РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,
с участием:
старшего помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора МАРКОВОЙ О.А.,
представителя ответчика Николо-Павловской территориальной администрации ШАРУНОВА А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1709/2012 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа и Николо-Павловской территориальной администрации о возложении обязанности выполнить действия по исполнению санитарных и экологических норм и требований,
УСТАНОВИЛ:
16 июля 2012 года Нижнетагильский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа и Николо-Павловской территориальной администрации о возложении обязанности восстановить состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать на кладбищах "адрес" несанкционированные свалки отходов ориентировочным объемом "..." куб. метров, осуществить ограждение кладбищ по их периметру, организовать и обустроить площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров) в соответствии с санитарными нормами и требованиями.
В обоснование требований прокурор указал, что при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации мест погребений (захоронений) на территории кладбищ в "адрес" выявлены нарушения статей 39, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статей 4, 11, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статей 12, 22, 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 6.6., 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", выразившиеся в не организации площадки для мусоросборников (бункеров, контейнеров) на территории кладбищ, отсутствии мусоросборников, несанкционированном размещении отходов (старых цветов, венков, памятников, травы, листвы, обрези сучьев и веток деревьев, бытовых отходов и т.п.).
Старший помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора МАРКОВА О.А. в судебном заседании предъявленные требования, основания и предмет иска поддержала.
Представителя ответчика Николо-Павловской территориальной администрации ШАРУНОВ А.Н. в судебном заседании предъявленные требования признали частично, в обоснование возражений указал следующее.
Николо-Павловская территориальная администрация несет обязанность по содержанию мест погребений в чистоте. Кладбище "Мемориал" не входит в границы территории. Организация работ по ликвидации несанкционированных отходов входит в компетенцию округа. Территориальная администрация подает заявки в округа, а округ производит финансирование, без которого территориальная администрация не может провести работы в полном объеме.
Представитель Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению спора по существу в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, фактически занимаемые общественными кладбищами, находятся в ведении органов местного самоуправления в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Из Приложения N к Закону Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О границах муниципальных образования, расположенных на территории Свердловской области" следует, что "адрес" находятся в границах Горноуральского городского округа.
В соответствии с пунктами 12, 14 статьи 5 Устава Горноуральского городского округа к полномочиям Администрации отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского округа.
Решением Думы Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положений о территориальных администрациях", утверждено Положение о Николо-Павловской территориальной администрации.
Согласно пункту 3.8 Положения Николо-Павловская территориальная администрация несет ответственность за содержание кладбищ в надлежащем состоянии.
С ДД.ММ.ГГГГ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Согласно пунктам 6.6., 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Факт допущенных нарушений вышеуказанных санитарных правил подтверждается экспертным заключением ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" от 6- ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 12-17), согласно которому несанкционированное размещение отходов выяленона территории кладбищ: "адрес" ( "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..."; "адрес" ( "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..."); "адрес" ( "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..."); на территориях кладбищ не организованы и не обустроены площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров).
Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N), в целях содержания территории в безопасном для человека санитарно-эпидемиологическом состоянии, утверждены Правила сбора, вывоза, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Правила направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения округа.
Согласно Правилам, система санитарной уборки и очистки территории Горноуральского городского округа предусматривает сбор, быстрое удаление, обезвреживание и экономически целесообразное транспортирование отходов. Для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.
Размещение мест накопления отходов должно быть согласовано в установленном порядке с отделом архитектуры и градостроительства администрации Горноуральского городского округа, Территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, а также со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов.
Порядок сбора отходов на территориях населенных пунктов должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды.
Не допускается намеренное смешивание отходов различных видов (жидких с твердыми, промышленных с бытовыми), отходов различного класса опасности и т.д., если это не предусмотрено технологией или не утверждено специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами.
Транспортирование отходов осуществляется только специально для этого предназначенным транспортом при соблюдении установленных законодательством требований.
Захоронение отходов производится на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и содержанию мест погребения (захоронения) вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды и устранению допущенных нарушений.
С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля суд считает необходимым возложить спорную обязанность на Администрацию Горноуральского городского округа и Николо-Павловскую территориальную администрацию.
Доводы стороны ответчика о том, что кладбище "Мемориал" не входит территорию Николо-Павловской территориальной администрации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данное обстоятельство документально не подтверждено.
При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за санитарно-эпидемиологические и экологические нарушения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении обязанности осуществить ограждение кладбищ по периметру следует отказать, поскольку данный факт нарушения не нашел своего подтверждения в судебном заседании, представленное суда в качестве доказательства экспертное заключение не содержит в себе указанных сведений. В нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие ограждения по периметру кладбищ.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок устранения допущенных нарушений не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа и Николо-Павловскую территориальную администрацию в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов на территории кладбищ: "адрес" ( "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..."); "адрес" ( "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..."); "адрес" ( "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..." с координатами "..."° "...". "...""с.ш "..."° "...". "...""в.д. "..."); организовать и обустроить на территориях кладбищ "адрес" площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".. В части возложения обязанности осуществить ограждение кладбища по периметру отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.