Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
Председательствующего Фединой Е.В.,
Судей областного суда Коваленко А.И., Лебедевой Н.В.,
При секретаре Баловневой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тоцкого района Оренбургской области на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 28 марта 2012 года по исковому заявлению Гайда О.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гайда Д.В к администрации Тоцкого района Оренбургской области, финансовому управлению Тоцкого района Оренбургской области о признании действий администрации Тоцкого района Оренбургской области незаконными, признании права на получение финансовой помощи, возмещении убытков, причиненных в период весеннего паводка *** года,
заслушав доклад судьи Фединой Е.В., позицию представителей Правительства Оренбургской области Шарабаровой И.П., представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Колокольцевой Л.В., считавших апелляционную жалобу обоснованной, пояснения истца Гайда О.В., просившей решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Гайда О.В. обратилась в суд с иском в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Гайда Д.В. к Правительству Оренбургской области, администрации Тоцкого района Оренбургской области по тем основаниям, что в результате поводка весенних вод *** года ей и ее несовершеннолетнему сыну причинен ущерб, в связи с повреждением принадлежащего им имущества первой необходимости. В результате проведенного комиссией обследования подтопленных домов, были составлены акты утраченного имущества граждан. В список на оказание пострадавшим в результате весеннего паводка *** года гражданам Тоцкого района Оренбургской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости внесена фамилия её отца - ***15, членами семьи которого является истица и ее несовершеннолетний сын. Однако, материальная помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости ей и её малолетнему ребенку в размере по *** рублей каждому и финансовая помощь по *** рублей на каждого не была выплачена. В ответ на обращение в ГУ по ГОиЧС о причине не выплаты, ей сообщили, что в связи с непредставлением в установленный срок документов, удостоверяющих личность и место регистрации, она и ее сын были исключены из списка нуждающихся.
Просила суд признать действия администрации Тоцкого района Оренбургской области в части не включения её и несовершеннолетнего Гайда Д.В. в список на оказание пострадавшим в результате весеннего паводка *** года гражданам Тоцкого района Оренбургской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости незаконными; признать за ней и несовершеннолетним Гайда Д.Н. право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество в размере *** рублей на каждого, единовременной материальной помощи в размере *** рублей на каждого. Взыскать с Правительства Оренбургской области за счет средств Министерства финансов Оренбургской области в её пользу и в пользу несовершеннолетнего Гайда Д.В. финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере *** рублей в пользу каждого и единовременную материальную помощь в размере *** рублей в пользу каждого. Взыскать с администрации Тоцкого района Оренбургской области судебные издержки, в том числе за оплату юридической помощи.
Определением от 27 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена администрация МО Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Определением от 15 марта 2012 года в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением суда от 23 марта 2012 года производство по делу в части исковых требований к Правительству Оренбургской области прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просила:
1.признать действия администрации Тоцкого района Оренбургской области в части не включения её и несовершеннолетнего Гайда Д.В. в список на оказание пострадавшим в результате весеннего паводка *** года гражданам Тоцкого района Оренбургской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости незаконными;
2.признать за ней и несовершеннолетним Гайда Д.В. право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество в размере *** рублей на каждого; единовременной материальной помощи в размере *** рублей на каждого.
3. взыскать с администрации Тоцкого района Оренбургской области за счет средств финансового управления Тоцкого района Оренбургской области в её пользу и пользу несовершеннолетнего Гайда Д.В. в соответствии со ст. 15, ст. 16 ГК РФ убытки в виде неполученной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере *** рублей в пользу каждого и в виде единовременной материальной помощи в размере *** рублей в пользу каждого.
4.взыскать с администрации Тоцкого района Оренбургской области в её пользу судебные издержки, в том числе оплату юридической помощи.
Истец Гайда О.В. и её представитель Швецова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель Правительства Оренбургской области Шарабарова И.П. считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика администрации Тоцкого района Оренбургской области Киреева Л.И. иск не признала по тем основаниям, что администрация Тоцкого района не является ответчиком по делу, поскольку непосредственно с гражданами не работала, документы в межведомственную комиссию готовил Тоцкий сельсовет. Настаивала на том, что истица не представила в рабочую группу сельсовета свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка. Заявила о пропуске срока исковой давности.
