РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2012 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Лошкаревой Н.Н.,
с участие заявителя Соседкова С.П.,
представителя заинтересованного лица ММУ МВД России "Нижнетагильское"-юрисконсульта правового отделения Бурундуковой О.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-427 по заявлению Соседкова С. П. о признании незаконными действий администрации города Нижний Тагил в части нарушения порядка выдачи акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса, незаконным отказа ММУ МВД России "Нижнетагильское" в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса, возложении на администрацию города обязанности устранить допущенные нарушения прав Соседкова С. П.,
УСТАНОВИЛ:
Соседков С.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г.Н.Тагила, выразившиеся в нарушении порядка выдачи Соседкову С.П. акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе "адрес", признании незаконными действий ГИБДД УВД по г.Н.Тагил (в настоящее время ММУ МВД России "Нижнетагильское") в отказе в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса и возложении на администрацию города обязанность устранить допущенные нарушения прав Соседкова С. П.- вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердить акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, принять решение о предоставлении земельного участка площадью "..." кв.м. "адрес" для строительства гаражного бокса.
В обоснование требований заявитель указал, что всоответствии с п.1 ст. 31 Земельного кодекса РФ он обратился в Администрацию г. Н.Тагила с заявлением о выборе земельного участка площадью "..." кв.м. для строительства гаражного бокса в районе жилого дома "адрес". Результаты выбора земельного участка, в соответствии с п.5, п.6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерацииоформляются актом о выборе земельного участка для строительства; исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Межведомственной комиссии по выбору земельных участков под объекты строительства из государственных земель на территории муниципального образования города Нижний Тагил его заявление рассмотрено, принято решение о возможности размещения индивидуального гаражного бокса в районе "адрес", заявителю выданы выписка из протокола межведомственной комиссии и акт выбора земельного участка, предполагаемого для строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный представителем Управления архитектуры и градостроительства подписи других членов межведомственной комиссии отсутствовали. Соседкову С.П. предложено самостоятельно собрать подписи соответствующих уполномоченных органов.
Считает незаконным возложение на него обязанностей по сбору подписей членов межведомственной комиссии в акте выбора земельного участка.
Решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче акта выбора земельного участка под строительство гаражного бокса в районе "адрес" опубликовано на официальном сайте Администрации города Нижний Тагил, однако заявитель не имеет возможности реализовать свое право на получение решения о предоставлении земельного участка для строительства, т.к. отдел ГИБДД УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу в лице главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УВД по г.Н.Тагил, Горноуральскому городскому округу Соседкова С.П. ДД.ММ.ГГГГза N отказал ему в согласовании акта, указав, что размещение гаражных боксов на испрашиваемой территории является недопустимым, т.к. место предполагаемой застройки гаражных боксов расположено во внутренней территории жилых домов N и N по улице "адрес", в непосредственной близости от "...". Подъезд к заявленному для размещения гаражей месту возможен только через квартальную территорию домов N, N "адрес" и домов N и N "адрес", что прямо противоречит требованию п. 17.2., 17.4. Правил дорожного движения РФ...".
Отказ руководителя Отдела ГИБДД УВД по городу Нижний Тагил, Горнозаводскому округу в согласовании акта выбора земельного участка для строительства. Гаражного бокса заявитель считает незаконным по тем основаниям, что в соответствии с п. 17.2. Правил дорожного движения " в жилой зоне запрещается сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
Под запрещением сквозного движения подразумевается недопустимость использования указанной территории для проезда к объектам, находящимся вне этой зоны, если к ним есть другие пути подъезда.
При строительстве гаражного бокса в районе "адрес" ни одно из требований п.17.2 ПДД не будет нарушаться: отсутствует сквозное движение (земельный участок, на котором планируется строительство бокса, находится в тупике, в конце внутриквартирного проезда, иных путей подъезда к участку нет); учебная езда не производится; стоянка грузовых автомобилей осуществляться не будет, т.к. строительство гаражного бокса планируется для хранения личного легкового автотранспорта.
Также считает несостоятельными ссылки руководителя отдела ГИБДД на то, что место предполагаемой застройки гаражных боксов расположено в непосредственной близости от "..." т.к. территория детского дома огорожена, вход на территорию детского дома находится со стороны придомовой территории домов по "адрес" и с подъездными путями не пересекается.
