СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Адаева И.А. и Новиковой Л.А.,
при секретаре Казанской В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Великие Луки и Великолукскому району Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от 17 августа 2012 года, которым постановлено: иск Большаковой Л.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Великие Луки и Великолукскому району Псковской области об отказе в установлении трудовой пенсии от 29 июня 2012 года N 287448.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Великие Луки и Великолукскому району Псковской области включить периоды работы Большаковой Л.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии с 06 января 1993 года по 31 октября 1999 года (06 лет 09 месяцев 26 дней) в должности диетсестры и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2011 года (12 лет 02 месяца) в должности медсестры диетической и медсестры по диетпитанию.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Великие Луки и Великолукскому району Псковской области назначить Большаковой Л.В. пенсию с момента обращения за ней с заявлением, то есть со 02 апреля 2012 года.
Взыскать с ГУ УПФ РФ по г.Великие Луки и Великолукскому району в пользу Большаковой Л.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
выслушав доклад судьи Сладковской Е.В., объяснения представителя ответчика - И.,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Большакова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.В.Луки и Великолукскому району Псковской области о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В обоснование своих требований указала, что с 6 января 1993 года и по настоящее время она работает в должности медицинской сестры в Великолукской городской больнице и имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как медицинский работник.
Однако решением пенсионного органа от 29 июня 2012г. за N 287448 ей отказано в назначении такой досрочной пенсии.
Пенсионным органом не зачтены два периода ее работы в больнице, а именно: с 06.01.1993г. по 31.10.1999г. (6 лет 9 мес. 29 дней) в должности диетсестры и с 1.11.1999г. по 31.12.2011г. (12 лет 2 мес.) в должности диетсестры и с 1.11.1999г. по 31.12.2011г. (12 лет 2 мес.) в должности медсестры по диетпитанию и медсестры диетической, по тем основаниям, что наименование должности не соответствует списку должностей и учреждений, работы в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.
Просит признать незаконным решение пенсионного органа от 29 июня 2012г. за N 287448, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указанные периоды и назначить пенсию со 2 апреля 2012г., а также взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что работа истицы в спорные периоды не может быть включена в специальный стаж, так как такие наименования должностей как диетсестра, медсестра по диетпитанию и медсестра диетическая не предусмотрена соответствующей номенклатурой должностей, а поэтому не могут быть отнесены к должностям среднего медперсонала, которые предусмотрены Списками, дающими право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, не согласны с суммой, взысканной за услуги представителя; считают, что она завышена и не отвечает требованиям разумности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.В.Луки и Великолукскому району Псковской области просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. N 464, а также Списком от 22 сентября 1999г. N 1066, не предусмотрена такая должность как диетсестра, медсестра по диетпитанию, медсестра диетическая. То есть ответчик возражает против удовлетворения иска по тем же основаниям, что и в суде первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции не явилась истица, которая о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки в суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, и отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное решение пенсионного органа в части исключения из специального стажа истицы спорного периода является неправильным.
Данный вывод соответствует нормам материального права.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжки, что в указанные периоды истица работала в названных должностях в Великолукском ЦРБ. 2 апреля 2012г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением пенсионного органа от 29 июня 2012г. N 287448 спорные периоды не включены в медицинский стаж, поскольку такое наименование должности как "диетсестра" не предусмотрена.
Номенклатурой должностей от 27.08.1999г. N 377 (в числе среднего медперсонала предусмотрена должность "медицинская сестра диетическая"), поэтому не может быть отнесена к должностям среднего медперсонала, которые предусмотрены Списком N 464 от 6.09.1991г., а должности "медсестра по диетпитанию" и "медсестра диетическая" не предусмотрены Списками N 1066 от 22.09.1999г. и N 781 от 29.10.2002г.
То есть отказ ответчика был связан с несоответствием наименования должностей.
Проанализировав нормативные акты, регулирующие спорные отношения по пенсионному обеспечению работников здравоохранения в настоящее время, а также действовавшие в период осуществления истицей медицинской деятельности, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы истицы подлежат включению в специальных стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью" определялось право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения до 14 ноября 2002г.
Согласно разделу 3 указанной Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999г. N 377, должность медицинской сестры диетической отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Следует учесть, что общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86016), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986г. N 016 (утратил силу 01 января 1996г.), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск 1), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986г. N 102/6-142 (утратил силу 21 августа 1998г.), была предусмотрена должность как "сестра медицинская диетическая" (код 24719).
Разделом наименование должностей в действующих штатных нормативах Приказа Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981г. N 693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" должность диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию, изменена на должность в соответствии с номенклатурой - диетическая медицинская сестра.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 апреля 1985г. N 540 (утратил силу с 5 августа 2003г.) установлены требования к должности диетической медицинской сестре лечебно-профилактического учреждения, согласно которым диетическая медицинская сестра должна иметь среднее медицинское образование; практический стаж и достаточные здания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил (п.1, 2 приложения N 4 к приказу).
С учетом статуса медицинского учреждения, в котором работала истица в спорный период, тождественность указанной в ее трудовой книжке должности "диетсестра" должности медицинской сестры диетических сомнений не вызывает.
Кроме того, названные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы в соответствии с разделом 2 (врачи и другие медицинские работники) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397), действовавшего в период работы истицы в качестве диетсестры, которым предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для медицинских сестер больничных учреждений всех типов вне зависимости от наименования должностей.
Указанный перечень подлежит применению в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05 ноября 2002г. N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Также, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные ими права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В связи с изложенным и период работы истицы с 1.11.1999г. по 31.12.2011г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, доводы жалобы не могут повлечь отмену решения.
Взыскание с ответчика в пользу истицы расходов по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб. не отвечает требованиям ч.1 ст.100 ГК РФ о разумном пределе таких расходов, учитывая небольшой объем оказанных представителем услуг: данное дело не представляло особой сложности ввиду значительной правоприменительной практики по аналогичным делам, было разрешено в одном судебном заседании.
Судебная коллегия считает разумный предел представленных расходов по данному делу определить в 2000 руб.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 17 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Великие Луки и Великолукскому району Псковской области - без удовлетворения.
Снизить размер взысканных с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.В.Луки и Великолукскому району Псковской области в пользу Большаковой Л.В. расходов по оплате услуг представителя до 2000 (двух тысяч) рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.