Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Семенова Н.В.,
судей Карачкиной Ю.Г. и Нестеровой Л.В.,
при секретаре Кудашкине П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению начальника отдела полиции N 4 Управления МВД России по г.Чебоксары об установлении административного надзора в отношении Максимова А.С., поступившее по апелляционному представлению прокурора Московского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары от 13 января 2012 года, которым в отношении Максимова А.С., освобожденного из мест лишения свободы 12 мая 2011 года, установлен административный надзор на срок 1 год 6 месяцев со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного, в период с 22 часов до 6 часов, являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить выезд за пределы территории г.Чебоксары.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник отдела полиции N 4 Управления МВД России по г.Чебоксары обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Максимова А.С. административного надзора и административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного, в период с 22 часов до 6 часов, обязательной явки от одного до трех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, запрета на выезд за пределы территории г.Чебоксары.
Заявление мотивировано тем, что 16 марта 2009 года Ленинский районный суд г.Чебоксары осудил Максимова А.С. по ст.166 ч.2 п. "а" УК РФ и с применением ст.70 УК РФ назначил наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии. 12 мая 2011 года по отбытии наказания Максимов А.С. освободился, но на путь исправления не встал, на мероприятия профилактического характера не реагирует, продолжительное время нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками, 24 сентября 2011 года и 28 октября 2011 года привлекался к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа.
В судебном заседании представитель отдела полиции N 4 Управления МВД России по г.Чебоксары Карсаков С.А. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Максимов А.С. не возражал против установления административного надзора, но возражал против установления административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного, в период с 22 часов до 6 часов.
Прокурор в судебном заседании не участвовал.
Судом было вынесено указанное выше решение, которое прокурор Московского района г.Чебоксары обжаловал на предмет отмены как незаконное.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав прокурора Абросеева Р.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, представителя отдела полиции N 4 Управления МВД России по г.Чебоксары Карсакова С.А., просившего оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части и изменению тоже в части.
Из материалов дела следует, что Максимов А.С. в несовершеннолетнем возрасте совершил преступление, предусмотренное ст.166 ч.2 п."а" УК РФ, за что ему с учетом присоединения не отбытого наказания по предыдущему приговору суда 16 марта 2009 года Ленинский районный суд г.Чебоксары назначил уголовное наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики 21 апреля 2009 года определила правильный вид исправительного учреждения- воспитательную колонию. По данным информационного центра МВД России по Чувашской Республике Максимов А.С. освободился по отбытии наказания 12 мая 2011 года.
Как правильно указано в апелляционном представлении, вывод суда о том, что Максимов А.С. совершил преступления средней тяжести, не основан на законе, поскольку в соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ предусмотренное ст.166 ч.2 п."а" УК РФ преступление относится к категории тяжких.
В то же время не основан на законе довод самого прокурора о том, что судимость Максимова А.С. погашается по п."г" ч.3 ст.86 УК РФ не ранее 12 мая 2017 года. Согласно ст.95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч.3 ст.86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление. Соответственно, судимость Максимова А.С. погашается 12 мая 2014 года, как указал в решении суд первой инстанции.
На момент рассмотрения дела Максимов А.С. являлся совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу (1 июля 2011 года) Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", имеющим непогашенную и неснятую судимость. В соответствии с п.1 ч.1 ст.3, ч.2 ст.13 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ административный надзор за Максимовым А.С. мог быть установлен судом по заявлению органа внутренних дел при наличии основания, предусмотренного п.2 ч.3 ст.3 этого Федерального закона, то есть в случае совершения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Заверенной копией постановления заместителя начальника отдела полиции N 4 Управления МВД России по г.Чебоксары от 29.10.2011 года подтверждается, что 28 октября 2011 года Максимов А.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающее на общественный порядок и общественную нравственность. В апелляционном представлении прокурором сделан акцент на отсутствии в материалах дела постановления, подтверждающего совершение Максимовым А.С. 24 сентября 2011 года еще одного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако с учетом того, что в материалах дела имеется заверенная копия протокола об административном правонарушении от 24.09.2011 года, и Максимов А.С. в суде первой инстанции не оспаривал наличие указанных заявителем оснований для установления в отношении него административного надзора, довод прокурора о недоказанности юридически значимого обстоятельства судебная коллегия признает необоснованным.
Неправильное определение судом категории преступления на правильность решения об установлении в отношении Максимова А.С. административного надзора не повлияло.
В соответствии с п.1 ч.1, п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд мог установить Максимову А.С. административный надзор на срок не менее одного года и не свыше срока погашения судимости, при этом срок должен исчисляться со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установленный Максимову А.С. срок административного надзора соответствует требованиям закона, однако при определении начала исчисления этого срока судом неправильно применена норма материального права, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для изменения решения суда в этой части.
В апелляционном представлении обоснованно отмечено, что решение суда в части установления административных ограничений не мотивировано.
К числу обязательных административных ограничений статья 4 Федерального закона "Об административном надзореза лицами, освобожденными из мест лишения свободы" относит лишь обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации не менее одного и не более четырех раз в месяц, а другие административные ограничения просто могут быть установлены судом.
По мнению судебной коллегии, необходимость запрещения Максимову А.С. выезда за пределы территории г.Чебоксары из обстоятельств дела не следует, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в этой части и принятия нового решения об отказе в установлении Максимову А.С. указанного административного ограничения. В то же время, учитывая обстоятельства и степень опасности совершенного Максимовым А.С. преступления, при положительной бытовой характеристике его склонность к совершению в ночное время административных правонарушений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в части других установленных административных ограничений.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Московского районного суда г.Чебоксары от 13 января 2012 года в части установления Максимову А.С. административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории г.Чебоксары, и принять по делу в этой части новое решение, которым отказать в установлении Максимову А.С. указанного административного ограничения;
изменить решение Московского районного суда г.Чебоксары от 13 января 2012 года в части, касающейся исчисления срока административного надзора, определив исчисление этого срока со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора;
в остальной части апелляционное представление прокурора Московского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары от 13 января 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.