РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Цайгера И.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил и Муниципальному казенному учреждению "Служба правовых отношений" об установке информационных табличек (досок) на детских игровых площадках и осуществлении контроля и технического обслуживания детского игрового оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Постановлениями Главы города Нижний Тагил N 840 от 06.05.2011 и N 576 01.04.2011 утверждены муниципальная целевая программа "Комплексное благоустройство дворовых территорий в городе Нижний Тагил на 2011 - 2015 годы" и Положение о порядке формирования адресного перечня дворовых территорий многоквартирных домов для включения в муниципальную целевую программу "Комплексное благоустройство дворовых территорий в городе Нижний Тагил на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с указанной целевой программой и за счет средств местного бюджета муниципального образования "Город Нижний Тагил", в том числе средств, полученных в форме субсидий из областного бюджета, заказчиком МКУ "Служба правовых отношений" заключены контракты N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ с подрядчиками ООО "Строй-Сервис-НТ", ЗАО "Стройкомплекс", ООО "Строительно-промышленная компания "СтройАрт", МУП "Тагилдорстрой" и ООО "Промстрой-инжиниринг" на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в городе Нижний Тагил по адресу: "адрес", N, N; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес".
Работы по благоустройству территорий во дворах вышеуказанных жилых домов включают установку комплекса детского игрового оборудования предприятия-изготовителя "...", выполнены подрядчиками ООО "Строй-Сервис-НТ", ЗАО "Стройкомплекс", ООО "Строительно-промышленная компания "СтройАрт", МУП "Тагилдорстрой", ООО "Промстрой-инжиниринг" и приняты заказчиком МКУ "Служба правовых отношений" по актам о приемке выполненных работ в ноябре 2011 года.
23.03.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Нижний Тагил и МКУ "Служба правовых отношений" о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
установить на детской игровой площадке по адресу: город Нижний Тагил, "адрес", N, N информационные таблички или доски, содержащие следующие сведения: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов "Службы спасения", "Скорой помощи", номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;
периодически, согласно ГОСТ Р 52301-2004, осуществлять контроль и наблюдение за техническим состоянием игрового оборудования на указанной игровой площадке, а также устранять выявленные в ходе проверки нарушения правил пользования игровым оборудованием и неисправности игрового оборудования.
14.03.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Нижний Тагил и МКУ "Служба правовых отношений" о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
установить на детской игровой площадке по адресу: город Нижний Тагил, "адрес" информационные таблички или доски, содержащие следующие сведения: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов "Службы спасения", "Скорой помощи", номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;
периодически, согласно ГОСТ Р 52301-2004, осуществлять контроль и наблюдение за техническим состоянием игрового оборудования на указанной игровой площадке, а также устранять выявленные в ходе проверки нарушения правил пользования игровым оборудованием и неисправности игрового оборудования.
14.03.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Нижний Тагил и МКУ "Служба правовых отношений" о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
установить на детской игровой площадке по адресу: город Нижний Тагил, "адрес" информационные таблички или доски, содержащие следующие сведения: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов "Службы спасения", "Скорой помощи", номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;
периодически, согласно ГОСТ Р 52301-2004, осуществлять контроль и наблюдение за техническим состоянием игрового оборудования на указанной игровой площадке, а также устранять выявленные в ходе проверки нарушения правил пользования игровым оборудованием и неисправности игрового оборудования.
23.03.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Нижний Тагил и МКУ "Служба правовых отношений" о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
установить на детской игровой площадке по адресу: город Нижний Тагил, "адрес" информационные таблички или доски, содержащие следующие сведения: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов "Службы спасения", "Скорой помощи", номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;
периодически, согласно ГОСТ Р 52301-2004, осуществлять контроль и наблюдение за техническим состоянием игрового оборудования на указанной игровой площадке, а также устранять выявленные в ходе проверки нарушения правил пользования игровым оборудованием и неисправности игрового оборудования.
