РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Небогатиковой Н.В. к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр организации отдыха и оздоровления детей" о перерасчете среднего заработка для определения размера пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Небогатикова Н.В. принята на работу в МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" в должности "..." на основании письменного трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ по основному месту работы на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" и Небогатиковой Н.В. прекращен по инициативе работника, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ работодателем МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" на основании Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62, Небогатиковой Н.В. выдана справка о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице, в которой указан среднемесячный заработок за последние три месяца с учетом районного коэффициента в размере "..." рубля "..." копейки.
ДД.ММ.ГГГГ Небогатикова Н.В. признана безработной и зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в Государственном казенном учреждении социальной защиты населения Свердловской области "Нижнетагильский центр занятости".
04.09.2012 Небогатикова Н.В. обратилась в суд с иском к МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" о перерасчете средней заработной платы для определения размера пособия по безработице в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития от 12.08.2003 N 62.
В обоснование своих требований Небогатикова Н.В. указала, что работала в организации ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора. В марте "..." года Небогатиковой Н.В. была начислена заработная плата в размере "..." рубль "..." копеек за 12 рабочих дней, в апреле "..." года - "..." рублей "..." копеек (в том числе компенсация при увольнении в размере "..." рублей "..." копеек) за 6 рабочих дней.
Небогатикова Н.В. полагает, что расчет ее среднемесячной заработной платы произведен МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" неправильно.
В судебном заседании истец пояснила, что не составляла собственный расчет средней заработной платы. Однако по результатам многочисленных консультаций, в том числе в аудиторской организации, специалисты указали на неправильность расчета.
Представители ответчика МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" Пермякова Е.Н. и Бобылева А.Ю. иск Небогатиковой Н.В. не признали полностью и пояснили, что в случае применения Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 средняя заработная плата Небогатиковой Н.В. действительно составит более "..." рублей.
В свою очередь, МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" руководствовался формой справки о средней заработной плате, выданной для использования огранном занятости населения, в которой указывается "среднемесячный заработок за последние три месяца с учетом районного коэффициента". По мнению представителей ответчика, понятия "средней заработной платы" и "среднемесячного заработка" различны.
Указанный в справке от ДД.ММ.ГГГГ среднемесячный заработок Небогатиковой Н.В. в сумме "..." рубля "..." копейки получен следующим образом: "...".
Представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения социальной защиты населения Свердловской области "Нижнетагильский центр занятости" направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения истца и представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Небогатиковой Н.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Наличие трудовых отношений сторон в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается копией письменного трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 3-4) и другими материалами гражданского дела.
Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3) и право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1).
По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.
Следовательно, регламентация порядка и условий обеспечения безработных граждан не может осуществляться без учета характера и целевого назначения производимых выплат, вне связи с содержанием законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения, его принципами и целями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П, от 22.10.2009 N 15-П).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (статья 30).
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (статья 33).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 888 на 2012 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 утвержден Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее - Порядок).
Порядок определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а именно:
для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах;
для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности (пункт 1).
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат (пункт 2).
Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (пункт 3).
В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (пункт 5).
В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (пункт 6).
Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).
Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней (пункт 7).
Из представленных МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" справок и документов первичного учета труда и его оплаты (л. д. 3-5, 27-30) следует, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Небогатиковой Н.В. в режиме пятидневной рабочей недели начислена заработная плата (до удержания налога на доходы физических лиц):
март "..." года - в размере "..." рубль "..." копеек за 12 рабочих дней,
апрель "..." года - "..." рублей "..." копейки за 6 рабочих дней "...".
В соответствии правилами и последовательностью расчета, установленными Порядком, средний заработок Небогатиковой Н.В. составит сумму "..." рубль "..." копеек из расчета:
средний дневной заработок ( "..." рубль "..." копеек (сумма заработной платы, фактически начисленной за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) : 12 (количество фактически отработанных в этот период дней) = "..." рубля "..." копейка х 19 (среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде при пятидневной рабочей неделе: "...".
Доводы представителей ответчика о различиях "среднего заработка" и "среднемесячного заработка", а также об использовании для расчета типовой формы справки, предоставленной органом занятости населения, не мотивированы применительно к нормам действующего законодательства, включая правила ведения бухгалтерского учета, учета труда и заработной платы.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости от 08.11.2010 N 3281-6-2 разъяснено, что форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а также порядок ее выдачи нормативными правовыми актами Российской Федерации не утверждены.
В связи с этим в случае отсутствия установленных формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и порядка ее выдачи работодатель может выдать указанную справку в произвольной форме с указанием общепринятых для документов организации (работодателя) реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке, рассчитанном в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Поскольку на федеральном уровне форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, содержащей необходимую информацию для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, не утверждена, справка, утвержденная органами государственной власти субъектов Российской Федерации, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне.
При этом непредставление справки по форме, утвержденной нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в признании гражданина безработным и начислении пособия по безработице.
Таким образом, справка о "среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы" подлежит выдаче Небогатиковой Н.В. работодателем МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" в произвольной форме и в строгом соответствии с методикой расчета, приведенного в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Небогатиковой Н.В. удовлетворить полностью.
Обязать к Муниципальное бюджетное учреждение "Центр организации отдыха и оздоровления детей" (ИНН N) выдать Небогатиковой Н.В. справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в произвольной форме с указанием общепринятых для документов организации (работодателя) реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке, рассчитанном в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости", - в размере "..." рубль "..." копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения "Центр организации отдыха и оздоровления детей" (ИНН N) государственную пошлину в размере "..." рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.