В настоящее время на смежном земельном участке в районе дома N по "адрес" производится строительство гаражного бокса Карапетяном М.Е., которому выдано решение о выделении земельного участка для строительства гаражного бокса и ГИБДД не отказал ему в согласовании акта выбора земельного участка, при равных с заявителем условиях.
Представитель администрации МО " г.Н.Тагил" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в отсутствии представителя администрации, в удовлетворении требований отказать, применить трехмесячный срок, установленный ст.256 ГПК РФ для подачи в суд заявления об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления.
По существу указал, согласно пункта 2 ст.31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.10.2010 N2228 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил и состав межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия по выбору земельных участков для строительства объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил является постоянно действующим коллегиальным (совещательным) органом, уполномоченным Главой города для рассмотрения возможности размещения объектов строительства производственного, коммунального, жилищно-бытового и гражданского назначения и выбору земельных участков с учетом перспективы использования территории муниципального образования город НижнийТагил в соответствии с градостроительными, социальными, экономическими, экологическими и иными условиями, независимо от ведомственной подчиненности застройщиков, источников финансирования и сметной стоимости строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия по выбору земельных
участков для строительства приняла решение о возможном размещении
объекта - индивидуального гаражного бокса в районе жилого дома N по
"адрес", после чего Соседкову С.П. был выдан акт для согласования.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения
УВД по городу Нижнему Тагилу, Горноуральскому городскому округу
ДД.ММ.ГГГГ выдал отрицательное заключение, указав на недопустимость
строительства гаражей на испрашиваемой территории.
Учитывая изложенное, акт о выборе земельного участка не может быть утвержден.
Решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил (размещены на официальном сайте www.ntagil.org и в правовой системе Консультант плюс).
Соседков С.П. желает осуществить строительство гаража в жилой зоне Ж-3 - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами. Для каждой территориальной зоны установлены градостроительные регламенты. Для зоны Ж-3, как и для всех других зон, установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, а также условно разрешенные виды использования. В зоне Ж-3 ни основные, ни вспомогательные, ни условно разрешенные виды не предполагают размещение (строительство) гаражей. Единственно, условно разрешенным видом использования в зоне Ж-3, является размещение отдельно стоящих металлических гаражей-боксов для льготных категорий граждан.
Представитель ММУ МВД России "Нижнетагильское" заявленные требования не признала, поддержала письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ N просила Соседкову С.П. в удовлетворении требований отказать в связи с пропуском срока для обращения в суд, который в соответствии со ст. 256 ГПК РФ предусмотрен три месяца и начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.В обоснование возражений в письменном отзыве указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта,предполагаемоеместо его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Соседковым С.П. на заседание межведомственной Комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов муниципального образования от 03.02 2011 года предоставлена кадастровая выписка о земельном участке, расположенном "адрес" кадастровый N от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием (назначение) для эксплуатации многоквартирного жилого дома, правообладателями данной территории являются собственники помещений многоквартирного дома.
В соответствии с п.4. ч.1. ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, следовательно, использование данного участка заявителем возможно после получения согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем заявителю разъяснено, о необходимости сбора подписей уполномоченных органов.
Сам акт о выборе земельного участка под строительство гаража не является абсолютным или автоматическим разрешением для строительства гаража, а лишь актом дающим основание для уполномоченных органов в рамках законодательства разрешить строительство или нет.
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законодатель определил только одну категорию людей, которым возможно предоставление земельного участка под строительства гаражей, вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Соседков С.П. желает построить гараж на дворовой территории, к которой относится пространство между жилыми зданиями или ограниченное по периметру зданиями на которой как правило размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школе, детскому саду и т.п., находящимся на этой территории, следовательно, приоритетное передвижения по данной зоне законодателем отдано пешеходам как участникам дорожного движения.
Так в соответствии с п. 17.2. Правил дорожного движения РФ запрещается стоянка с работающим двигателем в жилой зоне и дворовой территории. Кроме того, в соответствии с п.4.5.1.1. ГОСТа Р 52765 тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-IIIкатегории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. В таком аспекте и был направлен ответ заявителю от 08.04.2011года исх. N 6/с-9с.
В соответствии с и. 2.10.2. Методических, рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципального образования, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года N 613, размещение некапитальных нестационарных сооружений на территориях муниципального образования, как правило, не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта и благоустройство территории и застройки.
