Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Дмитриевой Е.Г.,
при секретаре Клыгач И.В.
с участием заявителя Каримовой Р.К., представителя заявителя Ускова А.И., представителя администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Овчинникова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каримовой Р. К. о признании незаконным отказа администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Каримова Р.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Тракторозаводского района г. Челябинска во включении ее в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, обязании включить ее в сводный список граждан-получателей субсидии на ДД.ММ.ГГГГ. с составом "данные изъяты" человека и датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).
В ходе судебного разбирательства Каримовова Р.К. изменила заявленные требования: просит признать незаконным отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N, признать за ней право на участие в данной подпрограмме. В обоснование требований указала, что относится к числу граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварии на ПО " М.". ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в участии в названной подпрограмме является незаконным, нарушает ее права и противоречит позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 10 ноября 2009г. N 17-П (л.д.103-104).
В судебном заседании Каримова Р.К., ее представитель Усков А.И. поддержали измененные требования в полном объеме.
Представитель администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Овчинников А.Н. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.24-25), пояснив, что Каримова Р.К. обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, она имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством РФ, на общих основаниях.
Представитель заинтересованного лица Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что Каримова Р.К. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях (л.д.51-52), заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, представил отзыв, в котором указал, что функции по реализации подпрограммы осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (л.д.111-112), заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Каримовой Р.К. подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Каримова Р.К. на основании удостоверения серии У N, выданного ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус добровольно выехавшей из населенного пункта "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ г., подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в ДД.ММ.ГГГГ г. на производственном объединении " М.", сбросов радиоактивных отходов реку "адрес". Каримова Р.К. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 11 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д.8).
Каримова Р.К., ее дети ФИО1, ФИО2 на основании служебного ордера N от ДД.ММ.ГГГГ занимают служебную квартиру по адресу: г. Челябинск, станция "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, где имеют регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,31,54).
Каримова Р.К., ФИО1 и ФИО2 жилых помещений в собственности не имеют, что подтверждено уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45,46,49); справкой ОГУП "Обл.ЦТИ" (л.д.71).
Распоряжением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска N от ДД.ММ.ГГГГ семья Каримовой Р.К. в составе двух человек (сын ФИО1) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59).
ДД.ММ.ГГГГ Каримова Р.К. обратилась с заявлением в администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска о "постановке ее на очередь на жилплощадь как добровольно выехавшую после аварии на ПО "Маяк" (л.д.28).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N глава администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Горбунов В.А. отказал во внесении Каримовой Р.К. в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата (л.д.5-6).
Отказ администрации Тракторозаводского района г.Челябинска в признании Каримовой Р.К. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является, по мнению суда, незаконным.
В соответствии спунктом 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Гражданам, указанным впункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренныестатьей 17 настоящего Закона (статья 22 названного Закона).
Согласно пункту 7 части первой статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах ипорядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищнымзаконодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целеваяпрограмму "Жилище" на 2011 - 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамкахподпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленномПравилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализацииподпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008г. N 257) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 г. N 257) право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г. N 17-П положенияпункта 2 части первой статьи 14 ипункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, еестатьям 19 (часть 2),40,42 и55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В статье 17 названного Закона, также как и впункте 2 части первой статьи 14 ипункте 1 части первой статьи 15 Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), содержатся положения о том, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации, в данном случае добровольно выехавшие с зараженной территории и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищнымзаконодательством, а именно Жилищным кодексом РФ.
Однако, как указано в пунктах 4.1 и 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г. N 17-П, действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, вследствие чего те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищнымкодексом РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Между тем, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиямКонституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства(статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. N 23 "О судебном решении", суду следует учитывать постановления Конституционного Суда РФ о толковании положенийКонституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующимиКонституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных впунктах "а","б" и"в" части 2 и в части 4статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения.
С учетом вышеизложенного, Каримова Р.К. как добровольно выехавшая из населенного пункта "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ г., подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в ДД.ММ.ГГГГ г. на производственном объединении " М.", имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, то есть на получение социальной выплаты.
Таким образом, поскольку Каримова Р.К. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 17 Закона РФ N 1244-1, признана нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и изъявила желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска во включении ее в список граждан на получение социальной выплаты является незаконным.
При таких обстоятельствах на администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска подлежит возложению обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя, признав Каримову Р.К. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Каримовой Р. К. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в признании Каримовой Р. К. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска устранить допущенное нарушение прав заявителя, признав Каримову Р. К. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Е.Г.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.