Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Плотниковой Л.В.
при секретаре Мухиной М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, убытков, обязании выплачивать сумму возмещения вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Гатиатулин Р.Х. первоначально обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска (далее - УСЗН) о взыскании за счет средств федерального бюджета сумм возмещения вреда здоровью, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон ЧАЭС), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** руб., убытков в связи с несвоевременной выплатой возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением индексов роста потребительских цен в сумме *** руб., обязании УСЗН выплачивать ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда в размере *** руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является "данные изъяты", а с ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем он ежемесячно получал возмещение вреда здоровью, размер которого должен быть исчислен с учетом индексаций, производившихся к моменту его назначения, - индекса роста минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, индекса величины прожиточного минимума в "адрес" (далее - ВПМ) с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, индексов инфляции с ДД.ММ.ГГГГ
В дальнейшем истец увеличил исковые требования в части размера убытков в связи с несвоевременной выплатой возмещения вреда здоровью с ***
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика УСЗН по доверенности ФИО5 возражала против иска, ссылаясь на то, что на момент назначения суммы возмещения вреда здоровью истцу законодательством был установлен новый механизм индексации, который применен в полном объеме.
Представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Управление социальной защиты населения Администрации Кунашакского района Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель Министерства социальных отношений Челябинской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв с возражениями по иску.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает исковые требования Гатиатулина Р.Х. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, от ДД.ММ.ГГГГ, справками МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, копиями решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ, справками УСЗН Кунашакского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, УСЗН "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ,
что Гатиатулин Р.Х., 1987 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом третьей, а с ДД.ММ.ГГГГ - инвалидом второй группы, связанной с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате аварии на ПО "Маяк" бессрочно, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в УСЗН Кунашакского муниципального района "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ - в УСЗН "адрес" и получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью (далее - возмещение вреда), в ***
В части 3 статьи 5 Закона ЧАЭС в редакции Федерального закона N 5от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 12.02.2001 г. N 5) указано, что компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ.
Частью 3 ст. 2 Закона от 12.02.2001 г. N 5 установлено, что размеры выплат в возмещение вреда чернобыльцам ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П указанные нормы в их взаимосвязи признаны не соответствующими статьям 19 и 55 Конституции РФ, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учётом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Однако размеры выплат, установленных в твёрдой денежной сумме в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон ЧАЭС) (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими постановлениями
от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от ДД.ММ.ГГГГ N"Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом ЧАЭС размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, постановлениями Правительства РФ определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Индексация выплачиваемых истцу сумм возмещения вреда произведена УСЗН Кунашакского муниципального района Челябинской области и ответчиком УСЗН Калининского района г. Челябинска в соответствии с указанным порядком с применением коэффициентов инфляции.
Требования истца Гатиатулина Р.Х. относительно необходимости индексации назначенного ему в твёрдой денежной сумме возмещения вреда в ином порядке - с применением индекса минимального размера оплаты труда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ; индекса роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть до их фактического назначения, - являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент первоначального назначения ему суммы возмещения вреда законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Принимая во внимание, что выплата истцу сумм возмещения вреда здоровью произведена в соответствии с действующим законодательством, законных оснований для взыскания убытков, связанных с их несвоевременной выплатой, не имеется.
В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований Гатиатулина Р.Х. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО6 к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, убытков, обязании выплачивать сумму возмещения вреда здоровью в размере *** с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Плотникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.