РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,
с участием:
помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора КУЛИКОВА Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1513/2012 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
18 июня 2012 года Нижнетагильский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную с правой стороны в северо-восточном направлении на расстоянии "..." метров от автодороги "адрес" в Горноуральском городском округе, ориентировочный объем не менее "..." куб.метров.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка обращения директора ООО "Поток-2" СКРЯБИНА И.А.. о размещении неизвестными несанкционированной свалки отходов. Выездной проверкой установлено, с правой стороны в северо-восточном направлении на расстоянии "..." метров от автодороги "адрес" в Горноуральском городском округе располагается несанкционированная свалка твердых бытовых и промышленных отходов. Согласно экспертному заключению ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" от ДД.ММ.ГГГГ N несанкционированная свалка располагается в "..." метрах от контрольно-пропускного пункта ООО "Поток-2". От шлагбаума ООО "Поток-2" в сторону леса идет грунтовая дорога к действующему полигону ТБО. Координаты места несанкционированного размещения отходов - "..."° "...". "..."" "..." с.ш., "..."° "...". "..."" в.д. Общий объем несанкционированно размещенных бытовых отходов и промышленных отходов составляет не менее "..." куб. метров. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым, нарушаются гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду".
Помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора КУЛИКОВ Е.В. в судебном заседании заявленные требования, основания и предмет иска поддержал.
Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что ранее данные пояснения поддерживает, исковые требования ответчик не признает. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика в обоснование возражений указал, что вина ответчика в сложившейся ситуации отсутствует. Администрация ГГО имела намерения размещать отходы на лицензированном полигоне. Комиссией РЭК была установлена цена на размещение отходов на "..." года "..." руб. за кубометр, на "..." год - "..." руб. за кубометр. Полигон арендует ООО "Поток-II", руководством которого необоснованно завышены цены в три раза. Предприятия, финансируемые из областного бюджета, не могут разместить отходы по завышенным ценам, на компромисс организация не идет, что послужило основанием для обращения в прокуратуру. В настоящее время Администрация ГГО намерена заключить договор с ООО "Тагилспецтранс" на вывоз бытовых и производственных отходов, и обратиться в Думу для выделения средств на ликвидацию несанкционированной свалки.
Заслушав пояснения стороны истца, огласив возражения стороны ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Устава Горноуральского городского округа к полномочиям Администрации отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 17 декабря 2009 года N 2036 (в ред. от 10 февраля 2010 года N 111), в целях содержания территории в безопасном для человека санитарно-эпидемиологическом состоянии, утверждены Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Правила направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения округа.
Согласно Правилам, система санитарной уборки и очистки территории Горноуральского городского округа предусматривает сбор, быстрое удаление, обезвреживание и экономически целесообразное транспортирование отходов. Для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.
Размещение мест накопления отходов должно быть согласовано в установленном порядке с отделом архитектуры и градостроительства администрации Горноуральского городского округа, Территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, а также со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.
Порядок сбора отходов на территориях населенных пунктов должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды.
Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов (жидких с твердыми, промышленных с бытовыми), отходов различного класса опасности и т.д., если это не предусмотрено технологией или не утверждено специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами.
Транспортирование отходов осуществляется только специально для этого предназначенным транспортом при соблюдении установленных законодательством требований.
Захоронение отходов производится на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия.
Факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Горноуральского городского округа, расположенных вдоль дороги с правой стороны в северо-восточном направлении на расстоянии "..." метров от автодороги "адрес" в Горноуральском городском округе, ориентировочным объемом не менее "..." куб.метров, подтверждается экспертным заключением ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 11-13).
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля суд считает необходимым возложить спорную обязанность на Администрацию Горноуральского городского округа.
Доводы стороны ответчика на отсутствие вины в размещении несанкционированной свалки отходов, которая образовалось в результате завышения цен ООО "Поток-II" по сбору и размещению твердых отходов на полигоне, судом не могут быть приняты во внимание. Неурегулированные вопросы между двумя хозяйствующими субъектами, не являются предметом судебного разбирательства по настоящему делу, не относятся к подведомственности суда общей юрисдикции и подлежат разрешению сторонами в арбитражном суде в установленном законом порядке.
При этом отсутствие необходимых финансовых средств не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированного объекта размещения твердых отходов - не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых удовлетворить.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Горноуральского городского округа с правой стороны в северо-восточном направлении на расстоянии "..." метров от автодороги "адрес" в Горноуральском городском округе с координатами "..."° "...". "..."" "..." с.ш., "..."° "...". "..."" в.д, ориентировочным объемом не менее "..." куб.метров, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.