РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Гармаш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко Н.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Борисенко Н.В. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должностях среднего медицинского и врачебного персонала, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ в составе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
ДД.ММ.ГГГГ Борисенко Н.В. представила в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - Управление ПФ РФ в городе Нижний Тагил) документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста, в порядке подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N из специального трудового стажа Борисенко Н.В. исключены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 16 дней) участковым врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера N Государственного медицинского объединения "...",
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 07 месяцев 01 день), ДД.ММ.ГГГГ (01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 16 дней) участковым врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера N Муниципального учреждения здравоохранения городского медицинского объединения "...",
так как учреждение здравоохранения "противотуберкулезный диспансер" не имело правового статуса юридического лица и наименование "государственное медицинское объединение" не предусмотрено пенсионным законодательством, подпункт "б" пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, статья 12 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 23.07.1993 N 5487-1, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (далее - Постановление N 464, Список от 06.09.1991), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (далее - Номенклатура от 03.11.1999), пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления срока выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Список от 22.09.1999, Правила от 22.09.1999, Постановление N 1066), пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Постановление N 781, Правила от 29.10.2002, Список от 29.10.2002).
Так же решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N из специального трудового стажа Борисенко Н.В. исключено время прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 23 дня),
так как в указанные периоды не осуществлялась лечебная деятельность, пункт 5 Разъяснений N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила от 11.07.2002, Постановление N 516).
Кроме того, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования на имя Борисенко Н.В. с даты регистрации ДД.ММ.ГГГГ не содержится код особых условий труда (реквизит "условия для досрочного назначения трудовой пенсии по старости") в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, статья 96 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", статья 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения независимо от возраста Борисенко Н.В. отказано.
03.08.2012 Борисенко Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в городе Нижний Тагил о признании права на досрочное назначение (получение) трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в порядке подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отмене решения Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N и возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды работы участковым врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера медицинского объединения "Фтизиопульмонология", включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в календарном исчислении и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований Борисенко Н.В. указала, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности участкового врача-фтизиатра противотуберкулезного диспансера (поликлиники) городской туберкулезной больницы и неоднократные переименования лечебного учреждения не повлекли для истца каких-либо изменений в условиях труда и заработной платы.
Исключение из специального трудового стажа лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации истец также полагает необоснованным, поскольку периодическое повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности.
Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил Тарасова А.А. иск Борисенко Н.В. не признала полностью и в письменном отзыве от 03.10.2012 указала, что оценка пенсионных прав истца произведена на основании действующего и ранее действовавшего пенсионного законодательства. К зачету в специальный стаж лечебной деятельности приняты периоды работы истца продолжительностью "..." года "..." месяцев "..." дней.
Ряд наименований лечебного учреждения, в котором работала Борисенко Н.В. в спорный период, не соответствуют положениям пенсионного законодательства и тождественность наименований должна устанавливаться на федеральном уровне.
В периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Борисенко Н.В. не осуществлялась лечебная деятельность, с которой закон связывает возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заслушав объяснения истца и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Борисенко Н.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 1.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статьям 7, 27 пункт 1 подпункт 20 Федерального закона в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного срока лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 03.06.2004.
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002 (статья 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона (статья 120 Конституции Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6.03.2003 N 107-О, пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8).
Принятая ответчиком к зачету лечебная и иная деятельность Борисенко Н.В. по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим пенсионным законодательством составила "..." год "..." месяца "..." дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П - "..." год "..." месяца "..." дней, по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до введения в действие нового правового регулирования, - "..." года "..." месяцев "..." дней.
Согласно статье 13 Федерального закона, статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению?, утвержденному Постановлением Минтруда России от 27.02.2002 N 16, Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, трудовой и страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается по документам, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника (статья 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971, статья 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
В трудовой книжке Борисенко Н.В. имеются записи:
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Городская туберкулезная больница "...". Принята на должность участкового врача-педиатра в диспансерное отделение N";
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Гортуббольница переименована в государственное медицинское объединение "...". Продолжает работать участковым врачом-фтизиопедиатром";
N без даты - "Государственное медицинское объединение "..." реорганизовано в МУЗ Городское медицинское объединение "..." в соответствии с постановлением Главы администрации города Нижний Тагил от 08.02.1994 N 50";
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Городское медицинское объединение "..." переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Туберкулезная больница";
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Диспансерное отделение N считать поликлиникой N";
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Муниципальное учреждение здравоохранения "Туберкулезная больница" переименована в Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N";
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N" переименован в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N".
В тех случаях, когда в трудовой книжке содержаться неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка от 31.03.2011).
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона (в том числе пунктом 1 статьи 27), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, - характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Вместе с тем, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции - занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и так далее (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года).
