Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Юркиной И.В., Спиридонова А.Е., при секретаре Калягиной Э.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Яковлева В.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконными действий по отказу в признании нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата и возложении обязанности включить в сводный список граждан Чувашии на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета на 2012 год, поступившее по апелляционной жалобе Яковлева В.И. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 13 января 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Яковлева В.И. о признании незаконными действий Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об отказе в признании нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения на состав семьи из пяти человек; об обязывании включения его в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета на состав семьи из пяти человек на 2012 год (сводный список по Чувашской Республике граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законом" на 2012 год), -отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлев В.И. обратился в суд с заявлением, в котором обжаловал действия Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее Минздравсоцразвития Чувашской Республики), выразившиеся в отказе в признании его нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата и возложении обязанности на Минздравсоцразвития Чувашской Республики включить его в список граждан по Чувашии на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета на состав семьи из пяти человек на 2012 год.
Заявление мотивировал тем, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, администрацией г.Шумерля признан нуждающимся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилой площадью менее учетной нормы, однако письмом от 4 августа 2011г. в адрес администрации г. Шумерля Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики сообщило о том, что не включило его в сводный список граждан по Чувашской Республике на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, указывая, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1990 годах, кроме принимавших участие в работах по объекту "Укрытие", обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. С данным отказом во включении его в сводный список граждан названной категории он не согласен, считая, что он, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании Яковлев В.И. заявление поддержал по основаниям, изложенным выше, и вновь привел их суду, пояснив, что участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988г., но в какой зоне работал - не помнит, но считает, что работал на объекте "Укрытие".
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Шумерля Глухов Е.А. в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на заявление Яковлева В.И., в котором просил рассмотреть дело без участия представителя администрации, указав, что в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1992г. N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при проживании в коммунальных квартирах независимо от размеров занимаемой ими жилой площади. На основании этого, Яковлев В.И. и был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Шумерля. Указанным законом приведен перечень категорий граждан, которые подлежат обеспечению жилой площадью за счет средств федерального бюджета. Яковлев В.И., согласно представленному им удостоверению, к вышеперечисленным категориям граждан не относится (л.д. 25).
Представитель Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Кондратьева В.Г. в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв на заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя Управления, и указала, что Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике в соответствии с Положением об Управлении, утвержденном приказом Федерального казначейства от 21 октября 2011г. N 473, не является органом, уполномоченным на составление списков и принятий решений о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Яковлевым В.И. на предмет отмены по мотивам его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Яковлева В.И. и его представителя Красильникова В.М., поддержавших апелляционную жалобу, признав возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что согласно копии удостоверения серии N, выданного Министерством труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики 18 ноября 2004 года, Яковлев В.И. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году.
Согласно военного билета НП N Яковлев В.И. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 21 июля по 21 октября 1988 г.
Также из материалов дела следует, что Яковлев В.И. в 1992 г. включен в список лиц, нуждающихся в получении и улучшении жилищных условий по г. Шумерля. По отделению Чувашской Республиканской организации союза "Чернобыль" значится в списке нуждающихся в жилье под номером 4 (л.д.11).
Отказывая в удовлетворении заявления Яковлева В.И., суд пришел к выводу о том, что представленное заявителем удостоверение не подтверждает наличие у него права на социальную поддержку в форме обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, согласно которым формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статья 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года выделяет 12 категорий военнослужащих и граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
При этом данный Федеральный закон устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, в том числе и в вопросе улучшения жилищных условий, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Так, в соответствии со ст. ст.14 и 15 данного Федерального закона обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации гарантируется не всем указанным в ст. 13 данного закона гражданам, а лишь указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой. А гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом, статьей 15 закона прямо указано, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом,
с момента их предъявления.
Этой же статьей предусмотрено, что порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определены Приказом МЧС РФ N727, Минздравсоцразвития РФ N831, Минфина РФ N165н от 8 декабря 2006 года (в ред.Приказа МЧС РФ N 373, Минздравсоцразвития РФ N370н, Минфина РФ N 61н от 24 июня 2009 года), а порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы утверждены Приказом МЧС РФ N728, Минздравсоцразвития РФ N832, Минфина РФ N166н от 8 декабря 2006 года (в ред.Приказов МЧС РФ N 564, Минздравсоцразвития РФ N518, Минфина РФ N 101н от 24.09.08 г. и МЧС РФ N 372, Минздравсоцразвития РФ N369н, Минфина РФ N 60н от 24.06.09 г.).
