Ленинский районный суд г.Омска В составе председательствующего судьи Р.В.Утенко
секретаря судебного заседания Л.И.Паньковой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сагайдак И.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Омске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сагайдак И.К. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда в ЛАО г.Омска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование своих требований истец указала, что свыше 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей и имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии. В сентябре 2009 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, однако ответчик отказал ей в назначении пенсии по тем основаниям, что необоснованно исключил из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, период осуществления ею работы в должности организатора *** средней школы с 14.09.1989 г. по 15.08.1990 г., поскольку наименование должности не указано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность для детей. Вместе с тем в утвержденном 29.10.2002 г. Постановлением Правительства РФ N 781 Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. В 1989-1990 гг. она выполняла именно указанную работу и неверное поименование работодателем ее должности не должно вести к ограничению ее права. Пенсионным органом не был включен в специальный стаж период работы с 15.08.1990 г. по 29.08.1997 г. учителем математики *** неполной средней школы Саргатского района Омской области, поскольку в ходе проверки был сделан вывод о ее работе директором школы и отсутствии доказательств выполнения педагогической деятельности учителем математики. Вместе с тем имеются как приказы, подтверждающие выполнение ею педагогической нагрузки, так и тарификационные списки педагогических работников школы за указанный период, которых отражено количество преподавательских часов истца и объем ее нагрузки учителем математики. Пенсионный орган неправомерно отказал включить в специальный стаж истца периоды работы учителем математики с 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г. в негосударственном образовательном учреждении " *** экспериментальная школа" и в негосударственном образовательном учреждении " ***" с 22.08.2002 г. по день обращения в пенсионный орган ввиду отсутствия наименований учреждений в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Вместе с тем указанные учреждения осуществляют в соответствии с Уставом общеобразовательную деятельность, имеют государственные лицензии и выполнявшаяся в них работа истцом тождественна работе в государственных учреждениях. Истец просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период ее работы с 14.09.1989 г. по 15.08.1990 г. организатором *** средней школы Саргатского района Омской области, учителем математики *** неполной средней школы Саргатского района Омской области с 16.08.1990 г. по 29.08.1997 г., учителем математики с 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г. в негосударственном образовательном учреждении " *** экспериментальная школа" и учителем математики в негосударственном образовательном учреждении " ***" с 22.08.2002 г. по настоящее время.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, пояснив, что в период с сентября 1989 г. по февраль 1990 г. выполняла работу организатора *** средней школы без дополнительной педагогической нагрузки в виде преподавания математики. Работа была практически ненормированной и подразумевала внеклассное занятие с детьми, координацию работ по кружкам преподавателей, организацию детских праздников. Должностная инструкция у нее не сохранилась и представить дополнительных доказательств, подтверждающих тождественность выполнявшейся ею работы работе организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми она не может. После обращения в пенсионный орган в 2009 г. она продолжила работать в НОУ " ***" учителем математики и в случае невключения в ее льготный трудовой стаж периода работы организатором истец просит суд установить наличие у нее права на назначение пенсии на настоящий момент и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента наличия установленного законом специального стажа.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в ЛАО г.Омска по доверенности Л.В.Лудан исковые требования не признала, пояснив, что работа истца организатором в школе в 1989-1990 г. без дополнительной преподавательской деятельности не может быть включена в льготный стаж ввиду отсутствия правомочий установления тождества выполнявшейся истцом работы работе организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми. В указанный период обязанности по ведению кружков, организации внеклассного и внешкольного образования также осуществлялись учителями, организаторскую деятельность которых вели методисты. Ввиду отсутствия документов относительно характера работы истца в оспариваемый период сделать вывод об объеме работы и ее характере не представляется возможным. Период работы в *** неполной средней школе в 1990-1997 гг. не включен в льготный стаж ввиду того, что в ходе проверки не были найдены документы, безусловно свидетельствующие о выполнении истцом помимо работы в качестве директора школы работы учителем математики. Периоды работы в негосударственных учреждениях не включены в специальный стаж ввиду непоименования данных учреждений в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что истец И.К.Сагайдак обратилась 27 сентября 2009 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в педагогических учреждениях для детей. Решением комиссии при ГУ УПФ РФ в ЛАО г.Омска от 31 декабря 2009 г. в назначении пенсии истцу отказано, поскольку комиссия пришла к выводу о том, что ее льготный педагогический стаж составляет 9 лет 11 месяцев 19 дней при назначении пенсии При этом комиссией было принято решение об исключении из педагогического стажа периода работы истца периода работы с 14.09.1989 г.по 15.08.1990 г. организатором *** средней школы( при ином исчислении пенсионным органом в специальный стаж включен период работы с 19.02.1990 г. по 15.08.1990 г. ввиду выполнения истцом обязанностей учителем математики в указанный период), периодов работы учителем математики *** неполной средней школы Саргатского района Омской области с 16.08.1990 г. по 29.08.1997 г., учителем математики с 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г. в негосударственном образовательном учреждении " *** экспериментальная школа" и учителем математики негосударственного образовательного учреждения " ***" с 22.08.2002 г. по 27.09.2010 г.(л.д.8-11)
Ответчиком составлен расчет общего страхового стажа истца, составившего за период с 24.08.1984 г. по 28.09.2009 г. 25 лет и 7 дней, а также расчет специального стажа, составившего 9 лет 11 месяцев и 19 дней(л.д.13)
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что в период с 14.09.1989 г. по15.08.1990 г. истец выполняла работу организатором в *** средней школе(л.д.15)
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённом Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, указана должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Вместе с тем истцом не представлены доказательства, позволяющие суду прийти к безусловному выводу о тождестве выполнявшейся истцом работы организатором работе, предусмотренной Списком, поскольку таким доказательством не может являться справка Начальника Управления образования Администрации Саргатского муниципального района Омской области от 02.08.2010 г.(л.д.24), как не содержащая оснований для вывода о несоответствии выполнявшейся работы ее наименованию..
