Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Сидорова П.А., Колесник Н.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 ноября 2012 года апелляционную жалобу ГУ ПФР РФ N 2 по г.Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 06 июня 2012 года по делу по иску ФИО2 к ГУ ПФР РФ N2 по г.Москве и Московской области о признании неправомерным отказа в назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Сидорова П.А.,
объяснения истицы,
УСТАНОВИЛА
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, обязании ГУ- Главное Управление ПФР N2 по г. Москве и Московской области включить в ее специальный стаж медицинской деятельности периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи наличием необходимого специального стажа.
Представитель ГУ - Главного Управления ПФР N2 по г. Москве и Московской области просила в иске отказать, ссылаясь, на отсутствие у истицы требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности, так как периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности лаборанта, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения РФ не подлежат включению в специальный стаж исходя из статуса этой организации, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории ОАО " Лечебный центр" - исходя из организационно-правой формы организации.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 06 июня 2012 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
В заседание апелляционной инстанции представители ответчика и третьих лиц, ФБУ "РНЦ МРиК", ОАО " Лечебный центр" не явились
Истица просила оставить решение суда без изменений.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом в бесспорном порядке в специальный стаж ей зачтено 17 лет 07 месяцев 05 дней.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в который включен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Тем же постановлением Совета Министров РСФСР установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
Судом установлено, что истица в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должностях среднего медицинского персонала(лаборант, фельдшер-лаборант) отделения клинической биохимии и иммунологии реабилитационного комплекса Всесоюзного научного Центра медицинской реабилитации и физической терапии МЗ СССР, который с 09.12.1991г. переименован в Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения РФ, расположенном в сельской местности: в селе Юдино Одинцовского района Московской области
ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздравсоразвития России имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, согласно которой учреждением оказывается доврачебная медицинская, стационарная и санаторно-курортная медицинская помощь.
Истица осуществляла свою деятельность в рамках оказания стационарной медицинской помощи. Работала на ставку полный рабочий день.
При таких обстоятельствах является верным вывод суда о включении этого периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Также судом установлего, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в ОАО "Лечебный центр" в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Организационно-правовая форма и вид собственности сами по себе не предопределяют различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Данная позиция изложена и в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. Поэтому право ФИО2 на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такого наименования как "общество", не может служить основанием к отказу в зачислении спорного периода в специальный стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьях 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке(фельдшер-лаборант) в больницах и поликлиниках всех наименований.
Как установлено судом, ОАО "Лечебный центр" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности: доврачебная помощь, лабораторная диагностика, лечебное дело, медицинский массаж, рентгенология, сестринское дело, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия, функциональная диагностика, скорая и неотложная медицинская помощь: кардиология, неврология, неонатология, педиатрия, скорая медицинская помощь; акушерство и гинекология, аллергология и иммунология, гастроэнтерология, гематология, дерматовенерология, лечебная физкультура и спортивная психиатрия, психотерапия, рентгенология, функциональная диагностика, физиотерапия, хирургия и другие виды деятельности медицинского характера.
Должность фельдшера-лаборанта предусмотрена Списком от 29.10.2002 года N 781. Согласно должностной инструкции обязанности соответствуют аналогичной должности в больнице. Согласно Положения о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 6, в структуру диагностического отдела, являющегося подразделением больницы, входят клинико-диагностические лаборатории.
Поскольку, ФИО2 в спорные периоды фактически осуществляла лечебную деятельность по вышеуказанной должности, работая при этом на полную ставку, полный рабочий день, суд пришел к правильному выводу, что имеются предусмотренные законом основания для включения этого периода работы истицы в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Учитывая, что на дату обращения с заявлением стаж медицинской деятельности истицы составил более 30 лет, суд обоснованно обязал ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с указанной даты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 06 июня 2012 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ГУ ПФР РФ N 2 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.