Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Перфиловой М.А.,
при секретаре Азисовой А.А.,
с участием: истца Карасевой Н.А.,
представителя ответчика Сушко Т.А.,
представителя третьего лица Киргинцева А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области о включении в специальный трудовой стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении пенсии со дня обращения,
УСТАНОВИЛ:
Карасева Н.А. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями в обоснование указав, что 11 октября 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Однако, решением от 18 ноября 2011 года N 044136 ей было отказано в этом, поскольку в специальный стаж не был включен период работы с 07 марта 2006 года по 10 октября 2011 года в должности медицинской сестры палатной (постовой) в клиническом отделении общества с ограниченной ответственностью Научно-клинический Центр онкологии и неврологии "Биотерапия". Основанием отказа явилось то, что учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений N 781. Полагает данный отказ незаконным и не обоснованным, нарушающим ее право на досрочную пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью. Просит обязать ответчика включить вышеуказанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии.
В судебном заседании истец Карасева Н.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении приведенном выше. При этом уточнила, что в резолютивной части иска указан период с 26 декабря 2006 года ошибочно, в описательной части она указала правильный период, просит включить период именно с 07 марта 2006 года по 10 октября 2011 года. Также пояснила, что их учреждение, несмотря на то, что это общество с ограниченной ответственностью, является учреждением здравоохранения, они осуществляют терапевтическую и хирургическую помощь больным с онкозаболеваниями. Она является медсестрой палатной хирургического отделения. До этого учреждения она работала в Бердской центральной городской больнице также медсестрой палатной, ее функции в этих учреждениях были совершенно тождественны.
Представитель ответчика Сушко Т.А., действующая на основании доверенности (л.д.81) иск не признала, представлен письменный отзыв на иск (л.д.81-85), который поддержала в судебном заседании. Также пояснила, что по сути функциональные обязанности истца они не оспаривают, но полагают, что название медицинского учреждения не соответствует Списку, именно поэтому спорный период не был включен в специальный стаж.
Определением суда в качестве третьего лица привлечено ООО "Научно-клинический центр онкологии и неврологии "Биотерапия" (л.д.102).
Представитель третьего лица Киргинцев А.Л., действующий на основании доверенности (л.д.105), полагал иск обоснованным и подлежим удовлетворению пояснив, что основной профиль учреждения - терапевтическая и хирургическая помощь больным с онкозаболеваниями. Их деятельность сертифицирована, подтверждена Минздравом России. На 1\3 их деятельность научная, потому общество и носит название научно-клинический центр. Однако они также осуществляют именно лечебную деятельность, т.е. осуществляют ту же деятельность в этой части, что и муниципальная центральная городская больница г. Бердска, только с больными более тяжелой формы и работают в круглосуточном режиме. Истец работает у них медицинской сестрой палатной.
Выслушав участников процесса, изучив отзывы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В судебном заседании установлено и подтверждается трудовой книжкой (л.д.69-71), что 07 марта 2006 года Карасева Н.А. была принята на работу в общество с ограниченной ответственностью "Научно-клинический центр онкологии и неврологии "Биотерапия" (далее ООО НКЦ Биотерапия) на должность медицинской сестры палатной (постовой) на период отсутствия основного сотрудника, затем 03.04.2006 года переведена в штат клинического отделения данного общества в той же должности, где работает по настоящее время. Согласно Уставам общества НКЦ Биотерапия периода 1999, 2008, 2010 годов (л.д.12-59) предметом его деятельности являлось, в том числе организация и осуществление стационарной медицинской помощи первичной и специализированной, внедрение новых методов диагностики и лечения. Общество имело лицензии за весь этот период (л.д.62-68), в том числе на осуществление первичной медико-санитарной помощи, стационарной медицинской помощи.
11 октября 2011 года Карасева Н.А. обратилась в УПФР в г. Бердске НСО с заявлением о назначении ей пенсии, в связи с лечебной деятельностью (л.д.92-93), подтвердив справкой спорный период работы (л.д.95). Начальнику УПФР в Советском районе г. Новосибирска было поручено провести проверку факта работы (л.д.96), такая проверка была проведена и согласно Акту N 23 (л.д.98-99) факт работы был проверен, исходя из Уставов общества НКЦ Биотерапия, приказов по личному составу, штатных расписаний, расчетных ведомостей и т.д. и установлено, что Карасева с 07 марта 2006 года на период 30 сентября 2011 года (период проверки), действительно работает в обществе, значится в должности "м\с палатная (постовая)" с полным рабочим днем. Однако, решением N 044136 от 18.11.2011 года истцу было отказано в досрочном назначении пенсии (л.д.86-91) из-за отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 30 лет, поскольку период с 07.03.2006 года по 10.10.2011 года в должности медицинской сестры палатной (постовой) в клиническом отделении ООО НКЦ Биотерапия не включен в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров ССС N 781.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20 декабря 2005 года N 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).
Согласно пункту 3.3. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Как указывалось выше, из Уставов и Лицензий следует, что ООО НКЦ Биотерапия, где работает истец, осуществляет в том числе лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Объективно данные обстоятельства подтверждаются картами стационарного больного, выписными эпикризами (л.д.112-124), из которых следует, что в ООО НКЦ Биотерапия проводят оперативное лечение, лечение, в том числе наркосодержащими препаратами (л.д.116). Карасева Н.А. работает в клиническом отделении, что подтверждается табелями рабочего времени за период с 2006 по 2011 годы (л.д.125-181). Согласно должностной инструкции от 12.01.2009 года (л.д.72-74), медицинская сестра палатная должна иметь высшее или среднее медицинское образование, в обязанности входит уход за больными, выполнять назначения лечащего врача, осуществлять деятельность, связанную с использованием наркотических средств психотропных веществ при лечении и т.д.. Как утверждала истец и представитель третьего лица в судебном заседании, аналогичная должная инструкция была и в предыдущие периоды. Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Учитывая установленные и указанные выше фактические обстоятельства дела и представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что независимо от наименования медицинского учреждения, в котором истец работала в оспариваемый период, период работы с 07 марта 2006 года по 10 октября 2011 года в обществе с ограниченной ответственностью "Научно-клинический центр онкологии и неврологии "Биотерапия" подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку фактически ею осуществлялась лечебная деятельность по охране здоровья населения.
Согласно положению пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" (ст. 19 ФЗ).
Поскольку, как следует из указанного выше заявления, истец обратилась в Пенсионный фонд за назначением пенсии 11 октября 2011 года, и на этот период уже имела необходимый специальный стаж, то с этого дня и подлежит назначению пенсия.
Иное, по мнению суда, представляло бы собой дискриминацию, нарушающую конституционное право гражданина на равенство перед законом. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если только они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства, соразмерны им. (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 906-О-О и от 22 апреля 2010 года N 520-О-О).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карасевой Н.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы Карасевой Н.А. 07 марта 2006 года по 10 октября 2011 года в ООО Научно-клинический центр онкологии и неврологии "Биотерапия", в должности медицинской сестры палатной (постовой) и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 11 октября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья /подпись/ М.А.Перфилова
Решение обжаловано, оставлено без изменения, вступило в законную силу 30 августа 2012 года "данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.