Под некапитальными нестационарными сооружениями в соответствии п. 2.10.1. Методических рекомендаций понимаются в том числе боксовые гаражи.
На основании п. 2.10.2.1. Методических рекомендаций не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений под козырьками вестибюлей и станций метрополитена, в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 м от остановочных павильонов и технических сооружений метрополитена, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева, однако согласно ситуационному плану, предоставленного самим заявителем расстояние от окон жилых помещений составляет 16 метров.
Пункт 4.5.1. настоящих Методических рекомендаций предусматривает на территориях жилого назначения сооружения для длительного и кратковременного хранения автотранспортных средств. При этом обязательным условием при сооружении гаража или кратковременного хранения автотранспортных средств является не пересечение с основными направлениями пешеходных путей. Не допускается организация транзитных пешеходных путей через участок длительного и кратковременного хранения автотранспортных средств.
Заслушав заявителя, представителя ММУ МВД России "Нижнетагильское", огласив письменный отзыв администрации МО "город Н.Тагил", исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законны интересов.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 256 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Соседков С.П. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) обращался с письменным заявлением в адрес председателя Комитета по архитектуре и градостроительству для рассмотрения вопроса выделения ему земельного участка под строительство гаражного бокса в районе дома "адрес" на месте разрушенных сараев, однако решение принято не было в связи с пропуском срока предоставления акта.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по выбору земельных участков под объекты строительства из государственных земель на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" принято решение о выдаче Соседкову С.П. акта выбора земельного участка под размещение капитального строения - индивидуального гаражного бокса для хранения легкового автотранспорта в районе "адрес" и ДД.ММ.ГГГГ заявителю выдан акт выбора земельного участка, предполагаемого для строительства объекта из государственных земель на территории муниципального образования город Нижний Тагил в Тагилстроевском районе города и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N.Из акта следует, что его необходимо предоставить в Управление архитектуры и градостроительства для утверждения в срок до 6 месяцев с момента выдачи. После указанного срока действие акт теряет силу, вопрос о выделении участка может быть повторно рассмотрен на межведомственной комиссии. Срок действия акта продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).
Соседков С.П. считает незаконными действия администрации г.Н.Тагил в нарушении порядка выдачи ему акта выбора земельного участка для сбора согласований и необходимых подписей.
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексомРоссийской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
В силу п.5 ст.30 Земельного Кодекса РФ, порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка: государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 Кодекса, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок выбора земельных участков для строительства регулируется ст.31 Земельного Кодекса РФ, согласно которой гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 18 июня 2002 г. N 115 был утвержден Градостроительный Кодекс города Нижний Тагил и Правила застройки города Нижний Тагил, которые действовали до 1 января 2012 года.
Пунктом 4 Правил разрешено размещение гаражей для легкового автотранспорта, принадлежащего гражданам, на территории жилых зон при соблюдении нормативных разрывов до жилой застройки. Строительство гаражей для легковых автомобилей индивидуальных владельцев на территории микрорайонов и кварталов в городе осуществляется в виде многоэтажных зданий или подземно-надземных сооружений. Допускается сооружение гаражей в подвалах и цокольных помещениях жилых домов.
В приложении N 1 к Правилам утвержден Порядок выдачи разрешений на выполнение градостроительной документации и отвода земельных участков для строительства объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального назначения
Согласно Порядку, приобретение субъектами градостроительной деятельности права аренды земельного участка осуществляется на конкурсе (аукционе), либо путем заключения с администрацией города договоров.
Предоставление земельного участка осуществляется, как правило, в два этапа.
I этап - предварительное согласование места размещения объекта на право производства проектно-изыскательских работ.
II этап - предоставление земельного участка для строительства объекта.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Заказчик обращается в администрацию города с заявкой о предоставлении земельного участка для строительства с указанием назначения объекта и краткой его характеристикой.
Комитет по архитектуре и градостроительству знакомит заказчика с условиями предоставления участка для строительства и в течение 20 дней, с момента получения заявки, рассматривает ее и готовит по согласованию с администрацией района заключение о возможности размещения объекта. При отсутствии такой возможности готовится мотивированный отказ.
Положительное заключение о возможности и условиях размещения объекта направляется для рассмотрения на заседание городской межведомственной комиссии (МВК).
