Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Степановой Л.С., представителя ответчика Енцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Степанова Л.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периодов работы в трудовой стаж и перерасчету трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Л.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об отказе перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости; возложении обязанности включить в трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - работы "данные изъяты" и пересчитать трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала "данные изъяты". В соответствии с трудовым соглашением от ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла охрану объектов коллективного сада. При оформлении пенсии по старости в ДД.ММ.ГГГГ Степанова Л.С. представила ответчику копию трудового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и справку "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчик не принял их к рассмотрению. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ истица повторно обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии. Решением начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за N N истцу было отказано в перерасчете трудовой пенсии со ссылкой на отсутствие перечислений на социальное страхование. С указанным решением Степанова Л.С. не согласна, поскольку на основании трудового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ она работала по 12 часов в сутки ежедневно без выходных и праздничных дней и отпуска за небольшую заработную плату, осуществляла охрану объектов коллективного сада.
В судебном заседании истец Степанова Л.С. поддержала свои требования по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, требования истца не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ за N N и письменных возражениях на иск.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, "данные изъяты"" о времени и месте разбирательства дела извещено, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, сведений о причинах неявки представителя в суд не представлено.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Степанова Л.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о перерасчете пенсии с учетом стажа работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за N N Степановой Л.С. отказано в перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по тем мотивам, что сведения об отчислении из заработной платы Степановой Л.С. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на социальное страхование отсутствуют.
Данное решение пенсионного фонда суд находит несоответствующим нормам действующего законодательства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу части 2 указанной статьи государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В частности статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В первоначальной редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, частью 1 статьи 10 было предусмотрено, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Как следует из представленных суду письменных доказательств, в частности: трудового соглашения (л.д. 7), справок о работе и заработной плате (л.д. 9; 14), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Степанова Л.С. работала "данные изъяты" в течение полного рабочего дня, на полную ставку. За указанный период ей начислялась и выплачивалась заработная плата. Отсутствие же на индивидуальном лицевом счете истца сведений о внесении страховых взносов работодателем не может влиять на пенсионные права Степановой Л.С.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой", неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 03 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и др.).
Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П" также указано, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
Следовательно, требования истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об отказе перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и возложении обязанности включить в трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - работы "данные изъяты" являются законными и обоснованными, поскольку неуплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может служить основанием для невключения периода, за который такие взносы не уплачивались, в страховой стаж истца, поскольку это нарушает его права и законные интересы и не основано на законе. В связи с этим требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца о возложении на ответчика обязанности пересчитать трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то они удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Для перерасчета же трудовой пенсии по старости с момента ее назначения правовые основания отсутствуют, ввиду того обстоятельства, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
При этом п. 3 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена возможность представления дополнительных документов, необходимых для установления пенсии, в течение трех месяцев со дня обращения за ней.
При обращении за назначением пенсии, а равно в трехмесячный срок после обращения соответствующих документов о стаже работы с период с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ истицей не представлено, что следует из заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствуют сведения об их представлении в Управление пенсионного фонда, материалов пенсионного дела истицы, не содержащих направленные лишь ДД.ММ.ГГГГ года копии трудового соглашения и справки "данные изъяты", заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии на основании имеющихся в пенсионном деле документов, сведений индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-К, не отражающих работу истицы в спорный период.
Таким образом, на ответчика подлежит возложению обязанность по перерасчету размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Степановой Л.С. лишь с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, учитывая то, что при подаче иска истица была освобождена от уплаты государственной пошлины, в силу указанной нормы, а также положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ она подлежит взысканию с ответчика в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об отказе перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости об отказе Степанова Л.С. в перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в страховой стаж Степанова Л.С. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год "данные изъяты".
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Степанова Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований Степанова Л.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности пересчитать трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Федярова
Решение суда в окончательной форме принято 02 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.