Из уточняющей справки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N" от 05.03.2012 N 21 и копий приказов по лечебному учреждению следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Борисенко Н.В. работает участковым врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера (поликлиники) N в составе туберкулезной больницы "...".
Наличие у Борисенко Н.В. высшего медицинского образования по специальности "педиатрия", а также специализации врача-фтизиатра, подтверждается копиями диплома, удостоверения и свидетельства о прохождении повышения квалификации, а также сертификатом специалиста по фтизиатрии.
Списком от 29.10.2002 в разделах "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований, должность среднего медицинского персонала - медицинская сестра, больницы всех наименований, поликлиники всех наименований, диспансеры, в том числе противотуберкулезный.
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 Правил от 29.10.2002).
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке (пункты 4, 5 Правил от 29.10.2002).
В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (пункт 6 Правил от 29.10.2002).
Ранее применявшийся при оценке пенсионных прав Список от 06.09.1991 и Постановление N 464 предусматривали включение в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения всех видов лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) всех форм собственности и должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Постановлением N 1066 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком от 06.09.1991, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением N 1066.
Для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения необходимо подтверждение того обстоятельства, что работа (в период после 01.11.1999) в соответствующих должностях врачей и среднего медперсонала в государственных и муниципальных учреждениях, выполнялась в течение полного рабочего дня (пункт 2 телетайпограммы Минтруда России от 02.02.2000 N 711-ВР и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.02.2000 N КА-06-31/1143).
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229 и Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 N 627, предусмотрены:
учреждения здравоохранения: больницы, в том числе городская, туберкулезная, в том числе детская; диспансеры, включая противотуберкулезный; поликлиники;
должности медицинского персонала: врачи, в том числе врач-педиатр, врач-пульмонолог, врач-фтизиатр, врач-фтизиатр участковый; средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра.
Лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО).
Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом осуществляется в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) по месту жительства, работы, службы, учебы, содержания больного в следственном изоляторе или исправительном учреждении (Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892).
В соответствии с ранее действовавшим Законом СССР от 30.06.1987 "О государственном предприятии (объединении)" предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, обладает обособленной частью общенародной собственности и имеет самостоятельный баланс (статья 1).
В отраслях народного хозяйства в соответствии с целями и задачами хозяйственной деятельности, особенностями структуры и организации управления действуют различные виды объединений и самостоятельные предприятия. Объединение, независимо от территориального расположения структурных единиц и входящих в его состав самостоятельных предприятий, функционирует как единый производственно - хозяйственный комплекс, обеспечивает органическое сочетание интересов развития отраслей и территорий. Оно осуществляет свою деятельность на основе единого плана и баланса.
Предприятие состоит из действующих на началах внутреннего хозяйственного расчета или коллективного подряда подразделений: производств, цехов, отделений, участков, ферм, бригад, звеньев, бюро, лабораторий и других. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.
В объединении его структурные единицы действуют на хозрасчетных началах и в соответствии с положениями о них, утверждаемыми объединением, состоят из подразделений. Структурная единица может иметь отдельный баланс и счета в учреждениях банков. Ее структура утверждается объединением.
В объединение наряду со структурными единицами могут входить самостоятельные предприятия, которые пользуются правами в соответствии с настоящим Законом (статья 5).
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.05.1990 N 188 утверждено Положение о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма, и предписано пересмотреть организационную структуру управления сети лечебно-профилактических учреждений, поставив задачу расширения их самостоятельности и обеспечить условия для практической реализации прав лечебно-профилактических учреждений по мере их перехода на новые условия хозяйствования.
В целях усиления взаимосвязи и преемственности между ЛПУ разного типа, эффективного использования имеющихся ресурсов и на этой основе более полного удовлетворения потребности населения в медицинской помощи, лечебно-профилактические учреждения могут создавать медицинские объединения (ТМО), деятельность которых регламентируется соответствующим положением.
Приказом отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от 12.04.1991 N 59-П в целях совершенствования структуры и управления фтизиатрической службы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.05.1990 N 188 создано Государственное медицинское объединение "Фтизиопульмонология" в составе:
головного учреждения - городской туберкулезной больницы;
городского детского санатория - реабилитационного филиала объединения - городского детского туберкулезного санатория "Пихтовые горы".
Тем же приказом отдела здравоохранения утверждено Положение о Государственном медицинском объединении "Фтизиопульмонология".
В структуру ГМОФП включены:
стационарные отделения на 350 коек с лечебно-диагностическими отделениями и кабинетами;
ночной профилакторий на 50 коек;
межрайонный противотуберкулезный диспансер;
межрайонная бактериологическая лаборатория;
отдел экспертизы противотуберкулезной помощи;
централизованная бухгалтерия и отдел кадров;
служба АХЧ;
городской детский санаторий - реабилитационный филиал ГМОФП на 125 коек.