Вместе с тем приказом от 20.02.1990 г. на Сагайдак И.К. возложены обязанности осуществления преподавательской деятельности учителя математики и алгебры в объеме 9 часов в неделю, выполнявшихся ею до 15.08.1990 г.(л.д.27) При этом истец принимала участие в работе экзаменационной комиссии по приему выпускных экзаменов(л.д.26)
Актом проверки УПФ в Саргатском районе Омской области от 04.12.2009 г. подтвержден факт работы истца учителем в период с 20.02.1990 г. по 16.08.1990 г., осуществление педагогической нагрузки
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
При таких обстоятельствах период работы истца учителем математики в *** средней школе в период с 20.02.1990 г. по 16.08.1990 г. подлежит включению в льготный стаж.
В период с 16.08.1990 г. по 29.08.1997 г. истец осуществляла работу директором *** средней школы(л.д.15) При проведении проверки УПФ в Саргатском районе Омской области в декабре 2009 г. тарификационные списки и штатные расписания работников школы представлены не были, что не дало оснований для вывода о выполнении истцом в указанный период работы учителем.
Вместе с тем истцом представлены в судебное заседание тарификационные списки педагогических работников *** неполной средней школы за период 1990-1997 гг., из которых следует, что весь указанный период истец совмещала работу директором с работой учителем математики, имела постоянную педагогическую преподавательскую нагрузку(л.д.29-44,67-81,89), что в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) дает основания для включения ей указанного периода работы в специальный стаж.
С 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г. истец в условиях поной занятости работала учителем математики в негосударственном образовательном учреждении " *** экспериментальная школа"(л.д.15-16) Указанное учреждение относилось к образовательному учреждению среднего(полного) общего образования, имело свидетельство о государственной аккредитации(л.д.45,54)
Из Устава указанного учреждения следует, что школа осуществляла обучение детей в соответствии с общими требованиями содержанию образования соответствии со ст. 14 Закона "Об образовании"(л.д.86-87)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством.
Поскольку истцом осуществлялась педагогическая деятельность в специализированном учреждении для детей, отсутствие государственного статуса учреждения само по себе не может являться основанием для ограничения пенсионных прав истца
Аналогичным образом выполнение истцом работы учителем математики негосударственного образовательного учреждения " *** с 22.08.2002 г., имеющим государственную аккредитацию(л.д.49-53) и в соответствии с Уставом осуществляющим как общее так и профессиональное образование(л.д.56-58) с 2002 г. дает ей право на включение указанного периода работы в специальный трудовой стаж.
Таким образом требования истца в части понуждения ответчика включить в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период работы учителем математики в *** средней школе с 20.02.1990 г. по 15.08.1990 г., учителем математики *** неполной средней школы Саргатского района Омской области с 16.08.1990 г. по 29.08.1997 г., учителем математики с 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г. в негосударственном образовательном учреждении " *** экспериментальная школа" и учителем математики негосударственного образовательного учреждения " ***" с 22.08.2002 г. на день обращения в пенсионный орган подлежат удовлетворению.
Как указывалось выше, общий страховой стаж истца за период с 24.08.1984 г. по 28.09.2009 г. составил 25 лет 0 месяцев и 7 дней(л.д.13)
При условии включения в специальный стаж периодов работы с 20.02.1990 г. по 15.08.1990 г., с 16.08.1990 г. по 29.08.1997 г., с 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г., с 22.08.2002 г. по 28.09.2009 г. специальный стаж составит 24 года 7 месяцев и 1 день
Согласно справке НГОУ " ***" от 20.12.2010 г., Сагайдак И.К. после обращения в пенсионный орган по настоящее время работает учителем математики на полную ставку полный рабочий день без сокращения рабочих дней, отрыва от производства, совмещения профессий, отпусков по уходу за ребенком, 21.10.2009 г. брала однодневный отпуск без сохранения заработной платы(л.д.88)
Таким образом, несмотря на то, что на момент обращения в пенсионный орган истец не имела право на назначение досрочной трудовой пенсии о старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, к 28 февраля 2010 г. истец приобрела стаж педагогической деятельности истца, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем суд с учетом позиции истца полагает возможным обязать ответчика назначить И.К.Сагайдак досрочную трудовую пенсию по старости с указанного времени.
Руководствуясь ст.ст. 98, 103,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском АО г.Омска включить в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период работы Сагайдак И.К. учителем математики в *** средней школе с 20.02.1990 г. по 15.08.1990 г., учителем математики *** неполной средней школы Саргатского района Омской области с 16.08.1990 г. по 29.08.1997 г., учителем математики с 01.11.1999 г. по 16.08.2002 г. в негосударственном образовательном учреждении " *** экспериментальная школа" и учителем математики негосударственного образовательного учреждения " ***" с 22.08.2002 г. по 28.02.2010 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском АО г.Омска назначить Сагайдак И.К. досрочную трудовую пенсия по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с 28 февраля 2010 г.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Сагайдак И.К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2011 г.
Решение не вступило в законную силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.