РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
при секретаре Васильевой А.Р.,
помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Григорьева И.О.,
истца Кокориной М.А.,
представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил - Сазоновой С.С., действующей на основании доверенности N 29, выданной 10 августа 2012 года, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1736/2012 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Кокориной М. А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Кокориной М.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", в котором просил признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, незаконным; возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО "город Нижний Тагил" для Кокориной М.А., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО "город Нижний Тагил" для целевого распределения его Кокориной М.А.; возложить обязанность на Администрацию МО "город Нижний Тагил" оформить полученное жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кокориной М.А., по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что Кокорина М.А. была рождена в роддоме г. Невьянска Свердловской области. После ее реождния мать ребенка - К., "..." года рождения, написала заявление - отказ от ребенка, в связи с состоянием здоровья ребенка. Юридически отца у Кокориной М.А. нет, о чем свидетельствует справка формы N, выданная Невьянским отделением ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ. Глава администрации г. Невьянска своим письмом за N от ДД.ММ.ГГГГ просил Департамент здравоохранения Свердловской области определить Кокорину М.А. в дом ребенка на полное государственное обеспечение. Постановлением главы города Н.Тагил за N от ДД.ММ.ГГГГ "О переводе в муниципальное образовательное учреждение санаторно-лесной сельский дошкольный детский дом "Антоновский" несовершеннолетней Кокориной М.А., "..." года рождения", Кокорина М.А была переведена в детский дом "Атоновский" на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением за Кокориной М.А. жилая площадь закреплена не была, ввиду отсутствия регистрации места жительства. Постановлением главы г. Н.Тагил за N от ДД.ММ.ГГГГ "О переводе из муниципального образовательного учреждения санаторного детского дома "..." в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) "..." для детей с отклонениями в развитии "..." вида несовершеннолетней Кокориной М.А., последняя была переведен в "..." на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением жилая площадь за ней закреплена не была. Воспитываясь в "...", Кокорина М.А. пошла учиться в первый класс "...". Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за N от ДД.ММ.ГГГГ "О направлении детей в Нижнетагильский детский дом-школу N 1", Кокориной М.А. было выдано направление для зачисления в НТ "...", где она являлась воспитанницей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Воспитываясь в "...", Кокорина М.А. окончила "..." классов "...", затем была переведена в "..." где окончила "..." классов в "..." году. На основании направления N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Кокориной М.А. для обучения в ГОУ НПО Со "...", с ДД.ММ.ГГГГ Кокорина М.А. обучалась на дневном отделении в ГБОУ СПО Со "..." по профессии "...". Кокорина М.А. окончила обучение в техникуме ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственно обеспечении, проживала в общежитии техникума. Согласно уведомления, полученного из УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, сведений в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нет. С ДД.ММ.ГГГГ Кокорина М.А. состоит на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по г. Н.Тагил. Кокорина М.А. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил. На ДД.ММ.ГГГГ ее очередь была под N N.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда изменено процессуальное положение Министерства финансов Свердловской области с третьего лица на соответчика, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство свердловской области, в качестве третьего лица привлечен ГКУ СО "Фонд жилищного строительства".
Помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области ГРИГОРЬЕВ И.О. в судебном заседании отказался от исковых требований к представителю соответчика Правительства Свердловской области. В остальной части заявленные требования, основания и предмет иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Истец Кокорина М.А. в судебном заседании также отказалась от исковых требований к представителю соответчика Правительства Свердловской области. В остальной части заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Судом принят отказ помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Григорьева И.О. и истца Кокориной М.А. от исковых требований к представителю ответчика Правительства Свердловской области (л.д. 108,109), о чем имеется отдельное определение.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 106), направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 99-103), в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года N 84-ПП.
Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 12 Порядка обеспечения Министерству предоставлено также полномочие по распределению приказом министра построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам.
Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма.
При наличии у истца права на получение жилого помещения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, требование истца требование истца о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении обязанности, непредусмотренной законом.
Решение суда подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу либо в течение 2-х месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, обязанность, о возложении которой просит истец, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленный Порядком обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Порядком обеспечения, т.к. фактическим истец требует предоставить жилье без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Истец фактически просит предоставить дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком (л.д. 108-112).
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.96), причину не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не направил. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель соответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.105), направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.37-40). В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель соответчика Министерства финансов Свердловской области в письменном отзыве в обоснование своей позиции по делу указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года N 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. Согласно ч. 2 п. 1 ст.ст. 8, 5 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях исполнения федерального законодательства Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года N 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с Порядком, постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года N 1631-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" и Законом Свердловской области от 26.11.2010 года N 100-ФЗ "Об областном бюджете на 2011 год" функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями, согласно Порядку является Свердловской областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, кроме того, Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года N 1524-ПП, такое полномочие Министерства финансов Свердловской области не предусматривает.
Представитель соответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.104), причину не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не направил. Применительно к части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, причину не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не направил (л.д.98). В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения прокурора, заключение представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району года Нижний Тагил - Сазоновой С.С., настаивающую на удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Кокориной М.А., огласив отзывы ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года N 163-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года N 100-ФЗ "Об областном бюджете на 2011 год" функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года N 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований.
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Приказы министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что Кокорина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилья. Мать истца - К. написала заявление-отказ от ребенка (л.д. 9), отца у истца юридически нет. Постановлением Главы Администрации г. Невьянска от ДД.ММ.ГГГГ Nп Кокорина М.А. определена в "..." на полное государственное обеспечение (л.д. 12). Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N, Кокорина М.А. переведена в муниципальное образовательное учреждение санаторно-лесной сельский дошкольный детский дом "..." на полное государственное обеспечение, жилая площадь не закреплена (л.д. 13). Согласно Постановления Главы города Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N, Кокорина М.А. переведена из муниципального образовательного учреждения санаторный детский дом "Антоновский" в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в "..." для детей с отклонениями в развитии "..." вида на полное государственное обеспечение (л.д.14). Из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кокорина М.А. направлена для зачисления в "..." (л.д. 15,16).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N ГБОУ СПО СО "...", Кокорина М.А. обучалась на очной форме обучения в вышеуказанном техникуме по профессии маляр, штукатур с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23). Кокорина М.А. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес", "..." что подтверждается свидетельством N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). На Кокорину М.А. сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, нет (л.д. 22,55,56).
В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста "..." лет истец принят на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижний Тагил на основании Постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 08.06.2009 года N 895; установлена очередь по списку на ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.24).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 18 лет, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила человека его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Кокориной М. А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении жилого помещения Кокориной М. А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в Муниципальном образовании "город Нижний Тагил", для Кокориной М. А. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области для целевого распределения его Кокориной М. А..
Обязать Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области оформить полученное жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кокориной М. А. по договору социального найма.
Решение в течение одного месяца со дня вынесения может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - З.С.ФЕФЕЛОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.