Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Кадкина А.А.,
судей: Виноградовой О.Н., Шульга С.В.,
при секретаре: Бурдюк И.А.,
с участием прокурора Ровенко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Арсеньева о признании незаконными Распоряжения администрации Арсеньевского городского округа "О назначении" от 28 апреля 2012 года N 27/К, Распоряжения администрации Арсеньевского городского округа "О совмещении" от 2 мая 2012 года N 28/К, возложении обязанности на администрацию Арсеньевского городского округа устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих на территории Арсеньевского городского округа, путем увольнения Петровской Е.А. с должностей муниципальной службы "Заместитель главы Арсеньевского городского округа" и "Начальник отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа" либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует
по апелляционной жалобе администрации Арсеньевского городского округа
на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 7 августа 2012 года, которым исковые требования прокурора г. Арсеньева удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение администрации Арсеньевского городского округа N 27/К от 28 апреля 2012 года "О назначении", которым Петровская Е.А. назначена на муниципальную должность начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа.
Признано незаконным распоряжение администрации Арсеньевского городского округа N 28/К от 2 мая 2012 года "О совмещении должностей", которым Петровской Е.А. поручено выполнение дополнительной работы по должности заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа путем совмещения должностей.
На администрацию Арсеньевского городского округа возложена обязанность по вступлению данного решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих на территории Арсеньевского городского округа, путем увольнения Петровской Е.А. с должностей муниципальной службы начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа и заместителя главы Арсеньевского городского округа либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., заключение прокурора Ровенко В.В., полагавшей решение суда законным, выслушав объяснения Петровской Е.А., представителя администрации Арсеньевского городского округа - Андроняк О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с названным заявлением, в обоснование которого указал, что в нарушение норм действующего законодательства распоряжением администрации Арсеньевского городского округа "О назначении" от 28 апреля 2012 года N 27/К старший специалист отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа Петровская Е.А. назначена на должность начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления; распоряжением администрации Арсеньевского городского округа "О совмещении" от 2 мая 2012 года N 28/К Петровской Е.А. поручено выполнение по совмещению обязанностей заместителя главы Арсеньевского городского округа. Петровская Е.А. не соответствует требованиям, предъявляемым для замещения высшей должности муниципальной службы.
Прокурор г. Арсеньева просил суд признать незаконным распоряжение администрации Арсеньевского городского округа "О назначении" от 28 апреля 2012 года N 27/К, распоряжение администрации Арсеньевского городского округа "О совмещении" от 2 мая 2012 года N 28/К; обязать администрацию Арсеньевского городского округа устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих на территории Арсеньевского городского округа, путем увольнения Петровской Е.А. с должностей муниципальной службы "Заместитель главы Арсеньевского городского округа" и "Начальник отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа" либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Арсеньевского городского округа в судебном заседании заявленные прокурором г. Арсеньева требования не признала.
Петровская Е.А. в судебном заседании заявленные прокурором г.Арсеньева требования не признала.
Решением Арсеньевского городского суда Приморского края от 7 августа 2012 года исковые требования прокурора г. Арсеньева удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение администрации Арсеньевского городского округа N 27/К от 28 апреля 2012 года "О назначении", которым Петровская Е.А. назначена на муниципальную должность начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа.
Признано незаконным распоряжение администрации Арсеньевского городского округа N 28/К от 2 мая 2012 года "О совмещении должностей", которым Петровской Е.А. поручено выполнение дополнительной работы по должности заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа путем совмещения должностей.
На администрацию Арсеньевского городского округа возложена обязанность по вступлению данного решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих на территории Арсеньевского городского округа, путем увольнения Петровской Е.А. с должностей муниципальной службы начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа и заместителя главы Арсеньевского городского округа либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует.
С решением не согласна администрации Арсеньевского городского округа, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного решения.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Основными принципами муниципальной службы являются равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы (статья 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6 указанного закона).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и статьей 4 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы (статья 8 данного Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, часть 1 ст. 5 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N 82-КЗ).
В соответствии с ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В силу ч. 7 ст. 6 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" гражданам, претендующим на замещение должности муниципальной службы, необходимо иметь:
на замещение высшей должности муниципальной службы - не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
на замещение главной должности муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
на замещение ведущей должности муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее трех лет стажа работы по специальности;
на замещение старшей и младшей должностей муниципальной службы - без предъявления требований к стажу.
Согласно Положения N 1 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N 83-КЗ "О реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае" должность начальника отдела в управлении местной администрации городского округа отнесена к главной группе должностей муниципальной службы.
Статьей 2 Муниципального правового акта Арсеньевского городского округа от 15 августа 2007 года N 140-МПА (в ред. от 25 февраля 2009 года N 47-МПА) установлены квалификационные требования для замещения главной группы должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Арсеньевского городского округа, в соответствии с которой лица, замещающие главные группы должностей, должны обладать: высшим профессиональным образованием по специальности в соответствии с направлением деятельности и иметь не менее четырех лет стажа муниципальной (государственной) службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации Арсеньевского городского округа от 28 апреля 2012 года N 27/К "О назначении" Петровская Е.А. с 28 апреля 2012 года была назначена на должность начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа.
Распоряжением администрации Арсеньевского городского округа от 2 мая 2012 года N 28/К "О совмещении должностей" на Петровскую Е.А. на период вакансии возложены обязанности по совмещению должности заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа со 2 мая 2012 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Петровская Е.А. при назначении ее на должность начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа стажа муниципальной (государственной) службы не менее 4 лет не имела, как и стажа работы по специальности "Государственное и муниципальное управление" либо работы по специальности "Юриспруденция" не менее пяти лет.
На основании изложенного, руководствуясь названными нормами закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование прокурора г. Арсеньева о признании незаконным распоряжения администрации Арсеньевского городского округа от 28 апреля 2012 года N 27/К "О назначении", которым Петровская Е.А. назначена на муниципальную должность начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя требования прокурора г. Арсеньева о признании незаконным распоряжения администрации Арсеньевского городского округа N 28/К от 2 мая 2012 года "О совмещении", которым на Петровскую Е.А. возложены обязанности заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа, суд верно исходил из того, что при совмещении должностей муниципальной службы работник должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности, исполнение обязанностей по которой на него возлагается.
Выводы суда в этой части аргументированы, подтверждены материалами дела и соответствуют законодательству, которое верно применено судом.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда о возложении на администрацию Арсеньевского городского округа обязанности по устранению допущенных нарушений в части указания на те действия, которые должна совершить администрация: "путем увольнения Петровской Е.А. с должностей муниципальной службы начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа и заместителя главы Арсеньевского городского округа либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует", поскольку прерогатива заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работником в силу трудового законодательства принадлежит работодателю. Согласно ст.258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 7 августа 2012 года изменить в части, исключив из абзаца 4 резолютивной части решения слова: "путем увольнения Петровской Е.А. с должностей муниципальной службы начальника отдела по связям с общественностью и аналитике организационного управления администрации Арсеньевского городского округа и заместителя главы Арсеньевского городского округа либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует".
В остальной части решение Арсеньевского городского суда Приморского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.