Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи - Тереховой Е.А.,
с участием прокурора - Кузьминых Л.И.,
при секретаре - Вязовых О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тогучинского района Новосибирской области к администрации Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц об обязывании оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования в срок до 01 ноября 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогучинского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц об обязывании оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования, в срок до 01 ноября 2014 года.
В обоснование заявленных требований прокурор Кузьминых Л.И. пояснила суду, что прокуратурой Тогучинского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).
На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту Федеральный закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьёй 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Органы местного самоуправления, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьёй 209 Гражданского кодекса РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям в соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ является муниципальной собственностью. В соответствии с ч.2 ст.8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникаю момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлю законом.
Согласно ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством: существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения имущества в реестр муниципальной собственности само по себе не является доказательством права собственности.
Статьей 1 Федерального закона N 196-ФЗ в качестве задач данного Федерального закона определены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В нарушение указанных требований закона право собственности ни на одну автомобильную дорогу муниципального значения расположенные в границах муниципального образования администрацией Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области не зарегистрировано.
Соответственно администрацией Вассинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в полной мере не обеспечена безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, так как не исполнены требования Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги (государственная регистрация), расположенные в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам.
Кроме того, нарушение требований законодательства в области о безопасности дорожного движения нарушает права неопределённого круга лиц - населения (жителей) Кудринского сельсовета, а также иных лиц осуществляющих передвижение по дорогам местного значения на безопасность при осуществлении дорожного движения.
Интерес неопределенного круга лиц в данном случае выражается в том, что администрация Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области является органом местного самоуправления и осуществляет свои функции в интересах муниципального образования, то есть граждан, проживающих на его территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, имеющей важное общественное значение.
Просит суд обязать администрацию Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования, в срок до 01 ноября 2014 года.
Представитель Кудринского сельсовета в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, направил в суд заявление, согласно которого с исковыми требованиями согласны, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, суд с учетом мнения прокурора Тогучинского района считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тогучинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области об обязывании оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования, в срок до 01 ноября 2014 года следует удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. 39,173,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах муниципального образования, в срок до 01 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в одного месяца со дня принятия решения.
Судья подпись.
Копия верна:
Судья Е.А. Терехова
Справка: решение вступило в законную силу 27 апреля 2012 года.
Судья: Е.А. Терехова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.