Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего- Судьи Хакимова И.М.,
при секретаре Басимове Э.Ш.,
с участием истца Трофимова А.М.,
представителя ответчика государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан- Рахмановой Г.М., (на основании доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова А.М. к государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и стажа, дающего право на досрочную пенсию, признании отказа в назначении пенсии незаконным и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Трофимов А.М. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что он, согласно записям в его трудовой книжке и Справки N от 21.09.2010 г., выданной МБУ Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ, Справки N от 18.08.2010 г., выдан Отделом образования муниципального образования Наримановский район, Справки N от 14.10.2010 года МАОУ ДОД ДООЦ " "данные изъяты"", на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ имел специальный трудовой стаж - 25 лет 1 месяцев 1 день.
Полагая, что он имеет полное право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 178-ФЗ от 17.12.2001 г. ( с изменениями и дополнениями ), 21 сентября 2010 года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ (далее - ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ) с заявлением назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако, в соответствии с Решением " Об отказе в установлении пенсии" за N от 30.09.2010 года за подписью начальника ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ Мусина Х.Х. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ему было отказано по тому основанию, что его педагогический стаж работы якобы составляет всего 22 года 6 месяцев и 25 дней, вместо требуемых 25 лет.
Указанное решение об отказе в назначении пенсии было обосновано нормами п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, п.2 ст.27 Федерального Закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии п.п. 7-13 пункта 1 ст.28 названного закона, правил исчисления периодов работы ( деятельности ) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ, со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, согласно которым определяется стаж работы, дающий право для назначения такой пенсии.
Из содержания упомянутого решения об отказе в назначении пенсии следует, что на основании указанного Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ не включило в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц 27 дней в должности руководителя физической культуры в Детском оздоровительном лагере " "данные изъяты"" Миякинского района РБ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц в должности руководителя физической культуры в Детском оздоровительном лагере " "данные изъяты"" Миякинского района РБ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 25 дней - период срочной службы в Советской Армии, мотивируя тем, что период прохождения военной службы гражданина вышеуказанным Списком на предусмотрен, поэтому не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ то есть 3 мес. - время нахождения в учебном отпуске.
Истец категорически не согласен с подобным отказом и считает, что ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ нарушает его конституционные права на досрочную пенсию по старости и поступает неправомерно, по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается гражданам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Действительно, В СПИСКЕ ДОЛЖНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТА В
КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА
ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ,
ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 10 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О СПИСКАХ РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"", не содержится указания о том, что в педагогический стаж включается время прохождения военной службы.
Но, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. за N 1397, принятого в соответствии с Законом СССР " О государственных пенсиях в СССР" от 14.07.1956., на момент его прохождения военной службы в составе Вооруженных сил действовало другое ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, в соответствии с которым в педагогический стаж, дающей право на досрочную пенсию, включается период службы в составе Вооруженных Сил. Указанное Постановление Совета Министров СССР " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. за N 1397 действовало до 01.10.1993 года, оно было отменено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
29.01.2004 года Конституционный Суд РФ вынес Постановление N2-П, в котором высказал свою позицию, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ N2-П от 29.01.2004г. стало возможным применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. N1397.
Постановлением Конституционного суда РФ N 11-П от 03.06.2004 г. "ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПОДПУНКТОВ 10, 11 И 12 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28, ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, БИРОБИДЖАНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, ЕЛЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, ЛЕВОБЕРЕЖНОГО, ОКТЯБРЬСКОГО И СОВЕТСКОГО РАЙОННЫХ СУДОВ ГОРОДА ЛИПЕЦКА, А ТАКЖЕ ЖАЛОБАМИ РЯДА ГРАЖДАН" было постановлено :
Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Из вышеуказанного следует, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 25 дней - период срочной службы в Советской Армии, должен включаться в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Также ответчик неправомерно не включил в его специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью время нахождения в учебном отпуске.
Истец считает, что указанные периоды включаются в специальный стаж так, как страховые взносы за указанные периоды работодателем уплачивались, что учебный отпуск можно признать дополнительным, который в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что периоды повышения квалификации, имеющие сходную правовую природу, в данный стаж включаются, и что в соответствии с Конституцией РФ, которая предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ст. 173 ТК РФ предоставление дополнительного отпуска работникам, совмещающим учебу с работой, является гарантией сохранения трудового стажа, места работы работника, поэтому такой период трудовой деятельности должен учитываться при досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.