Представитель администрации Тоцкого сельсовета Оренбургской области Никитина О.С. в судебном заседание также просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Гайда О.В. не представила в установленные сроки копию паспорта и свидетельства о рождении ребенка, в связи с чем не была включена в список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Представители финансового отдела администрации Тоцкого района Оренбургской области и Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 28 марта 2012 года исковые требования Гайда О.Е. удовлетворены частично. Постановлено признать действия администрации Тоцкого района Оренбургской области в части не включения Гайда О.В. и несовершеннолетнего Гайда Д.В. в список граждан МО Тоцкий район Оренбургской области на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка *** года незаконными. Признать за Гайда О.В. и несовершеннолетним Гайда Д.В. право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка *** года из расчета за частично утраченное имущество в размере *** рублей на каждого. Взыскать с администрации Тоцкого района Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета Тоцкого района Оренбургской области в пользу Гайда О.В. и несовершеннолетнего Гайда Д.В. убытки в виде неполученной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате паводка *** года в размере *** рублей в пользу каждого, а всего *** рублей. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Администрация Тоцкого района Оренбургской области с указанным решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истицы.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая дело и частично удовлетворяя исковые требования Гайда О.В. суд пришел к выводу о том, что истцом были представлены ответчику все необходимые документы для получения финансовой помощи. Однако по вине администрации Тоцкого района Оренбургской области, необоснованно не включившей истицу и сыном в список на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, Гайда О.В. были причинены убытки в виде недополученной финансовой помощи от государства на общую сумму *** рублей.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и доказательствами не подтвержден.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности истец в соответствии с вышеназванными нормами закона, а также статьями 15, 16 ГК РФ обязан доказать факт причинения вреда, противоправности действий (бездействия) причинителя вреда, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками, вину причинителя вреда, а также размер убытков.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановляя решение, суд указал на то, что противоправность действия администрации МО Тоцкий район Оренбургской области выразилась в необоснованном не включении Гайда О.В. и её несовершеннолетнего сына Гайда Д.В. в список граждан муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка *** года.
С таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц ( должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом первой инстанции установлено, что истица Гайда О.В. и ее сын Гайда Д.В. с *** года зарегистрированы и проживают по адресу: ***.
Нанимателем указанного жилого помещения является ***15, состав семьи которого - *** человек, в том числе истица и ее сын.
В *** года в результате паводка дом, где проживает истица и её сын, попал в зону затопления, в результате чего имущество первой необходимости пришло в негодность.
14 апреля 2011 года на территории Оренбургской области Указом Губернатора N 216-ук был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, в связи с весенним паводком.
В соответствии с пунктом 1 и 2 ст.18 Федерального закона Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями 29 декабря 2010 года) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 N 158, от 17.08.2010 N 624) в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила).
В соответствии с п. 5, 6, 7 Правил Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
В соответствии с п. 9 Правил "Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека); (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2010 N 624).
*** года Губернатор Оренбургской области обратился в Правительство РФ с просьбой об оказании помощи.
Согласно п. 6 Правил разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 г. N 2-4-60-12-22.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной пп. "д" п. 9 Правил регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций.
Согласно п. 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем ( его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в п. 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
На основании Постановления администрации Тоцкого района Оренбургской области N *** от *** года "О межведомственной комиссии по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, вызванной весенним паводком *** года", в целях определения ущерба от чрезвычайной ситуации вызванной весенним паводком *** года, постановлено образовать межведомственную комиссию по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, вызванной весенними паводком *** года, поручить межведомственной комиссии организовать работу по оценке ущерба, нанесенного весенним паводком *** года. Оказывать необходимую методическую помощь муниципальным образованиям сельских поселений в подготовке обосновывающих для получения финансовой и материальной помощи на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Рекомендовать главам администраций сельских советов поселений обеспечить в установленные сроки подготовку и представление необходимых обосновывающих документов в Правительство Оренбургской области для рассмотрения вопроса о выделении Тоцкому району бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Оренбургской области для оказания помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы МО Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 18 апреля 2011 года N 96-п "О создании рабочей группы", была создана рабочая группа с целью проведения осмотра имущества и обследования жилых помещений, на предмет ущерба причиненного паводком *** года. Как следует из постановления, были созданы три рабочих группы для обследования жилых помещений расположенных в затопляемой зоне. Рабочие группы осуществляли подомовой обход затапливаемой территории, производили осмотр повреждений причиненных паводком, составляли перечень.
