РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ГУРИНОЙ Т.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области ОРЛОВОЙ Т.А.,
истца КАРПЕНКО В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1686/2012 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах КАРПЕНКО В. В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
30 июля 2012 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах КАРПЕНКО В.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил:
признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в "..." году жилья для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КАРПЕНКО В.В.;
возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области после вступления в законную силу решения суда приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" Свердловской области, для КАРПЕНКО В.В.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" для целевого распределения его КАРПЕНКО В.В.;
обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КАРПЕНКО В.В. по договору социального найма.
В обоснование требований прокурор указал, что КАРПЕНКО В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот; находилась под опекой. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет истец, на основании Постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N, принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижний Тагил, также включена в льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
До настоящего времени истцу жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма Администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" не предоставлено, чем нарушено право истца на получение внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
4 сентября 2012 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ СО "Фонд поддержки строительства".
Старший помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области ОРЛОВА Т.А. и истец КАРПЕНКО В.В. в судебном заседании заявленные требования и основания иска поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство строительства и архитектуры Свердловской области переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем переименовано в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N в Министерств строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 12 Порядка обеспечения Министерству предоставлено также полномочие по распределению приказом министра построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам.
Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма.
При наличии у истца права на получение жилого помещения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, требование истца требование истца о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении обязанности, непредусмотренной законом.
Решение суда подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу либо в течение 2-х месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, обязанность, о возложении которой просит истец, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленный Порядком обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения, т.к. фактическим истец требует предоставить жилье без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Истец фактически просит предоставить дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком.
Просил в иске отказать.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебное заседание в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьих лиц Министерства финансов Свердловской области и ГКУ СО "Фонд поддержки строительства" в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения прокурора, огласив отзыв ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О главном распорядителе бюджетных средств" и Законом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об областном бюджете на 2011 год" функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N) утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является ГКУ СО "Фонд поддержки строительства", осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области ежегодно в срок до 1 февраля представляют в Фонд списки нуждающихся в жилье детей-сирот.
Фонд на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области списков, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, формирует и ведет списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в разрезе муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что КАРПЕНКО В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, и не имеет закрепленного жилья. Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Постановлением Главы Администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N истцу был назначен опекун (л.д. 8).
В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет истец принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижний Тагил на основании Постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N; включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по году Нижний Тагил (л.д. 7).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 18 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в ГКУ СО СОГУ "Фонд жилищного строительства" в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила человека его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах КАРПЕНКО В. В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в "..." году жилого помещения КАРПЕНКО В. В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области, для КАРПЕНКО В. В.; и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области для целевого распределения его КАРПЕНКО В. В..
Обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с КАРПЕНКО В. В. договор социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца дней со дня вынесения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.