Городское объединение "..." пользуется правами юридического лица.
22.07.1993 Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и закреплено разделение системы здравоохранения на государственную и муниципальную, что соответствовало положениям статей 20-24 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", статьям 6, 7 Закона РСФСР от 03.07.1991 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", устанавливающим деление государственной собственности на федеральную, собственность субъектов РСФСР и муниципальную, а также деление предприятий по организационно-правовым формам на государственные и муниципальные.
Постановлением Главы администрации города Нижний Тагил от 08.02.1994 N 50 Государственное медицинское объединение "..." реорганизовано в Муниципальное учреждение здравоохранения городское медицинское объединение "...".
Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения" руководителям органов управления здравоохранением предписано привести наименования учреждений здравоохранения в соответствии с Номенклатурой, в связи с чем, постановлением главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 17.12.1999 N 970 Муниципальное учреждение здравоохранения городское медицинское объединение "..." переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "...".
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В сфере образования, здравоохранения и культуры к федеральным органам исполнительной власти, представляющим документы для установления тождества должностей, учреждений, структурных подразделений, отнесены соответственно Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.05.2001 N 38 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.09.2002 N МЗ-25-27/8791 разъяснено, что возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не установил требования о необходимости приведения правового статуса учреждений, созданных до даты введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 08.12.1994, в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, территориальные органы ПФР не могут предъявлять требование о регистрации или перерегистрации к учреждениям, созданным до 08.12.1994 и продолжающим действовать до настоящего времени.
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
В случаях если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании Типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего Типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется.
Учитывая отсутствие вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы, связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, необходимо при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко дню обращения за пенсией.
Если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 08.12.1994 и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного фонда Российский Федерации могут весь период работы педагогических и медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал. При этом в органы ПФР работодателем представляется корректирующая форма для учета индивидуальных сведений о застрахованном лице.
Таким образом, неоднократные изменения наименования и структуры туберкулезной больницы в результате разграничения государственной собственности, реорганизации и переименования, а также отсутствие у структурного подразделения медицинского объединения, в частности, противотуберкулезного диспансера, правового статуса юридического лица, не могут служить основанием для ограничения трудовых и пенсионных прав врачей-специалистов и медицинского персонала, участвующих в деятельности по оказанию противотуберкулезной помощи на территории города Нижний Тагил.
Фактическое выполнение Борисенко Н.В. трудовых функций участкового врача-фтизиатра в составе городской больницы (диспансера, поликлиники) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 07 месяцев 01 день), ДД.ММ.ГГГГ (01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 16 дней) в достаточной мере подтверждается материалами гражданского дела, в связи с чем, указанные спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности истца в календарном исчислении.
Согласно уточняющей справке Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N" от 05.03.2012 N 21 Борисенко Н.В. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 23 дня).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2006, разъяснено, что в силу пункта 4 Правил от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Данный Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации опубликован и подлежит учету в правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (статьи 4, 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 4, 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993, статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2012, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку периодическое прохождение курсов дополнительного образования является обязательным условием осуществления медицинской или фармацевтической деятельности, время нахождения Борисенко Н.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, всего продолжительностью 04 месяца 14 дней, также подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности истца в календарном порядке.
Приведенные в спорном решении от ДД.ММ.ГГГГ N доводы об отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимой информации об особых условиях труда Борисенко Н.В. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) не основаны на положениях действующего пенсионного законодательства. Указанные сведения носят производный характер и неполнота сведений лицевого счета может быть устранена в порядке представления страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации недостающих сведений о страховом стаже (статья 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии с указанным Законом в целях реализации гражданами пенсионных прав органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены правом и обязаны требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, проводить проверку достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет (статья 16).
Согласно статьям 12, 19, 23 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При этом необходимо иметь в виду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Продолжительность специального трудового стажа лечебной и иной деятельности Борисенко Н.В. по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом спорных периодов составит "..." лет "..." месяца "..." дней, что отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" и по другим основаниям ответчиком не оспаривается (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения спорных периодов работы создает препятствия в осуществлении истцом своего права на пенсионное обеспечение, является незаконным и не действующим с момента его принятия (статья 39 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей подлежат возмещению ответчиком в полном объеме (статьи 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Борисенко Н.В. удовлетворить полностью.
Признать право Борисенко Н.В. на досрочное назначение и получение установленной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить Борисенко Н.В. в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в календарном исчислении:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 16 дней) участковым врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера N Государственного медицинского объединения "...",
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 07 месяцев 01 день), ДД.ММ.ГГГГ (01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 16 дней) участковым врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера N Муниципального учреждения здравоохранения городского медицинского объединения "...",
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 23 дня) - время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства,
и назначить Борисенко Н.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в пользу Борисенко Н.В. возмещение судебных расходов в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.