07.03.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
установить на детской игровой площадке по адресу: город Нижний Тагил, "адрес" информационные таблички или доски, содержащие следующие сведения: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов "Службы спасения", "Скорой помощи", номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;
периодически, согласно ГОСТ Р 52301-2004, осуществлять контроль и наблюдение за техническим состоянием игрового оборудования на указанной игровой площадке, а также устранять выявленные в ходе проверки нарушения правил пользования игровым оборудованием и неисправности игрового оборудования.
В обоснование требований прокурор указал, что по заданию прокуратуры Свердловской области в связи с выявленными случаями самовольных установок металлических конструкций и иных сооружениях, предназначенных для игр детей, а также из-за отсутствия контроля со стороны органов местного самоуправления и жилищных организаций по их безопасной эксплуатации, проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 01.07.2011 N 1324 утвержден перечень дворовых территорий, участвующих в программе "Об утверждении адресного перечня дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную целевую программу "Комплексное благоустройство дворовых территорий в городе Нижний Тагил на 2011-2015 годы".
По Ленинскому административному району города Нижний Тагил в эту программу вошли 12 дворов, в том числе дворы жилых домов по адресу: "адрес", N, N; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес".
На выполнение работ по благоустройству территорий во дворах жилых домов в городе Нижний Тагил в соответствии с указанной целевой программой МКУ "Служба правовых отношений" заключила контракты с подрядчиками ООО "Строй-Сервис-НТ", ЗАО "Стройкомплекс", ООО "Строительно-промышленная компания "СтройАрт", МУП "Тагилдорстрой" и ООО "Промстрой-инжиниринг". Работа была выполнена, в том числе сданы в эксплуатацию игровые детские площадки, на которых отсутствует информация следующего содержания: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов "Службы спасения", "Скорой помощи", номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования, не указана периодичность регулярного осмотра.
В соответствии с пунктами 12, 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения и т.д.
Отсутствие на игровых площадках вышеназванных табличек в соответствии с ГОСТ Р 52301-2004 не позволяет своевременно информировать службу эксплуатации о неисправности и поломке оборудования, о несчастных случаях на игровой площадке при пользовании указанным детским оборудованием.
Определениями суда от 06.07.2012 вышеуказанные гражданские дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В настоящем судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просит обязать Администрацию города Нижний Тагил обеспечить ввод в эксплуатацию объектов благоустройства путем закрепления за эксплуатантами с соответствующими полномочиями по осмотру, техническому обслуживанию, ремонту и ответственностью за эксплуатацию детского игрового оборудования, установленного в городе Нижний Тагил на дворовых территориях многоквартирных домов по адресу: "адрес", N, N; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес".
Производство по делу по искам прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Служба правовых отношений" об установке информационных табличек (досок) на детских игровых площадках и осуществлении контроля и технического обслуживания детского игрового оборудования прекращено отдельным определением суда в связи с отказом прокурора от иска и принятием его судом.
Представитель ответчика - Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании 28.08.2012 представитель ответчика - заместитель начальника правового управления Администрации города Нижний Тагил Малахов М.Р. иски прокурора в интересах неопределенного круга лиц не признал полностью и пояснил, что обустройство дворов на территории города Нижний Тагил в рамках целевой программы проводилось на основании заявок управляющих организаций и ТСЖ. Однако по завершению работ и сдаче объектов благоустройства в эксплуатацию те же управляющие организации и ТСЖ, являясь фактическими эксплуатантами, уклоняются от принятия имущества и ответственности. Спорные детские площадки построены за счет средств местного бюджета (т. 6 л. д. 56-66).
В письменных возражениях от 05.07.2012 представитель ответчика - главный специалист правового управления Администрации города Нижний Тагил Буньков А.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие и указал, что в соответствии с областной целевой программой "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011 - 2015 годы" органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области осуществляют следующие функции:
1) определяют в установленном порядке заказчиков-застройщиков на проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области;
2) размещают заказы в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) обеспечивают направление субсидий на цели, определенные Программой, в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Свердловской области на софинансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области.