Существенным моментом является обстоятельство оплаты этого отпуска со стороны работодателя, что подтверждается соответствующими приказами N от 16.01.2003 года и N от 01.02.2003 года. Если работодатель предоставлял такой отпуск работнику с сохранением среднего заработка, то за этот период были произведены необходимые выплаты в государственные социальные фонды, поэтому данный период должен входить в совокупный стаж педагогической работы необходимый для предоставления указанной пенсии.
Также истец считает, что в его специальный стаж должны войти периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- то есть 1 месяц 27 дней, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц в должности руководителя физической культуры в Детском оздоровительном лагере " "данные изъяты"" Миякинского района РБ.
Он действительно работал в указанные периоды руководителем физической культуры в Детском оздоровительном лагере " "данные изъяты"" "адрес" РБ, однако в архиве не сохранились данные об этом.
Подтвердить данный факт на судебном заседании могут свидетели: Л.Н.И., проживающий в селе "адрес", который работал в спорные периоды руководителем лагеря;
Х.Ф.М., проживающий в селе "адрес", который работал в спорные периоды совместно со ним руководителем физической культуры.
Согласно ст. 19 упомянутого Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного истец просит суд признать за ним, Трофимовым А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим в "адрес", право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 178-ФЗ от 17.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями), установив, что в периоды его работы, дающие право на получение указанной пенсии, включаются периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 25 дней -период срочной службы в Советской Армии;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ то есть 3 мес. - время нахождения в учебном отпуске;
периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц 27 дней, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц в должности руководителя физической культуры в Детском оздоровительном лагере " "данные изъяты"" Миякинского района.
Признать незаконным Решение N от 30.09.2010 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.28 Федераль-ного Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 178-ФЗ от 17.12.2001 г. ( с изменениями и дополнениями ) из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере всего 25 лет 1 месяц 1 день, с момента его обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, а именно с 21.09.2010 года.
Ответчик представил суду отзыв на исковое заявление, из которой следует, что 21 сентября 2010 года Трофимов A.M. обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан (далее - Управление) с заявлением N 6441 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе N от 30 сентября 2010 года ему было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого педагогического стажа работы.
Досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, а также на основании Списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Список).
Управление не согласно с требованиями Истца по следующим основаниям: 1. Период работы в должности руководителя физкультуры в Детском оздоровительном лагере "данные изъяты"" Миякинского района РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в педстаж, поскольку должность руководителя физкультуры в детских оздоровительных лагерях не предусмотрена ни действующим Списком N 781, ни Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров от 17.12. 1959 г. N 1397. Документов, подтверждающих факт работы за указанный период, представлено не было.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК). Поэтому после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Вопрос 4 Обзора судебной практики законодательства ВС РФ за второй квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010 г.).
2. ГУ-Управление ПФР в Миякинском районе не может согласиться с доводами Истца о том, что период прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включается в подсчет педагогического стажа.
Свои требования Трофимов A.M. обосновывает, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, которое позволяет зачесть в специальный стаж периоды прохождения военной службы в составе Вооруженных сил согласно Постановления Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. N 1397 г. и утвержденного им Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Однако, Истцом не принят во внимание тот факт, что по состоянию на 31.12.2001 года (на момент вступления в силу Федерального Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") Постановление N 1397 от 17.12.1959 г. не применялось на территории РФ в соответствии с постановлением N 953 от 22.09.1993 г., которым оно было отменено. К тому же, в Постановлении Конституционного Суда РФ рассматривались вопросы о порядке льготного исчисления общего трудового стажа, а не специального стажа, необходимого для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости ранее общеустановленного возраста (ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ) в соответствии со ст. 27-28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Управление считает недопустимым применять положения нормативных актов, регулирующих вопросы установления общего трудового стажа, в отношении специального стажа, необходимого для определения права на досрочную трудовую пенсию.
Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 16.07.2008 г N 610-О-О, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применение при этом Постановления N 1397 от 17.12.1959 г, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.01.2004 г N 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, на которое ссылается Истец, явилось признание не соответствующими Конституции РФ, а именно ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях. То есть вопросы включения в стаж периодов прохождения срочной службы в Советской армии не явились предметом рассмотрения в указанном Постановлении Конституционного суда РФ N 11-П от 03.06.2004 г. и не подлежат применению.
Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом, который осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Учитывая, что никаких законных оснований для применения Постановления N 1397 от 17.12.1959 г при исчислении стажа педагогической деятельности, помимо Постановления КС РФ N 2-П Истец не усматривает, данное толкование положений указанного Постановления является неверным, Управление считает исковые требования подлежащими отклонению.
3. Время нахождения Трофимова A.M. в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по 31.01.2003 (16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес.) не включается в подсчет педстажа по следующим основаниям:
Редакция п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, предполагает, что дополнительными отпусками, которые включаются в стаж работы в рассматриваемом случае, являются ежегодные дополнительные отпуска.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска перечислены в ст. 116 ТК РФ, это ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые работникам:
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
имеющим особый характер работы;
с ненормированным рабочим днем;
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, ст. 116 ТК РФ определено, что ежегодные дополнительные
оплачиваемые отпуска предоставляются также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В то же время гл. 26 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, совмещающим работу с обучением, но данные отпуска не являются ежегодными.
Из смысла статей трудового законодательства следует, что в стаж работы, с учётом которой досрочно назначается пенсия по старости, отпуска, предоставляемые в соответствии с ТК РФ работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не включаются.
Таким образом, педагогический стаж Истца на момент обращения за назначением пенсии составляет менее 25 лет (а именно 22 г. 6 мес. 25 дн.) и назначение досрочной трудовой пенсии повлечет незаконное расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В этой связи Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан не может согласиться с требованиями истца, считает их противоречащими действующему законодательству и просит суд отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении со ссылкой на судебную практику по аналогичным делам, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ в действующая на основании доверенности Рахманова Г.М. исковые требования Трофимова А.М. не признала в полном объеме по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, и просит суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, дав им оценку, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания исследованного в судебном заседании Решения "Об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии" за N от 30.09.2010 года за подписью начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Мусина Х.Х. следует, что Трофимов А.М. 21.09.2010 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельность и ему отказано в назначении данной пенсии по тому основанию, что его педагогический стаж составляет менее 25 лет, а именно 22 года 6 месяцев 25 дней. Периоды нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период прохождения военной службы в рядах советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в педагогический стаж.
Указанное решение об отказе в назначении пенсии обосновано нормами с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
- п.2 ст.27 Списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (далее Список).
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и утвержденные Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". на основании изложенного Трофимову А.М. отказано в удовлетворении его заявления.
В соответствии с п.п.10 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( с изменениями и дополнениями ) досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается гражданам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.3 ст.28 названного Федерального Закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 ст.28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно военного билета НП N от 24.10.1983, Трофимов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ призван в ряды Советской армии и ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. за N 1397, принятого в соответствии с Законом СССР " О государственных пенсиях в СССР" от 14.07.1956., на момент его прохождения военной службы в составе Вооруженных сил действовало другое ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, в соответствии с которым в педагогический стаж, дающей право на досрочную пенсию, включается период службы в составе Вооруженных Сил. Указанное Постановление Совета Министров СССР " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г. за N 1397 действовало до 01.10.1993 года, оно было отменено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
29.01.2004 года Конституционный Суд РФ вынес Постановление N2-П, в котором высказал свою позицию, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ N2-П от 29.01.2004г. стало возможным применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. N1397.
Постановлением Конституционного суда РФ N 11-П от 03.06.2004 г. "ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПОДПУНКТОВ 10, 11 И 12 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28, ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, БИРОБИДЖАНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, ЕЛЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, ЛЕВОБЕРЕЖНОГО, ОКТЯБРЬСКОГО И СОВЕТСКОГО РАЙОННЫХ СУДОВ ГОРОДА ЛИПЕЦКА, А ТАКЖЕ ЖАЛОБАМИ РЯДА ГРАЖДАН" было постановлено :
Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 25 дней - период срочной службы в Советской Армии Трофимова А.М. должен включаться в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Из справки N от 21.09.2010 представленной МБУ "Отдел образования администрации МР Миякинский район РБ" следует, что Трофимов А.М. работал в течении полного рабочего дня в должности учителя "данные изъяты" восьмилетней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учителем "данные изъяты" средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящего времени.
