РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1650/2012 по иску ДУРОВА Т.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N в специальный трудовой стаж ДУРОВА Т.А., дающийправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N принято к зачету "..." года "..." месяцев "..." дня, не зачтены периоды трудовой деятельности:
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - дошкольное образовательное учреждение N (далее по тексту - ДОУ N), воспитатель; поскольку наименование учреждения не поименовано в Списке соответствующих работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал статус юридического лица;
учебные отпуска в период работы в детском саду N ОАО " "..."", воспитателем: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; поскольку досрочная трудовая пенсия назначается в зависимости от осуществления педагогической деятельности, в указанные периоды истец педагогической деятельностью не занималась. Правила исчисления периодов работы от ДД.ММ.ГГГГ N содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и не предусматривают учебные отпуска.
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истец ДУРОВА Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в назначении данного вида пенсии было отказано, в специальный стаж не были приняты к зачету вышеуказанные периоды. Иные исключенные периоды не оспаривает.
В период работы в ДОУ N осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, которое имело лицензию и государственную аккредитацию, реализовывала образовательные программы, занималась одним видом деятельности, исполняла обязанности воспитателя. Право на пенсию по выслуге лет вытекает не из правового статуса учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в детском образовательном учреждении. В период учебного отпуска в соответствии с действующим трудовым законодательством за ней сохранялось рабочее место и учебная нагрузка, что является основанием для включения учебного отпуска в специальный трудовой стаж. Ранее действующее законодательство не предусматривало ограничений по включению в специальный стаж учебного отпуска, имевшего место до разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5.
Истец ДУРОВА Т.А. в судебном заседании заявленные требования, основания и предмет иска поддержала.
Представитель ответчика Государственного учреждении Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области, предъявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Заслушав истца, огласив письменный отзыв ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с указанными правилами, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Такие списки в отношении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, и Правила исчисления стажа педагогической деятельности были утверждены Правительством Российской Федерации Постановление N 1067 от 22 сентября 1999 года и Постановлением N 781 от 29 октября 2002 года.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Таким законодательством является Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения, пунктом 3 Приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В судебном заседании установлено, что истец, осуществляя с ДД.ММ.ГГГГ педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении; находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, получая педагогическое образование по специальности - воспитатель в дошкольных учреждениях, после окончания обучения продолжила педагогическую деятельность. С учетом положений статей 6 (часть 1), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, указанные периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель.
Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года.
Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из содержания Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании", в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Из трудовой книжки истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в Детском саду N, который находился в ведомственной подчиненности ОАО " "..."" и структурно входил в отдел дошкольных учреждений. ДД.ММ.ГГГГ была уволена по переводу в "..." и ДД.ММ.ГГГГ принята переводом в ДОУ N в должности воспитателя в детский са "адрес" (л.д. 8-13).
Записи свидетельствуют о том, что детский са "адрес" на период увольнения истца и перевода передавался от ОАО " "..."" в муниципальную собственность, после чего вновь создавался как самостоятельное юридическое лицо, о чем свидетельствуют: Устав МДОУ N, принятый ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный на основании Постановления Главы Администрации Тагилстроевского района от ДД.ММ.ГГГГ N, и лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования.
Согласно Уставу ДОУ N является МДОУ детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников.
Указанное учреждение в последующем было переименовано в МДОУ "Детский са "адрес" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников", в дальнейшем в МБДОУ "Детский са "адрес" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников".
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период реорганизации дошкольного образовательного учреждения Детский са "адрес", истец занимала должность воспитателя, работала в дошкольном образовательном учреждении, которое оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и ее работа непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций.
Из изложенного следует, что истец осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, цели и задачи которого соответствуют целям и задачам учреждения, поименованного Списком; учреждение создано в целях осуществления образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования; цели и задачи учреждения при реорганизации учреждения не изменялись.
Отсутствие статуса юридического лица не исключает возможность включение в специальный педагогический стаж оспариваемого периода, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица образовательного учреждения.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).
Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждений является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.
Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществления педагогической деятельности истцом, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что ответчик в бесспорном порядке зачел истцу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж "..." года "..." месяцев "..." дня. С учетом периодов работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "..." лет "..." месяцев "..." дней), за исключением "..." дней отпуска без сохранения заработной платы; и учебных отпусков в общей сложности "..." дня ( "..." месяца "..." дня), которые также подлежат зачету в стаж с учетом вышеизложенного в настоящем решении вывода суда, специальный стаж работы истца на указанную дату составит "..." года "..." месяцев "..." день. Требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 25-летний стаж педагогической деятельности определяется датой ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право истца на досрочное назначение пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцом своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовую пенсию по старости.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ДУРОВА Т.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ДУРОВА Т.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Признать за ДУРОВА Т.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ДУРОВА Т.А. периоды работы: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - дошкольное образовательное учреждение N, воспитатель, за исключением "..." дней отпуска без сохранения заработной платы; учебные отпуска в период работы в детском саду N ОАО " "..."", воспитателем: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и назначить ДУРОВА Т.А. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.