На Администрацию города Нижний Тагил не возложена обязанность по принятию в муниципальную собственность результатов выполненных в рамках программы работ. Спорное детское игровое оборудование не принималось на баланс муниципального образования либо МКУ "Служба правовых отношений".
Представитель Администрации города Нижний Тагил полагает, что детское игровое оборудование как элемент благоустройства территории дворов жилых домов входит в состав общего имущества многоквартирных домов и принадлежит на праве собственности именно собственникам помещений многоквартирных домов (т. 1 л. д. 67-70).
Представитель ответчика - юрисконсульт МКУ "Служба правовых отношений" Агибаева Д.А. иски прокурора в интересах неопределенного круга лиц не признала полностью и пояснила, что спорные территории дворов были включены в целевую программу на основании заявок управляющих организаций и ТСЖ.
По результатам размещения муниципального заказа были определены организации подрядчиков - ООО "Строй-Сервис-НТ", ЗАО "Стройкомплекс", ООО "Строительно-промышленная компания "СтройАрт", МУП "Тагилдорстрой" и ООО "Промстрой-инжиниринг", с которыми МКУ "Служба правовых отношений" как один из исполнителей муниципальной программы заключила контракты. Выполнение работ, включая закупку детского игрового оборудования, финансировалось МКУ "Служба правовых отношений" за счет средств местного бюджета. Затраты на покупку детского игрового оборудования учтены в смете как малые формы.
По мнению представителя МКУ "Служба правовых отношений", детское игровое оборудование как элементы благоустройства придомовой территории подлежит включению в состав общего имущества многоквартирных домов и, соответственно, техническому обслуживанию и ремонту силами управляющих организаций и ТСЖ.
В настоящее время представителям всех управляющих организаций и ТСЖ переданы технические паспорта на детское игровое оборудование и в устной форме представители управляющих организаций и ТСЖ не отказываются от принятия спорного имущества на обслуживание.
Кроме того, на сегодняшний день спорные информационные таблички уже установлены на детских площадках по адресу: "адрес", N, N; "адрес"; "адрес". В отношении детских площадок по адресу: "адрес" управляющей организацией ООО ЖЭУ N 6 "Ермак" выданы гарантийные письма об установке спорных информационных табличек.
Представители третьих лиц - ООО "Строй-Сервис-НТ", ЗАО "Стройкомплекс", ООО "Строительно-промышленная компания "СтройАрт", МУП "Тагилдорстрой", ООО "Промстрой-инжиниринг", ТСЖ "Самородок", ТСЖ "Папнина-23", ООО ЖЭУ N 6 "Ермак", ТСЖ "Усадьба", ТСЖ "Согласие", ООО УК "Тагилстройсервис", ООО УКХ "Теплотехник-НТ", ТСЖ "Сирень" и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены.
Представители ЗАО "Стройкомплекс", МУП "Тагилдорстрой", ТСЖ "Согласие", ООО УК "Тагилстройсервис", ООО "Промстрой-инжиниринг" и ТСЖ "Сирень" просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменном отзыве от 30.07.2012 представитель третьего лица ООО "Промстрой-инжиниринг" указал, что предусмотренные муниципальным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ работы по благоустройству территории во дворе жилого "адрес" в городе Нижний Тагил выполнены подрядчиком ООО "Промстрой-инжиниринг" в полном объеме. Претензий по качеству и объему выполненных работ в адрес подрядчика не поступало.
В соответствии с техническим заданием на указанном объекте произведена сборка и монтаж детского игрового оборудования. Соответствующая документация (сертификаты, паспорта) на игровое оборудование для дальнейшей эксплуатации переданы заказчику МКУ "Служба правовых отношений".
Известно, что игровая площадка с оборудованием принадлежит на праве собственности Администрации города Нижний Тагил.
Муниципальным контрактом не предусмотрена обязанность подрядчика по изготовлению спорных информационных табличек. В техническом задании и в локальном сметном расчете данный вид работ отсутствует. Обязанность по эксплуатации детского игрового оборудования в соответствии с ГОСТ Р 52301-2004 возложена на эксплуатанта (т. 5 л. д. 209-210).