Согласно п. 9.2.2 Методических рекомендаций на основании проведенного обследования составляются акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем ( его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем ( его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
В списках указываются все граждане ( включая детей) при чрезвычайных ситуациях - постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
При составлении списков граждан в качестве документов, удостоверяющих личность принимаются: паспорта нового образца, свидетельства о рождении ( для лиц не старше 14 лет); справка, удостоверяющая личность, выданная ОУФМС России по субъекту Российской Федерации, только в случае утраты паспорта и действительная на момент рассмотрения списка.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности Гайда О.В. факта своевременного представления документов, удостоверяющих личность в Тоцкий сельский совет.
Пояснения истицы в этой части противоречивы. В исковом заявлении она указывает на то, что все необходимые документы, подтверждающие состав семьи, в том числе копии паспортов всех членов семьи в администрацию Тоцкого сельсовета были представлены её отцом.
В дальнейшем Гайда О.В. стала утверждать, что лично передала свои документы и документы сына в администрацию Тоцкого сельсовета техничке сельсовета, кому именно назвать не смогла.
Ни один из допрошенных в судебном заседании свидетелей в том числе ***15 и ***16 не подтвердили, что видели, как Гайда О.В. сдавала в администрацию сельского совета паспорт и свидетельство о рождении сына.
При этом суд не обосновал по каким причинам не были положены в основу решения суда показания свидетеля ***17, показавшей, что она лично просила отца истицы ***15 принести паспорт дочери и свидетельство о рождении внука, неоднократно звонила ему по телефону, но никто не ответил. Специалист сельсовета выезжал к нему домой, но дома никого не было.
Акт обследования утраченного имущества, представленный Гайда О.В., также не подтверждает того, что она сдала необходимые документы в администрацию Тоцкого сельсовета.
Обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.
При отсутствии документов удостоверяющих личность Гайда О.В. и её сына, у администрации Тоцкого района Оренбургской области отсутствовали основания для включения истицы и её сына в список на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
При таких обстоятельствах решение суда о признании действий администрации Тоцкого района Оренбургской области в части не включения Гайды О.В. и её несовершеннолетнего сына Гайды Д.В. в список граждан муниципального образования на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, а также признании за Гайда О.В. и несовершеннолетним Гайда Д.В. права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества ( реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Неполученная финансовая помощь в размере *** рублей из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий убытками не является.
Как следует из отзыва на исковое заявление администрации МО Тоцкий сельсовет Гайда О.В. с семьей в составе 3-х человек включена в дополнительный список, формируемый УСЗН Тоцкого района Оренбургской области.
Кроме того, согласно ст. 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовой обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера ( за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Производство по делу по иску Гайда О.В. к Правительству Оренбургской области прекращено в связи с отказом от иска.
При таких обстоятельствах исковые требования Гайда О.В. о взыскании с администрации Тоцкого района Оренбургской области убытков в виде недополученной финансовой помощи из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий удовлетворению не подлежали.
Руководствуясь положениями ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Тоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 28 марта 2012 года в части признания действий администрации Тоцкого района Оренбургской области в части не включения Гайда О.В. и несовершеннолетнего Гайда Д.В в список граждан муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка *** года незаконными; признания за Гайда О.В. и несовершеннолетним Гайда Д.В права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка *** года из расчета за частично утраченное имущество в размере *** рублей на каждого; взыскания с администрации Тоцкого района Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета Тоцкого района Оренбургской области в пользу Гайда О.В. и несовершеннолетнего Гайда Д.В убытков в виде неполученной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате паводка *** года в размере *** рублей в пользу каждого, а всего *** рублей - отменить.
Вынести новое решение, которым Гайда О.В. в удовлетворении иска отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.