1985 года по 31 октября 1986 года, то есть 1 год 05 месяцев 21 дней. Обязать ГУ-УПФ включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения военной службы в рядах советской армии с 10 мая 1985 года по 31 октября 1986 года. Признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ-УПФ, а именно 20 марта 2012 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ГУ-УПФ с просьбой установить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. 29 марта 2012 г. решением ГУ-УПФ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет. Пенсионный фонд считает, что его педагогический стаж на день обращения составляет 23 года 6 месяцев 14 дней. При этом не засчитывают в стаж период прохождения военной службы в рядах советской армии с 10 мая 1985 года по 31 октября 1986 года. Истец выразил не согласие с решением ГУ-УПФ ссылаясь на списки, утверждённые постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года, в соответствие с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооружённых Сил СССР, действующих до 1993 года. Как указывает истец 29 января 2004 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N в котором высказал свою позицию, что в случае, если в период работы гражданина действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущество, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, как считает истец, стало возможным применение Постановления Совета Министров СССР N от 17 декабря 1959 г., по этим основаниям служба в ВС СССР должна включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. По этим основаниям истец считает, что на день обращения в с ГУ - УПФ 20 марта 2012 г., его педагогический стаж составляет 25 лет 5 дней, с учетом время прохождения военной службы в рядах ВС СССР с 10 мая 1985 г. по 31 октября 1986 г.
Ответчик ГУ -УПФ представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что служба в составе Вооружённых Сил СССР не входит в педагогический стаж, позволяющий назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При принятии решения Управление Пенсионного фонда руководствовалось Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Истец ссылается на постановление Конституционного Суда РФ N от 29.01.2004 года и утверждает, что необходимо применять ранее действовавшее законодательство, однако следует иметь в виду то обстоятельство, что необходимо применять законодательство в целом, а не только благоприятную для истца часть. Надо учитывать, что по прежнему законодательству, на которое ссылается истец, пенсии за выслугу лет назначались и выплачивались после оставления работы независимо от занимаемой должности.
В судебном заседании истец Нигматуллин М.К. свои исковые требования поддержал, привел доводы изложенные в исковом заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Ирмашева Р.Я. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Нигматуллину М.К. было обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оригиналы документов, дав им оценку, суд приходит к следующему.
Из решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ N от 29 марта 2012 г. следует, что Нигматуллину М.К., обратившемуся с заявлением 20 марта 2012 г., N, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа 25 лет. В подсчет педагогического стажа не засчитана в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР с 10 мая 1985 г. по 31 октября 1986 г. со ссылкой на Постановление от 29 октября 2002 г. N.
Из этого же решения следует, что педагогический стаж Нигматуллина М.К. на день обращения составляет 23 года 6 месяцев 14 дней.
Согласно записей в трудовой книжке и справки МКУ "Отдел образования администрации МР Миякинский район РБ" за N от 20 марта 2012 г., Нигматуллин М.К. работал: "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учителем "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учителем "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, общий педагогический стаж Нигматуллина М.К. за период его работы в школах по состоянию на 20 марта 2012 г., составил 23 лет 6 месяцев 14 дней.
Кроме того, из трудовой книжки Нигматуллина М.К. видно, что он с 10 мая 1985 по 31 октября 1986 г. проходил военную службу в Советской армии.
Согласно военного билета серии N, Нигматуллин М.К., родившийся ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ призван в ряды вооруженных сил Советской армии и уволен 31 октября 1986 г.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается гражданам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"", не содержит указания о том, что в педагогический стаж включается время прохождения военной службы и обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Однако в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. за N, принятого в соответствии с Законом СССР " О государственных пенсиях в СССР" от 14.07.1956., на момент его прохождения военной службы в составе Вооруженных сил и периода обучения в вузе, действовало другое положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым в педагогический стаж, дающей право на досрочную пенсию, включаются период службы в составе Вооруженных Сил и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Указанное Постановление Совета Министров СССР " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. за N 1397 действовало до 01.10.1993 года, оно было отменено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N953.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
29.01.2004 года Конституционный Суд РФ вынес Постановление N2-П, в котором высказал свою позицию, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ N2-П от 29.01.2004г. стало возможным применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. N1397.
Постановлением Конституционного суда РФ N 11-П от 03.06.2004 г. "По делу о проверке Конституционности положений подпунктов 10, 11 И 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами рада граждан" было постановлено: Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд установил, что Нигматуллин М.К. после завершения Стерлитамакского государственного педагогического института проходил срочную службу в Советской Армии с 10 мая 1985 г. по 21 октября 1986 г., то есть 1 год 05 мес. 21 дней, что в соответствии вышеприведенных норм права должны быть включены в периоды его работы, дающие право на получение пенсии.
Таким образом педагогический стаж Нигматуллина М.К. составляет 23 года 6 месяцев 14 дней + 1 год 05 месяцев 21 день (время прохождения срочной службы в рядах СА). Для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент его обращения в ГУ - УПФ, то есть на 20 марта 2012 г., всего общий педагогический стаж составил 25 лет 05 дней.
Согласно ст. 19 упомянутого Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Следовательно, Нигматуллину М.К. ГУ - УПФ было незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.23 Постановления от 20.12.2005 года N 25 Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости истцу должна быть назначена с 20 марта 2012 г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Нигматуллина М.К. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает, что доводы представителя ответчика о том, что необходимо применять законодательство, на которое ссылается истец, в целом, а не только благоприятную для истца часть и что пенсии за выслугу лет по этому законодательству назначались и выплачивались после оставления работы независимо от занимаемой должности, являются необоснованными, так как действующее пенсионное законодательство не связывает назначение досрочной трудовой пенсии по старости с данным обстоятельством.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ: Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной и кассационной инстанциях.
При подаче искового заявления в суд истцом Нигматуллиным М.К. была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, о чем имеется соответствующая квитанция, которая подлежит взысканию с ответчика в ее пользу в полном объеме, поскольку иск удовлетворен полностью.
Однако истец отказался от возврата государственной пошлины, по этим основаниям судебные расходы истца не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нигматуллина М.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в Миякинском районе РБ об отказе в назначении- удовлетворить полностью.
Признать за Нигматуллина М.К., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" паспорт "данные изъяты" серии N N, выданный ДД.ММ.ГГГГ "адрес", проживающим в "адрес" Республики Башкортостан, право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, установив, что в периоды его работы, дающие право на получение указанной пенсии, включается период с 10 мая 1985 г. по 31 октября 1986 г., то есть 1 год 05 мес. 21 дней - период срочной службы в Советской Армии.
Признать незаконным Решение N от 29 марта 2012 г. Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе Нигматуллину М.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить Нигматуллину М.К. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 178-ФЗ от 17.12.2001 г. ( с изменениями и дополнениями ) из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере всего 25 лет 05 дней, с момента обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, а именно с 20 марта 2012 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение тридцати суток через Миякинский районный суд РБ.
(решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2012 г.)
Судья . Хакимов И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.