Приказом N по "данные изъяты" МСОШ Миякинского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Трофимову А.М.представлен оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Трофимова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начислены страховые взносы за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство указывает на то, что за период учебного отпуска истца были начислены страховые начисления.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что периоды повышения квалификации, имеющие сходную правовую природу, в данный стаж включаются, и что в соответствии с Конституцией РФ, которая предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ст. 173 ТК РФ предоставление дополнительного отпуска работникам, совмещающим учебу с работой, является гарантией сохранения трудового стажа, места работы работника, поэтому такой период трудовой деятельности должен учитываться при досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости.
Существенным моментом является обстоятельство оплаты этого отпуска со стороны работодателя, что подтверждается соответствующими приказами N от 16.01.2003 года и N от 01.02.2003 года. Если работодатель предоставлял такой отпуск работнику с сохранением среднего заработка, то за этот период были произведены необходимые выплаты в государственные социальные фонды, поэтому данный период должен входить в совокупный стаж педагогической работы необходимый для предоставления указанной пенсии.
Из изложенного следует, что период нахождения на учебном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из надлежащим образом оформленных объяснений свидетелей Л.Н.И. и Х.Ф.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Трофимов А.М., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно работал в пионерском лагере "Мечта" руководителем физической культуры.
Согласно справки N от 29.12.2010 представленной архивным отделом администрации МР Миякинский район РБ, документы по личному составу Детского оздоровительного лагеря " "данные изъяты"" Мякинского района РБ в архивный отдел не передавались.
Директор МАОУ ДОД ДООЦ " "данные изъяты"" в совей справке также указал. Что документы по личному составу ДОЛ " "данные изъяты"" не сохранились.
Из справки N от ДД.ММ.ГГГГ начальника МБУ "Отдел образования администрации МР Миякинский район РБ" следует, что в архивном отделе документы по личному составу не сохранились.
При таких обстоятельствах суд установил утрату документов свидетельствующих о работе Трофимова А.М. на должности руководителя физической культуры детского оздоровительно- образовательного центра " "данные изъяты"" муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан не по его вине.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
В соответствии п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 в стаж работы по специальности работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются работа на руководящих, инструкторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного образования.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок начисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утвержденными Правительством РФ.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт работы истца на должности руководителя физической культуры детского оздоровительно- образовательного центра "Мечта" муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц 27 дней, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц.
Правомерность включения времени работы в указанное время на должности руководителя физической культуры закреплены выше приведенными нормативными актами.
Следовательно периоды работы Трофимова А.М. руководителем физической культуры в детском оздоровительно- образовательном центре " "данные изъяты"" муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан в период времени с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц 27 дней, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц должны быть включены в педагогический стаж.
При таких обстоятельствах сумма признанных ответчиком 22 года 6 месяцев 25 дней и установленных судом составляет 25 лет 1 месяц 1 день, по этим основаниям исковые требования истца должны быть удовлетворены полностью.
В силу под.3 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц определен- 200 рублей.
Согласно п.5 ст.333.36 НК РФ Трофимов А.М. освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, вытекающим из нарушения её пенсионных прав.
Обязанность ответчиков уплатить пошлину, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от её уплаты, предусмотрена под.2 п.2 ст.333.17 НК РФ.
При таких обстоятельствах с ответчика следовало взыскать государственную пошлину в сумме 200 рублей.
При подаче иска истец Трофимов А.М. уплатил государственную пошлину в сумме 200 рублей. Однако истец отказался от взыскания судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Трофимова А.М. к государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и стажа, дающего право на досрочную пенсию, признании отказа в назначении пенсии незаконным и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, удовлетворить в полном объеме.
Признать за Трофимовым А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим в "адрес" право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 178-ФЗ от 17.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями), установив, что в периоды его работы, дающие право на получение указанной пенсии, включаются периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 25 дней -период срочной службы в Советской Армии;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ то есть 3 мес. - время нахождения в учебном отпуске;
периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц 27 дней, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - то есть 1 месяц в должности руководителя физической культуры в Детском оздоровительном лагере " "данные изъяты"" Миякинского района.
Признать незаконным Решение N от 30.09.2010 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе Трофимову А.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 178-ФЗ от 17.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями) из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере всего 25 лет 1 месяц 1 день, с момента его обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, а именно с 21.09.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней.
Председательствующий Судья: (подпись) Хакимов И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.