К заключению прилагаются:
- выкопировка из плана города (М 1:500, 1:2000) с нанесением на ней границ, координат и площади предоставляемого земельного участка;
- анкета с указанием основных параметров размещаемого объекта (краткая характеристика, потребность в энерго-топливных, водных и др. ресурсах, ориентировочная стоимость и т.п.) и данных о заказчике (адрес, телефон, наименование предприятия, Ф.И.О. руководителя).
Решение Межведомственной комиссии оформляется актом выбора участка с приложением экспертных заключений городских служб (членов МВК), необходимых для принятия решения комиссией.
Акт выбора участка с приложениями передается в Комитет по архитектуре и градостроительству, который в течение 20 дней готовит и визирует проект постановления Главы города о предварительном согласовании земельного участка на проведение проектно-изыскательских работ.
На основании постановления Главы города заказчик обращается в Комитет по архитектуре и градостроительству с заявкой и техническими условиями служб города о выдаче архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на разработку проектной документации.
При размещении градостроительно значимых объектов АПЗ должно разрабатываться на основе обязательного проведения проектных исследований или конкурсов на архитектурный проект.
Порядок и условия проведения исследований и конкурса определяет Комитет по архитектуре и градостроительству.
В случае невыполнения заказчиком условий, предусмотренных постановлением Главы города, Комитет по архитектуре готовит материалы для отмены постановлений, либо, в исключительных случаях, продления срока проектирования.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 07 октября 2010 года N 2228 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории города Нижний Тагил, разработанное на основании Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.
Согласно Положению, Межведомственная комиссия по выбору земельных участков для строительства объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным (совещательным) органом, уполномоченным Главой города для рассмотрения возможности размещения объектов строительства производственного, коммунального, жилищно-бытового и гражданского назначения и выбору земельных участков с учетом перспективы использования территории муниципального образования город Нижний Тагил в соответствии с градостроительными, социальными, экономическими, экологическими и иными условиями, независимо от ведомственной подчиненности застройщиков, источников финансирования и сметной стоимости строительства.
Задачей Комиссии является определение возможности и условий размещения и развития объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии заявителю необходимо представить в управление архитектуры и градостроительства Администрации города заявление о выделении земельного участка для строительства объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Вопросы, выносимые на заседание Комиссии, обсуждаются коллегиально. В случае возражений отдельных членов Комиссии решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов из числа присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
Комиссией принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать Администрации города оформить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории;
2) рекомендовать Администрации города отказать в выборе земельного участка для строительства с указанием причины (причин) отказа.
Протокол заседания межведомственной комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил подлежит обязательному опубликованию в газете "Горный край" и на официальном сайте города Нижний Тагил.
Выписка из протокола заседания Комиссии выдается заявителю в семидневный срок с даты подписания протокола.
При принятии решения комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, Комиссией составляется акт выбора земельного участка для строительства либо акт обследования земельного участка под существующим строением, который подписывается членами Комиссии и иными лицами, принимавшими участие в работе Комиссии по выбору земельного участка. Каждая подпись должна быть удостоверена соответствующей печатью. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города на основании оформленного надлежащим образом акта выбора земельного участка для строительства осуществляет подготовку проекта постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта.
Из содержания приведенных выше нормативных документов и норм права следует, что выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. После обращения гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства ложится на орган местного самоуправления. При этом Земельный Кодекс РФ требует получить согласования с соответствующими органами и проинформировать население о предстоящем предоставлении земель. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
Учитывая изложенное, действия администрации города Нижний Тагил по возложению на заявителя Соседкова С.П. обязанности согласования места размещения объекта строительства - гаражного бокса в районе дома "адрес" с контролирующими организациями противоречит действующему порядку выдачи акта выбора земельного участка.
Однако судом установлено, что акт выбора земельного участка получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Соседков С.П. узнал о нарушении своих прав именно ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением в суд обратился только ДД.ММ.ГГГГ за переделами установленного законом срока. Ходатайство о восстановлении срока не заявил, указал, что уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права нет.
Учитывая, изложенное, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным нарушение администрацией города Нижний Тагил порядка выдачи акта выбора земельного участка.
Соседковым С.П. также заявлено требование о признании незаконным отказа ММУ МВД России "Нижнетагильское"в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе дома "адрес" для строительства гаражного бокса.
