Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Оспичева И.М.,
судей: Мироненко М.И., Захарова Д.П.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моторного В.Л. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 августа 2012 г., которым постановлено:
"Исковые требования Моторного В.Л. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда" удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Моторного В.Л..
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Моторного В.Л. "данные изъяты" рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Мироненко М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моторный В.Л. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", мотивируя требования следующим. В период трудовой деятельности истец был награжден ведомственными знаками отличия в труде "Победитель социалистического соревнования 1978 года" и "Ударник десятой пятилетки". В конце 2011 года он обратился в Управление социальной защиты населения по Березовскому району с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Однако истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что знаки "Победитель социалистического соревнования 1978 года" и "Ударник десятой пятилетки" не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п. Истец считает отказ незаконным, нарушающим его право на социальную защиту, просил суд возложить на ответчика обязанность по принятию решения о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика Фролов А.А. иск не признал, пояснил, что отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение судом норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, постановления Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п. Ответчик полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку знаки "Победитель социалистического соревнования 1978 года" и "Ударник десятой пятилетки" не предусмотрены Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Постановление Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения Моторного В.Л. с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по его мнению, отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, что в период трудовой деятельности истец был награжден знаками "Победитель социалистического соревнования 1978 года" и "Ударник десятой пятилетки". В 2011 году он обратился в Управление социальной защиты населения по Березовскому району с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у него необходимого трудового стажа и ведомственных знаков отличия в труде. Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тому основанию, что знаки "Победитель социалистического соревнования 1978 года" и "Ударник десятой пятилетки" не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ "О ветеранах", согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7, статья 10).
Конституционный суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (Определение от 01.04.2008 г. N 479-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определения от 12 июля 2006 года N 350-О, от 01.04.2008 г. N 479-О-П).
Удовлетворяя исковые требования Моторного В.Л., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N103-п) определён исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", чем неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения гражданам субъекта звания "Ветеран труда".
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение наград, знаков к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. Субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Согласно удостоверению к знаку "Победитель социалистического соревнования 1977 года" данный знак учрежден Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, истец награжден им от имени Министерства и ЦК профсоюза.
Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Из данного Положения следует, что награждение работников общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 1977 года" производилось от имени отраслевого министерства и ведомства.
Таким образом, нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1977 года" является ведомственным знаком отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Истец в установленном порядке награждён указанным ведомственным знаком отличия в труде, что является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда".
Знак "Ударник десятой пятилетки" также является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку в соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник десятой пятилетки", утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 года (протокол N 5, п. 13), единым общесоюзным знаком "Ударник десятой пятилетки" награждались работники предприятий и организаций союзного и союзно-республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза. Ходатайства о награждении знаком возбуждались администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения. На представляемых к награждению знаком составлялись списки, которые направлялись в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы. Награжденному вместе со знаком вручалось удостоверение установленного образца и памятный подарок. В трудовую книжку награжденного вносилась соответствующая запись.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и Законом ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания для отнесения истца к категории ветеранов труда.
При рассмотрении дела суд правильно учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которым в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца Моторного В.Л. права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему указанного звания.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, ответчик приводит доводы, аналогичные представленным в суде первой инстанции возражениям против заявленных требований. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по приведенным выше основаниям правильно отклонены судом.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Оспичев И.М.
Судьи Мироненко М.И.
Захаров Д.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.