В письменном отзыве от 24.08.2012 представитель третьего лица ЗАО "Стройкомплекс" указал, что предусмотренные муниципальным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ работы по благоустройству территории во дворе жилых домов N по "адрес" и N по "адрес" в городе Нижний Тагил выполнены подрядчиком ЗАО "Стройкомплекс" в полном объеме и в срок.
В соответствии с конкурсной документацией на указанном объекте произведена сборка и монтаж детского игрового оборудования. Однако обязанность по размещению на детской игровой площадке информационных табличек силами подрядной организации условиями муниципального контракта не предусмотрена (т. 6 л. д. 20).
В письменном отзыве от 20.08.2012 представитель третьего лица МУП "Тагилдорстрой" указал, что предусмотренные муниципальным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ работы по благоустройству территории во дворе жилых домов N, N по "адрес" в городе Нижний Тагил выполнены подрядчиком МУП "Тагилдорстрой" в срок и в полном объеме.
Локальным сметным расчетом и техническим заданием не предусмотрена установка информационных табличек на детской игровой площадке (т. 5 л. д. 226).
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ООО УК "Тагилстройсервис" указал, что в отношении оборудования детской игровой площадки во дворе жилых домов N, N по "адрес" в городе Нижний Тагил собственниками помещений не определен режим использования указанного имущества, в эксплуатации и на балансе ООО УК "Тагилстройсервис" спорное имущество также не находится, поскольку не передавалось управляющей организации по акту приемки-передачи (т. 5 л. д. 148-150).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит иски прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (статья 16).
Благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (статья 2).
Согласно статьям 28, 29 Устава города Нижний Тагил Администрация города Нижний Тагил - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Администрация города обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.
Вышеуказанный вопрос местного значения городского округа отнесен к полномочиям Администрации города Нижний Тагил.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12.10.2007 N 1212 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил.
В настоящих Правилах используются следующие понятия:
- благоустройство - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города, обеспечение доступности городской среды, повышение комфортности условий проживания для жителей города, поддержание единого архитектурного облика города;
- прилегающая территория - земельный участок с газонами, малыми архитектурными формами и другими сооружениями (статья 1).
Содержание элементов внешнего благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов, осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, владеющими соответствующими элементами внешнего благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.
Физические и юридические лица организуют содержание элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.
Организацию содержания иных элементов внешнего благоустройства осуществляет Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города (статья 5).
Физические или юридические лица обязаны содержать малые архитектурные формы, производить их ремонт и окраску, согласовывая колеры с комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города (статья 7).
Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил (статья 16).
В соответствии со статьями 209, 210, 215, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статей 55, 62 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты.
В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.
Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 29 Устава города Нижний Тагил к полномочиям Администрации города Нижний отнесены:
формирование и исполнение местного бюджета;
осуществление полномочий заказчика на выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции;
управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности города;
ведение реестра муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
осуществление функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений от имени муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами.
Принадлежность спорного детского игрового оборудования, а также круг обязанных лиц и их полномочия, определены Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2010 N 235-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы", в соответствии с которым комфортность проживания в многоквартирных жилых домах определяется уровнем благоустройства дворовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, устройства газонов и цветников, озеленения, освещения территории двора, размещения элементов и малых архитектурных форм, организации детских спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для отдыха взрослых, устройства хозяйственно-бытовых площадок для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода, упорядочения площадок индивидуального транспорта, организации площадок для выгула домашних животных, обустройства мест сбора и временного хранения мусора.
Задачей Программы является содействие муниципальным образованиям в Свердловской области в реализации аналогичных целевых муниципальных программ по благоустройству дворовых территорий за счет средств областного бюджета.
Средства областного бюджета местным бюджетам на выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области предоставляются в форме субсидий на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Заказчиком Программы является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Исполнителями Программы являются:
исполнительные органы государственной власти Свердловской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;
юридические лица.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и юридические лица осуществляют следующие функции:
1) определяют в установленном порядке заказчиков-застройщиков на проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области;
2) размещают заказы в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальные контракты с подрядчиками на выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий;
4) обеспечивают направление субсидий на цели, определенные Программой, в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Свердловской области на софинансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области.