По данным требованиям судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ отдел ГИБДД Управления внутренних дел по г.Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу направил в адрес Соседкова С.П. и начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил письмо, в котором отказал в согласовании акта выбора земельного участка для строительства индивидуального гаражного бокса у жилого дома "адрес", указав, что место предполагаемой застройки гаражных боксов расположено во внутренней территории жилых домов N по "адрес" в непосредственной близости от коррекционного Детского дома N. Подъезд к месту расположения гаражей возможен только через квартальную территорию домов N "адрес" и домов N "адрес", что прямо противоречит требованию п,17.2, 17.4 Правил дорожного движения РФ, Увеличение количества транспортных средств на внутренних территориях жилых домов в условиях отсутствия надлежащего обустройства проезда, его неудовлетворительного эксплуатационного состояния, ограниченной ширины и отсутствия обособленного тротуара, несет угрозу безопасности участников дорожного движения, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождающихся тяжестью последствий (ФЗ-196 от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", считал размещение гаражных боков на испрашиваемой территории недопустимым). Ответ отдела ГИБДД УВД о недопустимости застройки гаражей направлялся заявителю 25.05.2009г. (исх.N6/7164) (л.д.14).
В обоснование требований о незаконности отказа ОГИБДД ММУ МВД России "Нижнетагильское" в согласовании места размещения объекта заявитель ссылается на необоснованность отказа со ссылкой на ст.ст.17.2 и 17.4 Правил дорожного движения.
В соответствии с п.17.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Пункт 17.4. Правил распространяет эти требования на дворовые территории.
Испрашиваемое заявителем место для строительства гаражного бокса относится к дворовой территории, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Согласно п. 1.2. Правил, "стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
По смыслу указанных в п.17.2 Правил требований, запрещена стоянка транспортных средств в жилых зонах и на дворовой территории с включенным двигателем, однако хранение транспортного средства в гаражном боксе нельзя отождествлять со стоянкой транспортного средства с включенным двигателем. Как установлено судом и подтверждено лицами, участвующими в деле, отсутствует на этой дворовой территории и сквозное движение, поэтому ссылка на п.п.17.2 и 17.4 Правил дорожного движения при отказе в согласовании места размещения гаражного бокса заявителю суд находит несостоятельной.
В то же время, в соответствии с п.2.9* Строительных норм и правил (СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, для подъезда к группам жилых зданий следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с таблицей 8, в которой ширина второстепенного проезда установлена 3,5 метра. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
В письме отдела ГИБДД в адрес заявителя с отказом в согласовании места размещения гаражного бокса содержится ссылка не только на пункты Правил дорожного движения, но и на неудовлетворительное эксплуатационное состояние внутридворового проезда, ограниченную его ширину и отсутствие обособленного тротуара, что влечет угрозу безопасности участников дорожного движения, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождающихся тяжестью последствий.
Заявителем не оспорено, что отсутствуют элементы благоустройства внутридворового проезда в виде тротуаров для пешеходов.
Пункт 2.10.2.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципального образования, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года N 613, не допускает размещение некапитальных нестационарных сооружений, к которым относятся и боксовые гаражи из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, ближе20 метров от окон жилых помещений. Как усматривается из представленных суду согласований с контролирующими организациями, расстояние от испрашиваемого участка до торца жилого дома по "адрес" составляет "..." метров (л.д.14-15), что не оспорено заявителем.
Также следует учитывать, что решением Нижнетагильской Городской Думы от 29 сентября 2011 года N 38 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункте город Нижний Тагил", вступившим в силу с 1 января 2012 года, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил, признано утратившим силу Решение Нижнетагильской городской Думы от 18.06.2002 N 115 "О Градостроительном Уставе города Нижний Тагил".
Правилами установлены Градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования установлены виды территориальных зон (ст.46 Правил), одними из которых являются жилые зоны. Зона Ж-3 установлена для формирования жилых районов с размещением многоквартирных жилых домов с этажностью от 4 до 6 этажей при условии возможности строительства или наличия ограниченного объема жилых домов других типов.
