Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в лице судьи Рахматуллиной З.М.,
с участием истца Каримова Р.Т.,
представителя ответчика Фаезова В.Д.,
при секретаре Ахмадиевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каримова Р.Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ об отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Каримов Р.Т. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ об отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии. Свое заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что наработал "данные изъяты" лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика N N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано, по мнению ответчика, специальный трудовой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" год "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" день. В специальный трудовой стаж ответчиком не зачтен период работы истца в должности "данные изъяты" в Организация1 и в Организация2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (итого "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней) в связи с тем, что указанные наименования учреждений не предусмотрены Списком наименования должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Считает отказ ответчика незаконным, так как Организация1 и Организация2 является предприятием, выполняющим работы и оказывающим услуги по осуществлению медицинской деятельности. Из устава предприятия следует, что основным предметом деятельности организации является деятельность в области здравоохранения. В данном учреждении истец выполнял работу врача стоматолога-ортопеда. Просит отменить решение ответчика N N от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный трудовой стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, врача стоматолога-ортопеда в Организация1 и в Организация2 Просит также включить указанный период работы в стаж лечебной деятельности и обязать ответчика пересмотреть поданное ДД.ММ.ГГГГ заявление о назначении досрочной пенсии.
В судебном заседании истец Каримов Р.Т. исковые требования уточнил, просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж также период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске РБ Фаезов В.Д. исковые требования не признал, суду пояснил, что возможность включения в специальный стаж предусмотрена только для лиц, работавших в государственных учреждениях, Общество с ограниченной ответственностью - это коммерческая организация.
Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст.15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В судебном заседании установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по 12.11.2010 года истец работал в должности "данные изъяты" в Организация1 и в Организация2 (итого "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней).
Свой отказ включить в специальный трудовой стаж истца указанные периоды работы ответчик мотивирует тем, что указанные наименования учреждений не предусмотрены Списком наименований должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Между тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года N 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Как разъясняется в п. 3.4 Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года N 11-П до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что оспариваемый отказ ответчика в части невключения периодов работы истца в Организация1 и в Организация2 в специальный трудовой стаж ставит истца в неравное положение с лицами, у которых часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа лечебной деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, являющихся государственными или муниципальными.
Кроме того, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Судом установлено, что Организация1 было переименовано в Организация2. Данное обстоятельство подтверждается протоколом решения учредителя Организация1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано о внесении ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ изменений, связанных с изменением учредительных документов. Как следует из устава Организация1, предприятие осуществляет виды деятельности: стоматологическая практика, медицинские услуги, оказание медицинских услуг гражданам. Из устава Организация2 следует, что предметом деятельности общества является деятельность в области здравоохранения. Из лицензии, выданной Организация2, следует, что предприятием осуществляются работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по рентгенологии, сестринскому делу, стоматологии, стоматологии ортопедической; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по ортодонтии, стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической (л.д. 14).
Таким образом, судом установлено, что предметом деятельности Организация1 являлась и предметом деятельности Организация2 является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости включения в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности должность в Организация1 и в Организация2 (итого "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней).
Судом установлено, что Каримов Р.Т. обучался на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" месяц "данные изъяты" дней).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой производится отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Исходя из изложенного, специальный трудовой стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составляет более 30 лет, что является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем требования о признания права истца на досрочную трудовую пенсию подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что истец обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требование о возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной пенсии с даты первоначального обращения также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Каримова Р.Т. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтекамске Республики Башкортостан удовлетворить.
Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтекамске Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N N в части невключения в трудовой стаж Каримова Р.Т. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности должность в Организация1 и в Организация2, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтекамске Республики Башкортостан включить в специальный трудовой стаж Каримова Р.Т. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности должность в Организация1 и в Организация2, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтекамске Республики Башкортостан назначить Каримову Р.Т. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Судья З.М. Рахматуллина Определением ВС РБ от 10.03.2011г. решение оставлено без измененияа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.