Субсидии предоставляются на реконструкцию и капитальный ремонт элементов - декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, растительных компонентов, различных видов оборудования, малых архитектурных форм, используемых как составные части благоустройства:
1) покрытия (твердые, мягкие, газонные, комбинированные - в целях обеспечения безопасного и комфортного передвижения по дворовой территории);
2) сопряжения поверхностей (различные виды бортовых камней, пандусы, ступени, лестницы);
3) озеленение (живые изгороди, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок - в целях ландшафтной организации территории);
4) ограждения (защитные ограждения в местах примыкания газонов к проездам, площадкам автотранспорта, детским площадкам, контейнерным площадкам);
5) малые архитектурные формы (монументально-декоративные элементы - декоративные стенки, беседки, вазоны для цветов, скульптуры; утилитарного назначения - различные виды скамей и столов; уличное коммунальное оборудование - мусоросборники, контейнеры, урны; игровое и спортивное оборудование - физкультурно-оздоровительные устройства, сооружения или комплексы; спортивное оборудование, размещаемое на спортивных физкультурных площадках, расположенных на дворовых территориях);
6) освещение и осветительное оборудование (функциональное, архитектурное и информационное освещение);
7) площадки (для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, установки мусоросборников, выгула и дрессировки собак, автомобильных площадок).
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) обеспечение реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, включенных в Программу, в рамках утвержденной муниципальной целевой программы, аналогичной Программе, выполняемой за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств;
2) обеспечение софинансирования из местного бюджета части расходов на реализацию мероприятий, включенных в Программу, в объеме не менее установленного в соответствии с методикой расчета субсидий, приведенной в приложении N к настоящим Порядку и условиям;
3) наличие утвержденной проектно-сметной документации на реконструкцию объектов благоустройства муниципальной собственности с положительным заключением государственной экспертизы сметной документации этих объектов в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
4) обязательства органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области по обеспечению соответствия значений целевых показателей, устанавливаемых программами, иными нормативными правовыми актами;
5) обеспечение ввода в эксплуатацию объектов благоустройства в период 2011-2015 годов.
В соответствии с муниципальной целевой программой "Комплексное благоустройство дворовых территорий в городе Нижний Тагил на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 06.05.2011 N 840, координатор Программы - управление по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации города обеспечивает организацию взаимодействия между исполнителями Программы.
Исполнителями Программы являются: управление по жилищно-коммунальному хозяйству, управление инвестиций, архитектуры и градостроительства, отдел земельных правоотношений, комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города, муниципальное казенное учреждение "Служба правовых отношений", исполнители муниципальных контрактов, победившие на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации города осуществляет:
- полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы;
- предоставление отчетов по реализации мероприятий Программы;
- готовит при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих комплексному благоустройству в соответствии с настоящей Программой, утверждается ежегодно постановлением Администрации города Нижний Тагил.
Муниципальное казенное учреждение "Служба правовых отношений":
- осуществляет проведение процедур по размещению муниципального заказа в соответствии с действующим законодательством;
- является заказчиком при заключении контрактов с исполнителями контрактов;
- осуществляет контроль за соблюдением исполнителями контрактов условий контрактов и сроков выполнения работ по благоустройству дворовых территорий.
Таким образом, спорное детское игровое оборудование, установленное в составе малых архитектурных форм, на площадках для игр детей на территориях дворов жилых домов, приобретено за счет средств местного бюджета, включая субсидии из областного бюджета, создано в порядке решения вопросов местного значения и как вновь созданное имущество является собственностью муниципального образования "Город Нижний Тагил".
При этом Администрация города Нижний Тагил при получении средств областного бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2010 N 235-ПП обязалась выполнить условие обеспечения ввода в эксплуатацию объектов благоустройства в период 2011-2015 годов (подпункт 5 пункта 5 приложения N 6).