Данными Приказами утверждены и формы выдаваемых удостоверений, которые в соответствии со ст. 4, ч.4 ст.15 данного Федерального закона и постановлением Правительства РФ N907 от 31 декабря 2004 года "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дают право на меры социальной поддержки с момента их предъявления.
Обосновывая свои требования, заявителем и в суд, и в Минздравсоцразвития Чувашской Республики представлено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Р N. Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что данное удостоверение не дает заявителю право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, предусмотренную частью 1 ст. 14 и частью 1 ст.15 Федерального закона "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку названными нормами закона указанная мера социальной поддержки предоставляется только гражданам, названным в п.п.1, 2 и 3 части 1 ст. 13 Федерального закона: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа перечисленных в п.2 ч.1 ст. 13; а также гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на указанных в данном пункте работах; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; работникам лечебных учреждений, получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Заявитель указывает на то, что он, как лицо, призванное на военные сборы, принимал участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", в связи с чем подпадает под категорию граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Федерального закона, которым в соответствии с ч.1 ст.15 закона гарантируется обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Между тем, в соответствии с частью 4 ст. 15 Федерального Закона право на соответствующие меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, как указано выше, дает удостоверение. Соответственно, право на оказание такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета дает удостоверение, установленной в приложении N1 формы, утвержденной Приказом МЧС РФ N727, Минздравсоцразвития РФ N831, Минфина РФ N165н от 8 декабря 2006 года, с записью в правом верхнем углу левой стороны удостоверения "УКРЫТИЕ".
Такой записи удостоверение заявителя не содержит.
Как следует из материалов дела и пояснений заявителя в суде апелляционной инстанции, по вопросу выдачи удостоверения с записью "УКРЫТИЕ" заявитель обратился к компетентному органу лишь в ходе нахождения настоящего гражданского дела в производстве суда - 30 декабря 2011 года (л.д.30), и такое удостоверение ему еще не выдано (протокол судебного заседания).
При таких обстоятельствах, обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Что касается ссылки на представленную суду копию наряда-допуска для работ на территорию Чернобыльской АЭС, то данный документ, частью 4 ст. 15 Федерального Закона не предусмотрен в качестве документа, являющегося основанием для предоставления права на соответствующие меры социальной поддержки. Такой документ в соответствии с п.6 "Порядка и условий оформления и выдачи гражданами удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" указан в числе документов, подлежащих предъявлению, наряду с другими, для оформления и получения соответствующего удостоверения.
Не служит основанием для отмены решения довод жалобы и о том, что суд первой инстанции не затребовал от Минздравсоцразвития Чувашской Республики результаты рассмотрения заявления о выдаче соответствующего удостоверения. Заявителем обжалованы действия указанного министерства по отказу во включении в Сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году. Между тем вопрос о включении заявителя в сводный список граждан решался Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по представленным заявителем документам в 2011 году по установленной законом процедуре и в установленные законом сроки. При этом соответствующего удостоверения, дающего право на получение государственного жилищного сертификата, заявителем не было представлено. В связи с чем не имеется оснований для признания незаконными действий Минздравсоцразвития Чувашской Республики по не включению заявителя в указанный список граждан.
В соответствии с п.24 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы должен представить в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году в установленный правилами срок - в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому.
Таким образом, возможность участия заявителя в названной программе улучшения жилищных условий по получении соответствующего удостоверения не утрачена.
Довод об отсутствии отзыва Минздравсоцразвития Чувашской Республики относительно своей позиции по делу, является не состоятельным. В материалах дела имеется отзыв названного министерства на заявление Яковлева В.И. от 16 января 2012 года, поступивший в суд первой инстанции 17 января 2012 года, в котором министерство просит в удовлетворении заявления Яковлева В.И. отказать и излагает обоснование своей позиции со ссылками на Федеральный закон и постановление Правительства РФ (л.д.42-43).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Яковлева В.И. на решение Шумерлинского районного Чувашской Республики от 13 января 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.