Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Дмитриевой Е.Г.,
при секретаре Клыгач И.В.
с участием заявителя Хисматуллиной А.Ж., представителя заявителя Файзуллиной Д.С., представителя администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Шаеховой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хисматуллиной А.Ж. о признании незаконным отказа администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Хисматуллина А.Ж. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, выраженного в письме от 30 марта 2011г. N, обязании включить ее в сводный список граждан-получателей субсидии, обязании администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области оформить и выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование требований указала, что относится к числу граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварии на ПО "Маяк". В судебном порядке была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет нуждающегося в жилом помещении в администрации Тракторозаводского района 10 марта 2011г. Отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата является незаконным, нарушает ее права и противоречит позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 10 ноября 2009г. N 17-П.
В судебном заседании Хисматуллина А.Ж., ее представитель Файзуллина Д.С. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Шаехова Р.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.26-27), пояснив, что решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 08 февраля 2010 г. Хисматуллиной А.Ж. во включении в сводный список граждан-получателей государственного жилищного сертификата.
Представитель заинтересованного лица Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, представил отзыв, в котором просит в требовании о выдаче государственного жилищного сертификата отказать, указывая, что список граждан-получателей государственного жилищного сертификата на 2011 год сформирован в августе 2010г. (л.д.22-24), заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.38).
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Хисматуллиной А.Ж. подлежащими удовлетворению в части.
Судом установлено, что Хисматуллина (ранее - ФИО3) А.Ж. на основании дубликата удостоверения серии N, выданного 18 января 2001г., имеет статус добровольно выехавшей из населенного пункта Муслюмово в 1989 г., подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", сбросов радиоактивных отходов реку Теча. Хисматуллина А.Ж. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 11 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д.10).
Хисматуллина А.Ж., ее дети - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма не имеют, что подтверждено уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (л.д.88-90); справками ОГУП "Обл.ЦТИ" (л.д.113-114).
Хисматуллина А.Ж. с несовершеннолетними ФИО1, ФИО2 с 07 июля 2009г. имеют регистрацию по месту жительства и фактически проживают в жилом помещении по адресу "адрес"
Указанное жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м предоставлено Хисматуллиной А.Ж. на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования N от 15 июня 2009г. на семью из трех человек на период трудовых отношений с ООО " Ж.", но не более 5 лет и не позднее 11 мая 2014г. (л.д.13-16).
Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 01 февраля 2011г., вступившим в законную силу 18 февраля 2011г., на администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска возложена обязанность принять Хисматуллину А.Ж. с семьей (дочь ФИО1, сын ФИО2) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.63-68).
Распоряжением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска N от 10 марта 2011г. семья Хисматуллиной А.Ж. в составе трех человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.61)..
01 марта 2011 г. Хисматуллина А.Ж. обратилась с заявлением в администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска о "постановке ее на льготную очередь как пострадавшую от радиации и включении в сводный список по программе "Жилище" на 2011-2015гг. (л.д.41).
Письмом от 30 марта 2011г. N первый заместитель главы администрации района ФИО4 отказал во внесении Хисматуллина А.Ж. в сводный список граждан-получателей государственного жилищного сертификата (л.д.12).
Отказ администрации Тракторозаводского района г.Челябинска в признании Хисматуллиной А.Ж. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является, по мнению суда, незаконным.
В соответствии спунктом 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Гражданам, указанным впункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренныестатьей 17 настоящего Закона (статья 22 названного Закона).
Согласно пункту 7 части первой статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах ипорядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищнымзаконодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N утверждена федеральная целеваяпрограмму "Жилище" на 2011 - 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамкахподпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленномПравилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализацииподпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008г. N 257) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 г. N 257) право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г. N 17-П положенияпункта 2 части первой статьи 14 ипункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, еестатьям 19 (часть 2),40,42 и55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В статье 17 названного Закона, также как и впункте 2 части первой статьи 14 ипункте 1 части первой статьи 15 Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), содержатся положения о том, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации, в данном случае добровольно выехавшие с зараженной территории и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищнымзаконодательством, а именно Жилищным кодексом РФ.
Однако, как указано в пунктах 4.1 и 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г. N 17-П, действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, вследствие чего те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищнымкодексом РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Между тем, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиямКонституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства(статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. N 23 "О судебном решении", суду следует учитывать постановления Конституционного Суда РФ о толковании положенийКонституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующимиКонституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных впунктах "а","б" и"в" части 2 и в части 4статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения.
С учетом вышеизложенного, Хисматуллина А.Ж. как добровольно выехавшая из населенного пункта Муслюмово в 1989 г., подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, то есть на получение социальной выплаты.
Таким образом, поскольку Хисматуллина А.Ж. имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 17 Закона РФ N 1244-1, признана нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и изъявила желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска во включении ее в список граждан на получение социальной выплаты является незаконным.
При этом суд также учитывает, что отказ в признании Хисматуллиной А.Ж. участником подпрограммы вынесен должностным лицом администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, не имеющим полномочий на совершение таких действий.
Администрацией Тракторозаводского района г. Челябинска представлены в суд приказы N от 12 апреля 2011г. и N от 29 апреля 2011г. о возложении исполнения обязанностей главы администрации района на первого заместителя главы администрации района ФИО4 на период отпуска с 15 по 30 апреля 2011г. и впоследствии на период болезни ФИО5 (л.д.39-40).
Однако оспариваемый отказ подписан первым заместителем главы администрации района ФИО4 30 марта 2011г. (л.д.12), т.е до периода исполнения обязанностей главы администрации района.
Документов, подтверждающих полномочия первого заместителя главы администрации района на решение вопросов о признании гражданина участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с разделом 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, в судебное заседание не представлено.
При таких обстоятельствах на администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска подлежит возложению обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя, признав Хисматуллину А.Ж. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, со включением в список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата на 2012 год в составе семьи из трех человек (сын ФИО2, дочь ФИО1).
В то же время оснований для возложения на администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязанности предоставить государственный жилищный сертификат суд не усматривает.
В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти (пункт 28 названных Правил).
В силу пункта 36 указанных Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.
Таким образом, выдача государственного жилищного сертификата производится после распределения объема финансирования в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке.
Внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах требования Хисматуллиной А.Ж. о предоставлении е й государственного жилищного сертификата не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Хисматуллиной А.Ж. удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в признании Хисматуллиной А.Ж. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, выраженный в письме от 30 марта 2011г. N.
Обязать администрацию Тракторозаводского района г. Челябинска устранить допущенное нарушение прав заявителя, признав Хисматуллину А.Ж. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, со включением в список граждан на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата на 2012 год в составе семьи из трех человек (сын ФИО2, дочь ФИО1).
В удовлетворении требований Хисматуллиной А.Ж. об обязании администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области оформить и выдать государственный жилищный сертификат - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Е.Г.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.