"Ввод в эксплуатацию" является юридическим термином и также позволяет определить объем прав и обязанностей ответственных лиц.
Согласно статье 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Национальный стандарт ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.07.1983 N 3105, под "эксплуатацией" понимает стадию жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
"Ввод в эксплуатацию" - событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке. Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 N 2986, устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий.
Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
В соответствии с правилами по безопасной эксплуатации, разработанными предприятием-изготовителем "..." в паспортах детского игрового оборудования: песочница с крышкой (004237), детский игровой комплекс (005304), качалка на пружине "Рыбка" (004130), детский игровой комплекс (005118), гимнастический городок (6304), качалка-балансир (004102), качели деревянные с гибкой подвеской двойные (004142), паровозик с горкой (004420), вертолет (004416), детский игровой комплекс (005303), гимнастический городок "Каскад" (6401), детский игровой комплекс (006112), домик-беседка "Карета" (004312), детский игровой комплекс (005318), "пожарная машина" (004427), качалка на пружине "Бабочка" (004117), карусель (004192), песочница "Ромашка" (004250), качели на металлических стойках с жесткой подвеской средние (004153), скамейка "Гусеница" (002405), скамейка "Катер" (002410), скамейка "Улитка" (002404) к владельцу оборудования в целях безопасной эксплуатации предъявляется ряд требований:
производить регулярный визуальный осмотр;
при ежедневном осмотре обследовать конструкции на износ, а также узлы и крепления;
немедленно устранять обнаруженные во время осмотра недостатки, а если это невозможно, оборудование должно быть закрыто для пользования;
устанавливать на детской игровой площадке таблички, предупреждающие родителей о правилах эксплуатации и возрастных особенностях оборудования.
Перечисленное детское игровое оборудование не требует наблюдения за использованием оперативного персонала.
Таким образом, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц и муниципального имущества, спорное детское игровое оборудование в силу его специфики подлежит "вводу в эксплуатацию" не только путем фиксации готовности оборудования в актах приемки-сдачи выполненных работ, но и с обязательным закреплением изделий за эксплуатирующим подразделением.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.04.2011 N 16 утверждено Положение об управлении муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования город Нижний Тагил.
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
1) управление муниципальным имуществом - организованный процесс принятия и исполнения решений по вопросам учета, содержания муниципального имущества, владения, пользования и распоряжения таким имуществом;
2) муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну, - движимое или недвижимое имущество, находящееся в собственности города Нижний Тагил, не закрепленное за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, за муниципальным казенным, бюджетным или автономными учреждениями на праве оперативного управления;
3) учет муниципального имущества города Нижний Тагил - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о муниципальном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр муниципального имущества города Нижний Тагил в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
Полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну, от имени города Нижний Тагил осуществляет Администрация города Нижний Тагил непосредственно либо в лице уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города в соответствии с их компетенцией, определяемой положениями об указанных органах (Уполномоченные органы).
Решение Администрации города о совершении любой сделки, связанной с поступлением имущества в муниципальную казну, выбытием имущества из муниципальной казны либо использованием муниципального казенного имущества, стоимость которой превышает 3000 тысяч рублей, может быть принято только после получения согласия Нижнетагильской городской Думы (статья 1).
Источниками формирования муниципальной казны может быть имущество, вновь созданное или приобретенное за счет денежных средств бюджета города Нижний Тагил.
В указанных случаях решение о приеме имущества в муниципальную собственность оформляется постановлением Администрации города.
Имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, признается находящимся в составе муниципальной казны с момента его приобретения в муниципальную собственность.
Прием имущества в муниципальную казну производится при условии предоставления передающей стороной правоустанавливающей и технической документации, обеспечивающей постановку на реестровый и бюджетный учет, а также государственную регистрацию прав на данные вещи (статья 2).
Основаниями для выбытия муниципального имущества из состава муниципальной казны являются:
прекращение права муниципальной собственности на муниципальное имущество;
закрепление муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными казенными, бюджетными или автономными учреждениями на праве оперативного управления.
