РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2012 года Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области Е.В.Ватутиной,
представителя МКУ "Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" Тимониной М.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ямалеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1748 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил", Муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил" о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, находящемся вблизи земельного участка "адрес".
22.08.2012г. прокурор требования уточнил, просил возложить на Муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил", Муниципальное казенное учреждение "Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил" обязанность восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления на территории размером "..." метров, расположенного в "..." метрах западнее жилого дома N "адрес" в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, результате которой установлено, что Муниципальным казенным учреждением "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил", Муниципальным казенным учреждением "Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил" обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО г. Н.Тагил надлежащим образом не исполняется, а именно на земельном участке МО "г. Нижний Тагил", находящемся вблизи земельного участка по "адрес", находится незарегистрированное хранилище отходов - несанкционированная свалка. На обозначенном земельном участке установлен бункер для вывоза мусора, который переполнен, на поверхности почвы навален бытовой мусор (пищевые отходы, упаковочные материалы, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, картонные коробки), оконные рамы и иной мусор. Поскольку разрешительная документация на размещение отходов на указанной территории отсутствует, свалка отходов является несанкционированной.
Согласно информации, представленной начальником МКУ управление инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, свободен ох прав третьих лиц, государственная собственность на него не разграничена.
Существование данной свалки отходов является нарушением ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, поскольку владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктами 24 и 25 статьи 29 Устава МО "г.Н.Тагил", утвержденного Решением Нижнетагильской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрены полномочия администрации города Нижний Тагил по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, а также организация благоустройства и озеленения территории города.
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ст. 4 Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденных Постановлением главы Администрации г.Н.Тагила N от ДД.ММ.ГГГГ запрещается накапливать отходы в несанкционированных местах.
Статьями 2 и 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил, утвержденных Постановлением Главы г.Н.Тагила N от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что организация уборки территорий, не отведенных юридическим и физическим лицам, осуществляет администрация города по соглашению со специализированными организациями.
В силу п. 3 ст. 2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил на территории города запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Правил.
В соответствии с Положением о комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, Комитет является отраслевым органом администрации города Нижний Тагил, уполномоченном по вопросам управления жилищно-коммунальным и городским хозяйством города Нижний Тагил, который обладает правами юридического лица и в соответствии с возложенными на него задачами и функциями организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, осуществляет организацию благоустройства и озеленения территории города, использования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий и т.д.
В связи с невозможностью установления лиц, разместивших отходы, с учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля, бюджетного планирования и финансирования экологических мероприятий, а также компенсации отраслевых органов, входящих в структуру Администрации города, считают, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки необходимо возложить на ответчиков.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Н.Тагил уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" иск не признала, в обоснование возражений указала, что с целью реализации вопроса местного значения- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г.Н.Тагиле администрацией приняты постановления: N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил", N от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Нижний Тагил".
Решение вопроса организации и утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов возложено на комитет по городскому хозяйству Администрации города. Организация ликвидации несанкционированных свалок на территории города относится к полномочиям комитета по городскому хозяйству Администрации города. В соответствии с Решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об учреждении комитета по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил и утверждении Положения о комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" (в ред. 17.07.2012г. N30) комитет по городскому хозяйству администрации города является самостоятельным юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде. Полагает, что надлежащим ответчиком является комитет по городскому хозяйству Администрации города. Прокуратурой не было предпринято мер к установлению лиц, выбрасывающих мусор на несанкционированную свалку, не опрошены жители близлежащих домов, не выявлено имеются ли у них договора на вывоз мусора. Договор на вывоз мусора из бункера, установленного "адрес" заключен с ИП Винтовкиным. Статьей 2 Постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил" предусмотрено, что в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п. 1 ст. 2 Правил. Пункт 1 ст. 2 Правил предусматривает, что уборка отведенных земельных участков и прилегающих территорий обеспечивается физическими и юридическими лицами. Доказательств того, что свалка ликвидирована не имеет.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения "Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил", надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. На основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело без его участия.
Третье лицо ИП Винтовкин в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки не сообщил, не просил дело слушанием отложить.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в совокупности суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
Статья 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" возлагает на органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществлять экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информировать население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивать организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.24 ч.1 ст.5 и п.24 ч.1 ст.29 Устава города Нижний Тагил, утвержденного решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, к вопросам местного значения и полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Нижнетагильской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N учрежден Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил и утверждено Положение о Комитете по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил.