Градостроительные регламенты территориальных зон города в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства приведены в Таблице N 1, из которой усматривается, что в зоне Ж-3 основным видом разрешенного использования недвижимости являются многоквартирные дома не выше 5 этажа, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, общеобразовательные школы, спортивные сооружения. Вспомогательным видом разрешенного использования является размещение детских площадок, спортивных, хозяйственных для отдыха, объектов пожарной охраны, парковок, паркингов, объектов инженерного обеспечения, площадок для сбора мусора. К условно разрешенным видам использования относится размещение отдельно стоящих металлических гаражей-боксов для льготных категорий граждан. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ размещение капитальных гаражных боксов в районе жилой застройки малоэтажными жилыми домами не допускается.
На этом основании суд полагает, что у Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УВД по г.Н.Тагилу, Горноуральскому городскому округу имелись законные основания для отказа в согласовании места размещения объекта недвижимости в зоне жилой застройки - гаражного бокса в районе домов N по "адрес".
Учитывая, что отказ в согласовании акта выбора земельного участка заявитель получил в апреле 2011 года, что не оспаривалось Соседковым С.П., следовательно, трехмесячный срок обращения в суд за защитой своего нарушенного права, пропущен, т.к. обращение в суд последовало лишь ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель указал, что уважительных причин пропуска срока нет, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Требования о возложении на администрацию города Нижний Тагил обязанности вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и принятии решения о предоставлении Соседкову С.П. земельного участка площадью "..." кв.метров в районе дома N по "..." для строительства гаражного бокса удовлетворению не подлежат.
Заявителем в обоснование заявленных требований представлены следующие документы:
заявление о выделения земельного участка для строительства гаражных боксов в районе дома по "адрес" на месте разрушенных сараев от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает то обстоятельство, что заявитель ранее уже обращался с подобным заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству, однако, как пояснил сам заявитель, до конца вопрос о предоставлении земельного участка для строительства гаражного бокса так и не разрешил (л.д.7),
заключение N по отводу земельного участка для строительства объекта недвижимости, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ Управлением по городу Н.Тагила ГУ МЧС России по Свердловской области на основании акта межведомственной комиссии по выбору земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, которым дано согласование строительства индивидуальных гаражных боксов при условии соблюдения норм инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций со сроком действия три года (л.д.21-23),
согласование с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Н.Тагил и Пригородном районе от ДД.ММ.ГГГГ о размещении четырех индивидуальных гаражных боксов на участке за ограждением территории нежилого здания по "адрес" между существующими капитальными гаражными боксами (на участке находятся 4 гаражных бокса с разрывами между ними до 26 метров, расстояние от существующих крайних боксов до торца жилого дома "..." метров (с востока) и до территории детского учреждения "..." метров с запада (л.д.13),
санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2010 о соответствии проектной документации предполагаемого использования земельного участка для строительства четырех индивидуальных гаражных боксов в г.Н.Тагиле в районе жилого дома "адрес" санитарным и эпидемиологическим правилам и нормативам на основании экспертного заключения N "..." (л.д. 14-17, 18-20),
согласование отдела ГИБДД УВД по г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).
Суд полагает, что представленные заявителем документы об обращении ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству и получение на основании этого акта согласований с контролирующими организациями юридического значения для данного дела не имеют, поскольку акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ утратил свою силу.
Кроме того, судом установлено, что акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не подписан Главным государственным санитарным врачом по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области, акт выбора земельного участка, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного порядка до настоящего времени не передан в межведомственную комиссию, которая должна была подготовить проект постановления Главы города Нижний Тагил об утверждении акта выбора земельного участка, проекта границ земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении проектирования объекта, находится на руках у заявителя.
Ссылка заявителя на выдачу технических условий на электроснабжение гаража по "адрес" "..." Карапетяну М.Е. также не имеет юридического значения для рассмотрения заявленных требований, поскольку правоустанавливающие документы на гаражный бокс, которые подтвердили бы предоставление последнему земельного участка для строительства гаражного бокса в 2009-2011 годах, суду не представлены, технические условия доказательствами этого обстоятельства не являются.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Соседкову С. П. о признании незаконными действий администрации города Нижний Тагил в нарушении порядка выдачи акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса в районе дома "адрес", отказа отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения по городу Нижний Тагил и Горнозаводскому округу Свердловской области в согласовании акта выбора земельного участка для строительства гаражного бокса, возложении на администрацию города Нижний Тагил обязанности по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении Соседкову С. П. земельного участка площадью "..." кв.метров в районе дома "адрес" для строительства гаражного бокса отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен 27 апреля 2012 года.
Судья- И.Н.Зайцева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.