Решения о передаче объектов движимого и недвижимого муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, принимает Администрация города Нижний Тагил (статья 3).
Использование имущества муниципальной казны, до внесения в Реестр записи о зачислении указанного имущества в муниципальную казну, не допускается.
Муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну, может быть передано Уполномоченными органами во временное владение и (или) пользование, в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации в порядке, определенном решениями Нижнетагильской городской Думы.
Договоры аренды, безвозмездного пользования, а также иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, заключаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Движение муниципального казенного имущества города Нижний Тагил отражается путем внесения соответствующих записей в Реестр не позднее чем в месячный срок с момента утверждения акта приема-передачи при заключении или расторжении договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, ответственного хранения и других, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.
Уполномоченные органы осуществляют контроль за целевым использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, составляющего муниципальную казну и переданного во временное владение и (или) пользование, в соответствии с условиями заключенных договоров о передаче муниципального имущества во временное владение и (или) пользование (статья 4).
В бюджете города Нижний Тагил ежегодно предусматриваются денежные средства на содержание муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, предназначенные для покрытия затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт, оплату коммунальных и эксплуатационных расходов по управлению и обслуживанию нежилых помещений, зданий, сооружений, общего имущества в зданиях, сооружениях, помещения в которых находятся в собственности города Нижний Тагил и иных лиц (в том числе в многоквартирных домах), приходящихся на долю муниципальной собственности в общем имуществе, за исключением случаев перехода данных обязанностей на пользователей указанного имущества в соответствии с федеральным законом и условиями договоров о пользовании имуществом.
Уполномоченные органы организуют содержание, сохранность движимого и недвижимого муниципального имущества, составляющего муниципальную казну и не переданного во временное владение и (или) пользование, в том числе путем заключения договоров об организации содержания, об охране, о страховании муниципального имущества за счет денежных средств бюджета города Нижний Тагил, в соответствии с утвержденной сметой расходов.
Риск случайной гибели или случайного повреждения муниципального имущества, составляющего муниципальную казну и не переданного во владение и (или) пользование, несет город Нижний Тагил.
Содержание имущества муниципальной казны осуществляется путем поддержания имущества в исправном состоянии и обеспечения его сохранности, в том числе защиты от посягательств третьих лиц (статья 5).
Целями государственного содействия развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производству строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства является формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан (статья 3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства").
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Наряду с предусмотренными законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (статья 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Настоящий гражданско-правовой спор с участием неопределенного круга лиц и органа местного самоуправления не связан с разрешением вопросов права собственности на детское игровое оборудование, поскольку понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования.
Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционный Суд Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П).
В порядке исполнения принятого на себя обязательства обеспечить ввод в эксплуатацию объектов благоустройства Администрация города Нижний Тагил вправе самостоятельно определить эксплуатирующее подразделение, включая создание муниципального предприятия либо закрепление за действующими муниципальными предприятиями, заключение гражданско-правовых договоров на техническое обслуживание и ремонт со специализированными организациями либо частными лицами, передачу муниципального имущества в состав общего имущества многоквартирных домов в порядке перехода права собственности и последующее содержание имущества на условиях действующих договоров управления общим имуществом, заключенных с управляющими организациями.
Возложение непосредственно на Администрацию города Нижний Тагил как орган местного самоуправления обязанности и ответственности эксплуатационной организации в отношении спорного детского игрового оборудования, по мнению суда, недопустимо по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В качестве правого обоснования иска к Администрации города Нижний Тагил прокурор ссылается на нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащие перечень вопросов местного значения (статьи 14-16).
Вместе с тем, в том же Постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что самостоятельность местного самоуправления определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции Российской Федерации в законе и включает в себя предметные сферы деятельности местного самоуправления и полномочия по решению вопросов местного значения.
Реализуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои дискреционные полномочия в сфере правового регулирования общих принципов организации местного самоуправления, включая установление правовых основ компетенции муниципальных образований, в рамках которой органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно, законодатель не может действовать произвольно. Принимаемые им в этой сфере решения должны соответствовать вытекающему из конституционного принципа равенства всех перед законом требованию формальной определенности, что предполагает ясное, четкое и непротиворечивое определение компетенции муниципальных образований, последовательное разграничение вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Иное означало бы, что законодатель вправе закрепить за местным самоуправлением неопределенные по объему полномочия, а органы местного самоуправления - реализовать их произвольным образом, что приводило бы к нарушению принципа разграничения полномочий между территориальными уровнями публичной власти, ставило бы под сомнение надлежащее финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления соразмерно его полномочиям, а в результате создавало бы угрозу невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
Положение статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов определяются в системе правового регулирования, включающей помимо Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" специальные федеральные законы.
В качестве такого специального нормативного правового акта прокурором названы положения Национального стандарта Российской Федерации "Оборудование детских площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 151-с, в соответствии с которым:
регулярный визуальный осмотр - проверка оборудования, позволяющая обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями;
функциональный осмотр - детальная проверка с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования;
ежегодный основной осмотр - проверка, выполняемая с периодичностью в 12 месяцев с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности;
эксплуатант - общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования.
Изготовитель (поставщик) предоставляет паспорт на оборудование по ГОСТ 2.601. Паспорт, по крайней мере, должен содержать правила безопасной эксплуатации, инструкцию по осмотрам, обслуживанию и ремонтам оборудования.
Эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета: конструкции оборудования; требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем; установки, обслуживания и ремонта оборудования; климатических условий и условий эксплуатации оборудования.
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (статья 2).
Целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; содействие соблюдению требований технических регламентов (статья 11).
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципом добровольного применения документов в области стандартизации (статья 12).
Таким образом, одной из концептуальных основ Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" является разделение требований к общим техническим регламентам на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.
Принцип добровольного применения стандартов - это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.
Кроме того, применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (пункт 6.1. ГОСТ Р 1.12-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения", пункт 4.1 ГОСТ Р 1.9-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 157-ст, пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия осуществляется на основе, в том числе, принципа недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
Следовательно, соблюдение требований национального стандарта становится обязательным только при наличии знака соответствия, подтверждающего добровольную сертификацию продукта, товара, услуг требованиям установленных стандартов.
Основанием для применения знака соответствия национальным стандартам является выданное национальным органом по стандартизации или от его имени другим уполномоченным им органом "Разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам" (пункт 6.7 ГОСТ Р 1.9 - 2004). Чтобы требования национального стандарта стали обязательными для соблюдения, заинтересованное лицо должно пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия в установленном законом порядке, обратиться в уполномоченный орган с заявкой на выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам и получить такое разрешение. Только тогда можно ставить вопрос о понуждении лица к соблюдению требований национальных стандартов.
Администрация города Нижний Тагил не принимала на себя обязательств по соблюдению положений ГОСТ Р 52301-2004 и в установленном законом порядке не получала разрешение на право применения знака соответствия национальному стандарту ГОСТ Р 52301-2004 на спорное детское игровое оборудование.
Те же обязанности МКУ "Служба правовых отношений", включая передачу объектов благоустройства в эксплуатацию, не предусмотрены Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 06.05.2011 N 840 "Об утверждении муниципальной целевой программой "Комплексное благоустройство дворовых территорий в городе Нижний Тагил на 2011 - 2015 годы" (раздел 5 Программы) и не могут быть возложены на данного исполнителя Программы.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иски прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию города Нижний Тагил обеспечить ввод в эксплуатацию объектов благоустройства путем закрепления за эксплуатантами (организациями, частными лицами, объединениями) с соответствующими полномочиями по осмотру (регулярному, функциональному, ежегодному), техническому обслуживанию, ремонту и ответственностью за эксплуатацию (работоспособное состояние) детского игрового оборудования на дворовых территориях многоквартирных домов N, N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес" и N по "адрес" в городе Нижний Тагил, установленного в ходе реализации муниципальной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в городе Нижний Тагил на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 06.05.2011 N 840, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.