Согласно ст.1 Положения, Комитет по городскому хозяйству является отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по организации комплекса благоустройства города, строительства, транспорта и связи. Комитет по городскому хозяйству действует на основании Устава города Нижний Тагил и настоящего Положения, наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в органах, осуществляющих казначейское исполнение бюджета города, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в судах всех уровней.
Комитет входит в структуру Администрации города Нижний Тагил. Должности специалистов комитета являются должностями муниципальной службы. Координацию деятельности Комитета по городскому хозяйству осуществляет заместитель Главы Администрации города по городскому хозяйству и строительству.
К полномочиям Комитета по городскому хозяйству п.5 ст.3 Положения относит организацию сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых отходов.
Имущество, используемое Комитетом при осуществлении возложенных на него функций, является муниципальной собственностью. За Комитетом в установленном законодательством порядке закрепляется движимое и недвижимое имущество, необходимое для достижения возложенных на Комитет задач. В отношении указанного имущества Комитет осуществляет в пределах, установленных законом, и назначением имущества права владения и пользования.
Финансирование Комитета осуществляется по бюджетной смете в пределах средств на содержание комитета, утвержденных на соответствующий финансовый год Решением городской Думы. Комитет отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст.7 Положения).
В соответствии с п.11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Однако согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарного эпидемиологического законодательства, в результате которой выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки было установлено, что на местности протяженностью "..." м., шириной "..." м., расположенной вблизи жилого "адрес". На установленном земельном участке установлен бункер для вывоза мусора, который переполнен, на поверхности почвы навален бытовой мусор (пищевые отходы, упаковочные материалы, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, картонные коробки), оконные рамы и иной мусор, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) и фототаблицей (л.д.6-8).
Из ответа МКУ управление инвестиций, архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что земельный участок по адресу: "адрес" имеет кадастровый номер N, предназначенный для эксплуатации индивидуального жилого дома. Смежными с ним являются земельные участки по адресам: "адрес" и земли свободные от прав третьих лиц, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми на основании п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" осуществляется органами местного самоуправления (л.д.10).
Собственник отходов не установлен, доказательств, что таковым не являются ответчики, не представлено. Исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, того обстоятельства, что представитель ответчика Муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" не оспаривал факт организации несанкционированной свалки на спорной территории, суд считает, что размещенные отходы являются собственностью муниципального образования.
Поскольку организация сбора, вывода, утилизации и переработки бытовых отходов относится к вопросам местного значения, Комитет по городскому хозяйству входит в структуру администрации города, которая и координирует его действия по всем вопросам, в том числе и по спорному вопросу, финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств местного бюджета, суд полагает, что администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" является надлежащим ответчиком в данном споре.
Ненадлежащее исполнение ответчиками обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - фактически ликвидации несанкционированной свалки нарушают конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, суд полагает требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд не может принять во внимание то обстоятельство, что между МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" и ИП Винтовкиным заключен муниципальный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по сбору мусора от несанкционированных свалок на территории г.Н.Тагил ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со сметным расчетом (Приложение N) и Перечнем (приложение N).
Действительно в приложении имеется ул. Соревнования, однако непосредственно место несанкционированной свалки подлежащей уборке ДД.ММ.ГГГГ ИП Винтовкиным не определено, т.к. не указано где расположена несанкционированная свалка в начале, средине или конце улицы, также невозможно определить какой объем мусора должен вывозить ИП Винтовкин с данной территории и достаточен ли данный объем.
Если исходить из акта проверки, то объем подлежащий вывозу ИП Винтовкиным недостаточен, т.к. исходя из фототаблицы, находящихся в спорном месте контейнеров недостаточно, т.к. контейнеры полностью заполнены и достаточно большой объем находится вокруг контейнеров, следовательно, вывоз мусора организован недостаточно и не соответствует необходимым объемам.
Суд не может принять как доказательство ликвидации спорной несанкционированной свалки перечня объекта по ликвидации, подписанного ИП Винтовкиным и инженером "..." с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.к. в данной информации имеется только объем и нет сведений о полной ликвидации свалки, фототаблица не приложена из которой возможно было бы установить, что свалка ликвидирована полностью.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и Муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил" удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и Муниципальное казенное учреждение "Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил" восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления свалки отходов производства и потребления, на территории размером "..." х "..." метров, расположенного в "..." метрах западнее жилого дома N по улице "адрес" в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента провозглашения с принесением жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья - И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен 01.10.2012г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.